Забытый геноцид (10 фото)
В годы Первой мировой в них содержались тысячи жителей Галичины, которые хотели воссоединения с Российской империей. Сегодня трудно представить, что рассадник бандеровцев Львов когда-то считался центром русофильского движения.
Нынешняя «Западэншина» была частью Древней Руси, а потом побывала под властью поляков, литовцев и австрийцев. Но жители Галиции всегда называли свой край Червонная Русь, а себя - русинами и русскими. Политическое движение москвофилов в Австро-Венгрии зародилось в XIX веке.
Жители тех мест решили бороться за воссоединение с Москвой. Во Львове забурлили десятки кружков и газет, в которых рассказывалось о единстве русского народа «от Карпат до Камчатки».
Греко-католики переходили в православие. Галичане даже создали во Львове «Русскую народную партию». «Наша партия исповедует единство всего русского народа. Задача состоит в стремлении защитить русское население в Австрии от его национальных противников», - писал один из основателей Осип Мончаловский.
В ответ австрийцы придумали для «сепаратистов» идеологических противников - так появляются украинцы. Швабы соорудили им националистическую концепцию, историю и мову. Львовянам даже платили, чтобы они называли себя украинцами. И вот уже один из депутатов Галицкого сейма Юлиан Романчук заявляет: русские Галичины и россияне Российской империи - разные народы. Это вызвало бурю негодования: студенты вывешивали из окон триколоры и митинговали, требуя объединения с Россией.
Во время переписей большинство записывали себя русскими. Австрияки не оставили это без внимания, и начался крестовый поход против влияния Петербурга. В 1892 году в школах Галичины ввели фонетическое правописание - «как говоришь, так и пишешь».
Рутены не сделали ничего, чтобы обособить свой язык от великорусского, так что приходится правительству взять инициативу на себя, - говорил наместник Габсбургов в регионе граф Агенор Голуховкий.
Переломным стал 1907 год, когда прошли выборы в парламент Австро- Венгрии. - Голосование сопровождалось террором, насилиями и убийствами жандармами русских крестьян. Украинофилы пользуются и моральной, и финансовой поддержкой власти.
Имя избранного большинством галицко-русского депутата при подсчете голосов просто вычеркивается, и победителем объявляется кандидат-украинофил, получивший менее половины голосов, - вспоминал участник тех выборов Илья Терех.
В каждом селе региона власти открыли украинские читальни - «Просвиты» чтобы воспитывать из населения настоящих укров. Где восхвалялся предатель Иван Мазепа и воспевалась лояльность к Австро- Венгрии. Дошло до создания полувоенной организации украинцев "Сич".
Молодчики ходили по улицам и избивали «"москалей". Был случай, когда после подобной промывки мозгов ученики убили учителя... за портрет Пушкина. В Австро-Венгрии тем временем прошла череда политических процессов. Людей обвиняли в госизмене и пропаганде российского патриотизма.
Целые села выселялись, если полицейские находили у кого-нибудь книгу на русском или православную икону. В качестве улик обвинения на одном из процессов был предъявлен экземпляр «Тараса Бульбы»!
С началом Первой мировой на русское движение Галичины обрушилась волна репрессий. Начавшаяся с закрытия газет и общественных организаций, она перешла в массовые аресты всех заподозренных в любви к России. За первый месяц в тюрьмы Львова попало свыше двух тысяч русофилов.
И тогда австрийские власти принимают решение о создании концентрационных лагерей Талергоф и Терезин. С ноября 1914-го по январь 1915-го там умерли три тысячи человек.
В Талергофе люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Счастливы были те, кто имел под собой клок соломы. - писал узник лагеря и писатель Василий Ваврик.
Туда привозили стариков и грудных младенцев, которые быстро умирали. Закалывали штыками лишь за то, что человек сходил в туалет не по графику. Изобрели новый вид пыток - подвешивание за ногу.
Людей арестовывали по спискам, которые властям Австро-Венгрии предоставляли украинские активисты. В лагерях смерти ходили агитаторы, которые склоняли людей "записаться в украинцы". Но стать укром по принуждению соглашались немногие.
Через лагеря смерти прошли более 50 тыс. жителей Карпат.
"Все русины - невиновные, но они были арестованы, чтобы не стать виновными" - острил австрийский правитель Карл I.
Когда 3 сентября 1914-го русская армия взяла Львов, местные жители с воодушевлением встречали освободителей. В Галиции есть мечта о великой прекрасной России. Когда наши войска входили в города и села, казакам подносили яблоки и виноград, охапками цветы. Солдат воспринимали как героев.
Один гимназист рассказывал, что всегда жил мечтой о России, учился русскому языку, учил его сам в нелегальном кружке.
А 17-летний мальчик, которого я встретил во Львове, разговаривал на чистом русском я зыке. Он мне рассказывал о преследованиях: им не позволяли даже иметь карту России, перед войной он принужден был сжечь книги Лермонтова, Толстого и Достоевского - описывал царившие в Галичине настроения будущий советский писатель Михаил Пришвин, служивший в то время фронтовым корреспондентом газеты «Биржевые новости».
Когда армия оставила Галицию, десятки тысяч галичан переселились вместе с ней на российскую территорию. В Ростове-на-Дону, например, для детей беженцев построили школу.
Во время Гражданской в этом же городе из галичан создали Карпато-русский отряд, воевавший за «Единую и неделимую» Россию на стороне белых. Русофильское движение Галиции прекратило существование в 1939-м, когда по пакту Молотова - Риббентропа эти земли отошли Советскому Союзу.
В стране была запрещена деятельность всех партий, кроме коммунистической, поэтому все галицко-русские организации закрыли.
После Великой Отечественной власти развернули в крае тотальную украинизацию, что окончательно добило русскую идею Галиции.
Но кто знает, может, она возродится.