Самый невезучий корабль ВМС США (23 фото + 1 видео)
Как и в прошлых постах, если вы предпочитаете больше подробностей и деталей, то смотрите это видео. Если вы любите читать, то листайте ниже, там для вас будут фото и факты :)
28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция - первая встреча “большой тройки”: Сталина, Рузвельта и Черчилля. В ходе конференции союзники согласовали общую стратегию борьбы против Германии и, в частности, вопрос об открытии второго фронта в Европе. Тегеранская конференция вошла в историю как одно из важнейших дипломатических событий второй мировой войны. Но всё могло сложиться по другому, если бы по вине Вильяма Портера, на конференции в Тегеране отсутствовал президент США Франклин Рузвельт.
Нет-нет, Вильям не был каким-то немецким шпионом. Это имя принадлежало американскому эсминцу - одному из самых невезучих кораблей в истории ВМС США.
После вступления США во Вторую мировую войну, одним из главных приоритетов для Соединенных Штатов, стало усиление военно-морского флота. За время войны в США было построено около 1200 военных кораблей, что составляло 70% всех существующих боевых кораблей в мире водоизмещением более 1000 тонн.
Огромный флот, требовал и огромных людских ресурсов, чтобы управлять этими кораблями. За время второй мировой войны в составе ВМС США несли службу более 3,5 миллионов человек. Но, к сожалению, срочная необходимость в большом количестве кораблей, не всегда позволяла должным образом подготовить экипажи для этих кораблей. Это нашло своё отражение в короткой и, во многом, невезучей истории эсминца “Вильяма Д Портера”, или как его иногда называли “Вилли Ди”.
ИЗВИНИТЕ. МЫ СЛУЧАЙНО.
“Вильям Д Портер” принадлежал к эсминцам типа Флетчер, который является самым массовым типом эсминцев в мире за всю историю. Всего было построено 175 эскадренных миноносцев типа «Флетчер», но лишь один из них - “Вильям Д Портер”, как сказано в статье на Википедии: “известен в первую очередь, благодаря, невероятной череде несчастных случаев, случившихся с кораблём за его короткую карьеру”.
Эсминец “Вильям Портер” вошёл в строй ВМФ США в июле 1943. А уже в ноябре того же года, всего через 4 месяца после вступления в строй, новенький эсминец вместе с таким же новеньким и зелёным экипажем, успев поучаствовать лишь в небольших учебных маневрах, получил свое первое боевое задание и срочно покинул военно-морскую базу «Норфолк».
Покинул эффектно - со скрежетом и скрипом. Дав задний ход, но не подняв якорь полностью, “Вилли Ди” своей якорной цепью снёс с палубы, рядом стоявшего эсминца, леерное ограждение, спасательные плотики, шлюпку и другое оборудование. Т.к. задание было срочным, а повреждения “Вильяма Портера” ограничились только поцарапанным якорем, то “Вилли Ди” лишь просигналил на прощание свои извинения поврежденному эсминцу и спешно покинул Норфолк.
ВАЖНЫЙ ПАССАЖИР
Срочность имела свое объяснение. Первым боевым заданием “Вильяма Портера” было сопровождение громадного линкора “Айова”. На борту линкора в условиях строжайшей секретности президент США Франклин Делано Рузвельт должен был пересечь Атлантику, направляясь в Каир, а затем Тегеран, для первой за время второй мировой войны встречи между лидерами союзных держав. Предстоящие конференции были настолько важными, что президента сопровождала делегация из 80 человек, в которую входили госсекретарь США Корделл Халл, высшие офицеры объединенного комитета начальников штабов и другие руководители высокого ранга.
Экипаж линкора “Айовы” до последней минуты не знал о своей тайной миссии. Как вспоминал Гриер Симс, один из членов экипажа “Айовы”: “Они сначала привезли и установили ванну. Мы тогда думали, какого чёрта на линкоре нужна ванна?”. Но всё стало понятно, когда 12 ноября 1943 года на борт “Айовы” поднялся президент США Франклин Рузвельт. Линкор, тихо покинул порт и, в сопровождении двух авианосцев и трёх эсминцев, взял курс на Северную Африку. Одним из этих эсминцев был “Вилли Ди”.
