«Сумасшедший русский» и все-все-все: кому сдаются линкоры? (13 фото)
Под градом снарядов американский корабль «Вест Вирджиния» просигналил: «Прекратите огонь, мы сдаёмся!». Эпохе линкоров пришёл конец.
Рождённый ползать
Их называли «джипами», «детскими авианосцами» и другими именами, многие из которых были не очень-то печатными. Официальное название класса эскортных авианосцев CVE моряки с мрачноватым юмором расшифровывали как Combustible, Vulnerable, Expendable — «огнеопасная уязвимая дешёвка». В общем, они были правы.
Идея постройки этих кораблей родилась на фирме с характерным американским названием «Кайзер». На дворе был 1942 год, и хотя японцам уже немного надавали при Мидуэе, число сохранившихся на плаву авианосцев наводило на адмиралов тоску и меланхолию. Введение в строй новых больших и красивых «Эссексов» ожидалось только через 38 месяцев после закладки, то есть примерно в 44-м году. Реально управились быстрее — но тогда об этом ещё никто не знал.
Тем временем фирма «Кайзер» уже научилась лепить транспорт типа «Либерти» как горячие пирожки. Услышав, что за авианосцы платят даже чуть побольше, спецы быстро пририсовали на чертеже транспортника ещё одну палубу сверху и отправились за деньгами.
Авианосцы США были реально нужны.
Первоначально идея корабля из… хм, палок и жести не нашла отклика в сердцах адмиралов.
Ими же потом командовать придётся, а это пятно на всю службу, коллеги будут смеяться за спиной до самой пенсии. Но кроме адмиралов у США был ещё и президент, который флотские дела знал туго. Зато уже многому научился у коллеги по профессии — некоего дяди Джо. Услышав про обещания кайзеровцев сделать «почти настоящий» авианосец за полгода, он усмехнулся и с непривычным американцам акцентом сказал: «Надо сдэлать за тры мэсяца!».
Екатерина, ты была неправа!
Поскольку авианосцев на верфи «Кайзера» строили много, имён для них тоже требовалось дофига. В итоге названия брали с карты. Карты архипелага Александра на юго-западе Аляски. Так в американском флоте появились корабли с именами «Калинин бэй» (вовсе не в честь «всесоюзного старосты» Калинина) или «Петров бэй», который вскоре получил прозвище «Сумасшедший русский».
Чтобы пойти служить на эти посудины, всем требовался наклон крыши — и побольше, побольше.
Проявлялось это и в бою, и на базе. Так, зайдя перекусить в английский порт, моряки с одного «джипа» спёрли… джип. Тот, который автомобиль. Дождались, пока хозяин отошёл, подцепили краном — и усё. А на вопросы офигевших англичан: «А где джип?» — отвечали: «Да вот же!», показывая при этом на свой корабль. Потом честно украденная машина таскала по палубе самолёты.
Ещё они затрофеили немецкую подлодку, но это уже была другая история.
В ваших часах не хватает двух камней — положить и сверху прихлопнуть!
Ещё CVE называли двух торпедными кораблями. Справедливость этого прозвища доказал уже второй корабль в серии, «Лиском Бэй».
В первом же боевом походе к островам Гилберта он попался в перископ японской субмарине.
Поскольку из сочетания «быстро, дёшево» и «противоторпедная защита» выбрали первое, японская торпеда угодила в кладовую с авиабомбами. Две ярко полыхавшие половинки авианосца продержались на воде 23 минуты. В итоге общее число погибших американцев превысило численность японского гарнизона на острове.
Жестянки против суперлинкоров
25 октября 1944 года шестнадцать «детских авианосцев» в заливе Лейте мирно бомбили японские позиции на Филлипинах. Торпед и бронебойных бомб этим отморозкам почти не выдали, опасаясь, что с них станется перетопить весь японский флот, не оставив ничего большим дядям. Несколько самолётов вообще загрузили пайками и прочей кока-колой, чтобы подкормить оголодавших десантников.
Внезапно из-за угла вылез японский флот во главе с суперлинкором «Ямато», который уже пару дней числился утопленным. На «Калинин бэе», «Сумасшедшем русском» и других CVE резко поняли, что «пушной зверь» пришёл. Вокруг «детских авианосцев» сразу появилось множество разноцветных фонтанов (японские корабли имели пристрелочные снаряды разного цвета). Кто-то из моряков даже пошутил что по ним стреляет Technicolor!
Приличный европейский флот при таком раскладе немедленно бы самозатопился, поскольку воевать всё равно не светит, а так хоть матросы (те, кто доплывёт до берега) в пехоте поорудуют.
Но психи с CVE топиться не стали, а начали поднимать самолёты. Бомб и торпед хватило не всем, поэтому часть истребителей просто стреляла по линкорам из пулемётов, а когда патроны кончались, просто жужжали над головой.
По итогам первого раунда в активе японцев оказался один утопленный CVE — «Гамбиер Бэй».
Прикинув количество торпед и бомб, прилетевших в ответку, доблестные самураи решили: «Ну их нафиг, этих психов!». Ладно ещё погибнуть в бою с американскими линкорами… Ну или настоящими, большими авианосцами.
Быть утопленными дешёвыми жестянками — уж лучше сразу харакири на мостике сделать.
Доблестный японский флот повернул и вышел из боя. На CVE, экипажи которых уже мысленно записали себя в покойники, облегченно выдохнули и принялись гадать: «А что это вообще было?»
Божественный ветер
Не успели на «джипах» прийти в себя после близкого знакомства с японскими линкорами, как японцы продемонстрировали им ещё один хит сезона. Вместо того, чтобы попытаться сбросить бомбы и торпеды (и быть сбитой в процессе) очередная группа японских самолётов принялась пикировать на CVE и втыкаться. Японцы, конечно, не были дятлами, но сверху (да и сбоку) «детские авианосцы» походили на своих старших братьев, а масштабной линейки рядом не плавало.
В считанные минуты камикадзе атаковали восемь «джипов». «Сумасшедший русский» уклонился, зато в «Калинин бей» влетело сразу два японца. Впрочем, он остался на плаву, а вот «Сент ло» не повезло. Если японский самолёт просто размазало тонким слоем по палубе, то его бомба взорвалась в ангаре — а там заправленные самолёты, свои бомбы, торпеды…
Мы сдаёмся!
На календаре был январь 1945 года, и умирать, в общем, никто не хотел. Ну, кроме японцев.
Японский камикадзе — то ли раненый, то ли просто не сумевший зайти на цель — пролетел над волнами точно между двумя кораблями: эскортным авианосцем «Натома Бей» и линкором «Вест Вирджиния».
И если артиллеристы линкора огонь в сторону «своего» корабля вести не рискнули, то пушкари «джипа» принялись палить из всего, что могло стрелять. Как вспоминал один из участников боя: «Восемьдесят процентов наших снарядов попадало прямо в линкор, а ещё десять рикошетили в него от воды».
Один снаряд из оставшихся процентов всё же достался японцу. Как только пылающий самолёт врезался в волны, с линкора просигналили: «Мы сдаёмся!»
Вторая мировая война стала концом эпохи линкоров. На смену им пришли авианосцы. Не все из них были большими, мощными и быстроходными. Так что у малышей CVE осталась возможность показать себя с лучшей стороны. Пусть и не самые лучшие, они стали самыми многочисленными, честно вынеся на своих тонких взлётных палубах роль «чернорабочих авианосной войны».
Без «Сумасшедшего русского» и его братьев и сестёр путь к победе в Атлантике и на Тихом океане был бы гораздо более долгим.