Всё зло от идеалистов (5 фото)
Летом 2014 года французы пышно отмечали 70-летие освобождения Парижа, и опять не обошлось без славословий в адрес нацистского генерала, который, по мнению многих, не позволил превратить самый красивый город мира во второй Сталинград.
И объясняют это романтичные парижане конечно же тем, что генерал Дитрих фон Хольтиц пылал горячей любовью к «празднику, который всегда с тобой».
Как обычно, в жизни всё было гораздо проще и прозаичнее.
9 августа 1944 года в Париж прибыл новый военный губернатор и начальник немецкого гарнизона – генерал от инфантерии Дитрих фон Хольтиц, с личным приказом Адольфа Гитлера об обороне французской столицы до последнего человека.
В последующие 16 дней своего губернаторства, фон Хольтиц постоянно получал по телефону прямые указания Гитлера о том, что Париж «не должен попадать в руки врага, кроме как грудой обломков», и о необходимости подрыва мостов через Сену, да и всего парижского, на что у немцев хватит взрывчатки.
Самым известным в ходе телефонных разговоров между Хольтицем и Гитлером, является вопрос фюрера: «Горит ли Париж?» (с этим названием в 1966 году был снят франко-американский фильм с наиболее популярными на тот момент мировыми актёрами: Кирк Дуглас, Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Ив Монтан и пр., где Хольтиц выставлялся гуманистом и героем).
«Гуманист и герой» Фон Хольтиц второй слева при вручении Рыцарского креста Железного креста
.
Боевой путь Дитриха фон Хольтица свидетельствует о том, что он всегда безукоризненно выполнял поставленные задачи. Родом из прусской военной семьи, он участвовал в Первой мировой войне, которую закончил с двумя Железными крестами и в звании старшего лейтенанта.
В начале Второй мировой войны командовал батальоном. За Голландскую операцию, приведшую к полному разрушению Роттердама, в 1940 году был награжден Рыцарским крестом Железного креста и стал полковником. Летом 1942 года во время осады в результате полностью разрушенного Севастополя, командовал полком. За Севастополь, в возрасте 47 лет Дитрих фон Хольтиц стал самым молодым на тот момент генералом Вермахта.
Генерал фон Хольтиц перед сдачей в плен – на рукаве виден «Крымский щит» за взятие Крыма
.
Почему Дидрих фон Хольтиц не выполнил прямой приказ Гитлера, и позволил союзникам взять Париж быстро и без крупномасштабных повреждений? Да всё очень просто. Профессиональный военный, он отлично понимал, что город ему не отстоять, а он сам будет в лучшем случае пленен. При этом через шведского консула Рауля Нординга генералу постоянно сообщалось, что в случае попыток уничтожения Парижа, фон Хольтиц автоматически получит статус военного преступника.
Кроме того, семья фон Хольтица (две дочери и беременная жена) были к тому времени вывезены из Германии, и им не грозил приказ Гитлера об ответственности родственников генералов за измену присяге и фюреру.
И еще немаловажное для офицера обстоятельство – генералу фон Хольтицу было позволено сдаться в плен после «боя чести», и не парижским ополченцам из Сопротивления, а регулярным воинским частям войск союзников.
Высокопоставленные немецкие офицеры поджидают в отеле Hôtel Majestic «боя чести»
.
И я был даже как-то рад когда оказалось, что сведения, содержащиеся в англо- и немецкоязычных статьях Википедии о награждении этого гитлеровского генерала французским Орденом Почётного Легиона, оказались фейком. Как и байкой оказались сообщения о наличии в Париже памятника генералу Дитриху фон Хольтицу. А вот следующая история, кажется мне вполне правдоподобной.
Дитрих фон Хольтиц был освобожден из плена в 1947 году, а в 1956 году менеджер отеля Hôtel Majestic (штаб-квартира немецких войск во время оккупации), якобы признал в блуждающем по отелю «будто в оцепенении» низеньком, пухленьком человечке бывшего военного губернатора Парижа. Когда менеджер подошел выразить своё почтение, фон Хольтиц попросил показать свой старый номер. Пробыв в нем минут пятнадцать, визитер отклонил предложенное шампанское и покинул отель.
Старый трус и изменник присяге генерал Дитрих фон Хольтиц умер в 1966 году в возрасте 71-го года в Баден-Бадене, где и был похоронен со всеми воинскими почестями. А будь он идеалистом и храбрецом, разве были бы у него такие пышные похороны? И остался бы Париж таким, каким мы его можем видеть сегодня?
Нет, будь фон Хольтиц героем, это был бы уже не этот Париж…
Похороны Дитриха фон Хольтица