ТОРПЕДА?
13 ноября 1943 года. Конвой прошёл первую часть пути. Несмотря на перелом в битве за Атлантику, немецкие подлодки всё ещё представляли большую опасность, поэтому корабли двигались, соблюдая полное радиомолчание. Сигнальщики всматривались в горизонт в поисках вражеских перископов, но, к счастью, никаких признаков немецких подлодок не было. Как вдруг под водой произошел мощный взрыв. Возможно торпеда?
Корабли срочно начали совершать противолодочные зигзаги, экипажи были подняты по тревоге, но обнаружить немецкую подводную лодку, которая выпустила торпеду, никак не получалось.
Всё стало на свои места, когда с “Вильяма Портера” просигналили, что никакой подлодки нет и взрыв произошел по их вине. Большой волной с кормы “Вилли Ди” смыло глубинную бомбу с установленным взрывателем, которая и взорвалась за его кормой.
Посчитав произошедшее просто неприятной случайностью, конвой лёг на прежний курс и продолжил своё движение.
Но прошло всего несколько часов, как от “Вилли Ди” был снова получен тревожный сигнал. Огромная волна, накрывшая эсминец, повредила одну из труб и захлестнула машинное отделение, из-за чего скорость эсминца упала. Случившееся было омрачено ещё и тем, что волна смыла с палубы матроса, которого, к сожалению, так и не сумели спасти. Не способный держать нужную скорость “Вильям Портер” покинул строй и занялся срочным ремонтом.
Время от времени эсминец был вынужден нарушать радиомолчание, сообщая о статусе ремонтных работ. К чести экипажа, повреждения были быстро устранены и вскоре, догнав “Айову”, “Вилли Ди” занял своё место в конвое.
ТОРПЕДА!
14 ноября 1943 года. Решив произвести впечатление на высокого гостя, и показать, что линкор, в случае необходимости, в состоянии отразить атаку врага, командир “Айовы” решил провести учебные стрельбы. В небо было поднято множество воздушных шаров, которые должны были служить воздушными целями, и зенитные расчёты линкора открыли по ним ураганный огонь. Президент США наблюдал за учениями с палубы “Айовы”, сидя в своей коляске.
Шоу получилось очень впечатляющим. По шарам стреляло более сотни зенитных орудий различного калибра.
“Вильям Портер” также присоединился к стрельбам, стреляя по шарам, которые не были сбиты и которые уносило ветром от “Айовы” в их сторону. Спустя некоторое время шары были уничтожены, а президент США и другие гости остались очень довольны увиденной мощью линкора. Но, как оказалось, это было ещё не всё - на “десерт” были запланированы учебные торпедные атаки в исполнении эсминцев.
Для учебной атаки нужна цель и ею было выбрано самое большое судно в конвое - линкор “Айова”.
“Вилли Ди” и другие эсминцы, должны были взять линкор на прицел, провести необходимые расчеты и затем торпедировать цель. В ходе таких учений, выпускать торпеды, конечно же, никто не собирался. На время учений из пороховых зарядов, которые выталкивают торпеду из аппарата, заблаговременно убирают детонаторы.
“Вилли Ди” занял позицию для атаки, были сделаны нужные расчеты и приготовления, и когда все было готово, капитан дал команду: «первый аппарат пли!», «второй. Пли!», “третий …”, но не успела прозвучать следующая команда, как к ужасу капитана и всех остальных, раздалось характерное шипение и из второго аппарата вышла торпеда, которая плюхнувшусь в воду, быстро устремилась к линкору «Айова».
«Айова» была всего в нескольких километрах от « Вилли Ди», и времени на долгие размышления просто не было. Капитан приказал сигнальщику срочно передать сообщение о торпеде, но из-за неопытности и напряжения, сигнальщик сообщил «Айове», что торпеда удаляется от линкора.
На “Айове” полученное сообщение, конечно же, не поняли и попросили уточнить. Сигнальщик на «Вилли Ди» свою ошибку осознал и просигналил уточнение, сообщив на этот раз, что эсминец дает полный назад.
