Правда ли Гоголя похоронили живьем? (2 фото)
То, что творилось с великим писателем в последние 20 лет жизни, современные врачи называют маниакально-депрессивным психозом. Приступы тоски и апатии накрывали Гоголя регулярно, что сказалось на его творческих способностях. Осенью 1851 года Николай Васильевич поселился в доме графа Александра Толстого и без конца переписывал второй том «Мертвых душ».
Все это время внутри Гоголя сражались два маленьких гогольчонка – творец и христианин. Последнего подзуживал протоиерей Матфей Константиновский, также гостивший у Толстого. Священник требовал, чтобы Гоголь отрекся от Пушкина, но вместо плевка в харю удостоился чести стать единственным, кто почитал рукопись второй части «Мертвых душ» при жизни автора. Бородач, привыкший к иной литературе, от души обосрал произведение Николая Васильевича и даже потребовал уничтожить бумажки, отчего писатель совсем тронулся.
Добила Гоголя скоропостижная смерть от брюшного тифа близкой подруги, 34-летней Екатерины Хомяковой. Тут Николай понял, что костлявая где-то рядом – и окончательно занемог.
Яростное соблюдение поста тоже не пошло на пользу здоровью 42-летнего Гоголя. Вскоре в топку полетели рукописи, 1 марта Николай слег, а 4-го перестал подавать признаки жизни.
Похоронили гения на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве. 79 лет он пролежал в покое – но потом началось!
Большевикам приспичило сделать из монастыря колонию для малолеток, в связи с чем покойников стали расселять. К несчастью для Гоголя, на вскрытие его могилы 31 мая 1931 года пришли поглазеть советские литераторы. Когда гроб распаковали, выяснилось, что черепулька Николая Васильевича смотрит куда-то вбок. Так бывает, когда крышка гроба проваливается под весом земли, давит на лобовую кость, а череп поворачивается в боковое положение.
Но писатель Вова Лидин не стал вдаваться в детали, а настрочил воспоминания. По Лидину, в гробу у Гоголя проснулась жажда деятельности – оставшись наедине с собой, бедный дядя Коля занялся брейкдансом и осваивал четверной сальхов. Тот же Лидин в других мемуарах писал, что голова у покойника отсутствовала вовсе. Якобы череп спионерил коллекционер Алексей Бахрушин во время реставрации могилы в 1909 году. В итоге фамилия Лидина забылась, а его балабольство осталось и охотно транслировалось многими учителями литературы.
Гоголь сам спровоцировал дикие слухи о погребении живьем. Во время путешествия по Италии в 1839 году он подхватил малярию, переросшую в энцефалит. Заболевание не убило Николая, но у него появились обмороки с затяжными периодами летаргии. Потому писатель просил не хоронить его до появления видимых признаков разложения.
Поскольку скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертную маску Гоголя, не услышал от Николая Васильевича жалоб и возражений, можно сделать один простой вывод: в момент погребения писатель был более чем мертв.