Торпеда быстро приближалась к “Айове”, время утекало, и понимая, что лучше всё-таки нарушить приказ о радиомолчании, чем убить президента своей страны, капитан Волтер приказал радисту связаться с «Айовой»: «Лев! Отверните вправо». Радисты на линкоре не сразу поняли кто решил нарушить радиомолчание и попросили идентифицировать себя. Но радист на “Портере” продолжал: “Лев! Торпеда в воде. Лев! Отверните вправо!”. В это же время сигнальщик на “Айове” заметил приближающуюся торпеду: «Торпеда по правому борту! Это не учения! Торпеда по правому борту!».
На “Айове” прозвучала боевая тревога, по торпеде открыли шквальный огонь, а сам линкор, пытаясь увернуться, начал совершать резкий поворот вправо. В отчаянном повороте корабль так сильно накренился влево, что телохранителям Рузвельта даже пришлось держать его коляску, чтобы она не укатилась. При это сам Рузвельт наоборот попросил подкатить его ближе к борту, чтобы он мог лучше наблюдать за торпедой.
К счастью, “Айова” смогла уклониться от торпеды, которая затем взорвалась в кильватере. Рузвельт позже сделал об этом запись в своём дневнике: “В понедельник были учебные стрельбы. “Портер” по ошибке выпустил по нам торпеду. Мы видели её - промазали на 300 метров”.
Наконец все смогли немного расслабиться. Но не надолго. Вернувшись в строй, линкор навёл все свои орудия на “Вильяма Портера”. Командующий соединением опасался, что может иметь место какой-то заговор с целью убить президента США. Капитан Волтер заверил командующего, что выпущенная торпеда была не более, чем случайной ошибкой. В итоге конвой продолжил свое движение в Северную Африку, но “Вильяму Портеру” было приказано вернуться обратно для дальнейших разбирательств.
Некоторые источники заявляют, что, прибыв в порт Гамильтон на Бермудских Островах, под арест сразу же был взят весь экипаж “Вильяма Портера”. Точного подтверждения этого нет, но, если это так, то это был бы первый и единственный подобный случай в истории ВМС США.
Как бы то ни было весь экипаж был допрошен. В ходе разбирательств двадцатидвухлетний торпедист Лоутон Доусон, сознался, что изначально дал неправдивые показания и случившийся инцидент произошёл по его вине. Лоутон забыл вытащить детонатор из торпедного аппарата, а затем, испугавшись произошедшего, выбросил использованный детонатор за борт. По итогам трибунала за совершенную ошибку и дачу ложных показаний Лоутон Доусон получил 14 лет каторжных работ. Но вскоре срок был полностью отменён, после того, как в дело вмешался лично президент Рузвельт, считавший произошедший инцидент просто случайностью и не более.
Правда неудачи “Вилли Ди” на этом не закончились.
ЗАЖЕЧЬ НА ВЕЧЕРИНКЕ
Почти сразу после случившегося, возможно просто от греха подальше, эсминец “Вильям Портер” решили перевести на Тихий Океан. И уже 24 декабря “Вилли Ди” пройдя через Панамский канал, направился на свою новую базу на Алеутских островах.
Но репутация “Вилли Ди”, как эсминца, который чуть не убил президента, шагала впереди него. После того как “Вилли” торпедировал Рузвельта, который был членом Демократической Партии США, другие корабли часто приветствовали “Портера” сообщением: “Только не стреляйте! Мы республиканцы!”.
На новом месте “Вильям Портер” принимал участие в различных учениях и боевых операциях, но несмотря на вполне достойную службу, злая судьба вновь настигла “Вилли Ди”. В один из дней, пьяный матрос, решив отметить своё возвращение из увольнения, захотел жахнуть из главного калибра. Остановить его не успели и орудие выстрелило.
127-ми миллиметровый снаряд угодил на лужайку прямо перед домом коменданта военно-морской базы, где как раз проходила вечеринка для офицеров и их жен. По счастливой случайности пострадавших от взрыва снаряда не было.
Тем временем война в тихоокеанском регионе достигла своего пика и США требовалась каждая боеспособная единица. “Вильям Портер” не стал исключением. В ходе различных операций “Вилли Ди” обеспечивал противовоздушную и противолодочную оборону, сопровождал транспортные конвои, поддерживал артиллерийским огнем высадки десанта, в общем был вполне себе таким рядовым боевым эсминцем. Таким же, как и десятки других в составе Военно-морского Флота США. Разве что, как-то в пылу сражения, пытаясь сбить японский самолёт, зенитчики “Вилли Ди” немного увлеклись и прошлись очередью по надстройкам соседнего эсминца.
А в остальном же, “Портер” никак не привлекал к себе лишнего внимания.
ОДИНОКИЙ КАМИКАДЗЕ
1 Апреля 1945 года началась Битва за Окинаву. Это было одно из самых жестоких и кровопролитных сражений на Тихоокеанском фронте за время Второй Мировой войны . Для проведения самой масштабной десантной высадки за всю войну на Тихом Океане, союзники подготовили самый мощные силы ВМФ за всю историю, в состав которых, в частности, входили 20 линкоров, 44 авианосца и 146 эсминцев, включая “Вильяма Ди Портера”. Военно-морской флот Японии уже был не в состоянии противопоставить что-либо такой армаде, но настоящим проклятием американских моряков в битве за Окинаву стали массированные атаки камикадзе.
Несмотря на отчаянные попытки корабельных зенитчиков, камикадзе наносили флоту союзников серьезный урон.
Чтобы минимизировать потери, командование флотом решило выставить некоторое количество эсминцев на дальнем рейде, которые могли бы заранее обнаруживать приближающиеся самолёты, а также по возможности отражать их атаку, ещё до того, как они смогут достигнуть крупных кораблей в соединении. “Вильям Портер” был одним из таких эсминцев, и даже записал на свой счёт, как минимум пять подтвержденных сбитых самолётов противника.
Но утром 10 июня, одинокий безнадёжно устаревший японский бомбардировщик “Вэл”, используя облачность, каким-то невероятным образом сумел пробраться незамеченным и, неожиданно вывалившись из облаков, начал отвесное пикирование на “Вилли Ди”.
К чести моряков на “Портере”, они смогли быстро среагировать, по самолёту был открыт шквальный огонь, и, охваченный пламенем, самолёт-камикадзе рухнул у борта эсминца. Будь это любой другой корабль, это был бы огромный повод для радости, но, к сожалению, это был “Вилли Ди - самый невезучий корабль в составе ВМФ США. Скорость сбитого самолёта была настолько велика, что даже упав в воду, он продолжил движение и под водой прошёл до самого “Вилли Ди”, взорвавшись прямо под днищем корабля. Взрыв оказался настолько мощным, что корабль даже подбросило из воды. На судне начался пожар, команда 3 часа боролась за жизнь корабля, но все попытки были тщетны. Капитан отдал приказ покинуть корабль, и через 12 минут “Вилли Ди” сначала опрокинулся на бок, а затем быстро ушёл ко дну.
Так закончилась беспокойная карьера эсминца “Вильяма Ди Портера”.
Но что интересно, взорвавшийся камикадзе был и самой последней неудачей экипажа “Вилли Ди”. За время боя и в ходе спасательной операции, не погибло ни одного человека.
Если рассматривать случившиеся с “Вилли Ди” происшествия по отдельности, то каждое из них ничем не отличалось от множества им же подобных, происходивших время от времени и на других кораблях ВМС США из-за неопытности экипажей. В условиях войны, боевые корабли наспех комплектовались вчерашними школьниками, которые были вынуждены управлять сложнейшими машинами и механизмами, получая нужный опыт, в буквальном смысле на ходу. Но в отличии от других кораблей, какой-то злой рок постоянно преследовал “Вилли Ди”, в течение всей его короткой карьеры. Вписав, таким образом, имя “Вильяма Ди Портера” в историю, как возможно самого невезучего корабля ВМС США.
Вот такая история.