"Бой тридцати" (6 фото)
Середина четырнадцатого века, французы и англичане со своими союзниками ведут ожесточённую борьбу друг с другом. В это же время возникает множество второстепенных войн и конфликтов, одним из них и стала Война за бретонское наследство. Конфликт, из-за вмешательства английского и французского королевств, быстро стал частью уже бушующей между ними войны.
Миниатюра неизвестного художника времен Столетней войны
В 1351 году от рождества Христова, на территории Бретани между воюющими сторонами было заключено перемирие (временное прекращение боевых действий). Но гарнизон английского замка Плоэрмель, под руководством рыцаря Роберта Бембро, часто ходил в разбойничье рейды и грабил деревни, находившиеся под защитой Франции.
Маршал-контебель Бретании, французский рыцарь, командующий гарнизоном соседней крепости Жослен, Жан де Бомануар не стал терпеть эти нападения. После небольших ''обменов любезностями'' рыцари решили разобраться со всем сами, без поддержки своих королевств. Они договорились, что каждый из них соберёт по 30 лучших рыцарей, сквайров и оруженосцев и встретятся у дуба между их крепостями.
Место битвы отмечено красным крестом
Сверкая оружием, вздымая свои гордые знамёна, англичане первыми прибыли к месту боя. Бойцы были с ног до головы закованы в броню, на которую были нанесены гербы их славных домов. Спустя некоторое время на опушке показались бретонцы, воткнув в землю своё знамя и встав на против англичан, они также начали готовиться к бою. Противники внимательно осматривали друг-друга, ибо бьющие в глаза яркие знамёна и плащи говорили на всем понятном языке.
Герольды объехали луг, остерегая зрителей, а затем встали по сторонам двух длинных шеренг на расстоянии пятидесяти шагов друг от друга. Все бойцы опустили забрала, видны были только их глаза, горящие и жаждущие славы. Затем, с громким криком герольды резко опустили руки и обе шеренги ринулись друг на друга со всей своей быстротой и решимостью. Когда они встретились, поле овеял громкий звук, словно сотня кузнецов ударила по наковальням одновременно.
После двадцати минут непрерывного боя, бойцы уже так изнемогли от тяжести доспехов, от потерянной крови, и яростных усилий, что еле держались на ногах. Был необходим перерыв, иначе обессилившие бойцы уже не смогли бы решить исход боя в чью либо пользу. Первая стычка кончилась в пользу англичан, они смогли убить двух французских рыцарей, потеряв лишь одного, тяжелораненого сквайра.
«Бой тридцати» миниатюра, 1480 год.
Когда началась вторая схватка и две стальные стены вновь сошлись, англичане понесли потерю, сильно ударившую по их боевому духу. Был убит их командующий Роберт Бембро, он просто забыл или не захотел закрывать забрало, такой удачей воспользовался бретонский оруженосец, который нанёс удар прямо в глаз рыцарю. По окончанию второй схватки трое французских пленных подобрали лежавшее на траве оружие и вернулись к своим. Свой поступок они объяснили тем, что был убит английский предводитель, которому они сдались.
Англичане, уже не имея сил спорить, договорились между собой никого больше не щадить.
Во время третьего боя англичане решили наступать шеренгой, а не рассыпным строем. Эта тактика сразу принесла свои плоды, ударом палицы был убит французский рыцарь шевалье Де Монтегюр. Казалось, прорвать шеренгу невозможно, но французский командир, взяв с собой несколько воинов, обошёл её и ударил англичанам в спину. Началась общая свалка, уже почти нельзя было разобрать, кто свои, а кто враги. В итоге, к концу схватки у обеих сторон осталось примерно по двадцать храбрецов, способных держать оружие.
Началась четвёртая, стычка этого неумолимого боя. Спотыкаясь, словно пьяные, совсем без сил брели бойцы на свои позиции. Англичане, наученные горьким опытом теперь встали в полукруглую, а не прямую шеренгу. Бретонцы продолжали наступать и теснить её со всех сторон, но ощетинившиеся оружием и готовые отразить любое нападение англичане были непоколебимы. Французский лидер Бомануар, чья голова кружилась, а лицо было в крови, поднял забрало и увидел, что многие из его рыцарей уже были неспособны двигаться и пользы от них было не больше, чем от мертвецов.
Отчаявшись, он посмотрел по сторонам и увидел, что один из бретонских оруженосцев уходит к краю луга. Рассмотрев ало-серебряный герб, он понял, что это Гийом Монтобон, его личный оруженосец.
С возгласом горького отчаянья Бомануар собрал вокруг себя оставшихся храбрецов и двинулся на английские копья. Но попытка была тщетна, у него помутилось в голове, ещё минута и он со своими воинами, оставшись без сил, упадёт на землю. В этот момент, английское ''железное кольцо'' развалилось, а сами воины туманного Альбиона упали, и уже не могли встать.
Казалось, все святые Бретани явились на помощь защитником своего края, и еле переводя дух, французский командующий стал возносить молитву.
Однако зрителям была ясна вполне земная причина этой победы, хитрый оруженосец Гийом пробрался к привязанным лошадям и, взобравшись на своего скакуна, он ворвался в английский строй. Двух ударов боевыми конями оказалось достаточно, чтобы двенадцать англичан упали без сил. На остальных же накинулся Бомануар со своими товарищами, и победа оказалась за французами.
К сумеркам вереница унылых англичан вернулась в замок, позади ехали смертельно усталые, тяжело раненные рыцари и сквайры, все переполненные жгучей ненавистью к Гийому Монтобону за его выходку.
Французов же, в их крепости, встречала вопящая толпа. Таков был бой у дуба, где храбрецы встретились с храбрецами и покрыли себя славой.
В следующие несколько десятилетий этой войны многие из храбрецов битвы тридцати пали в боях, а конец этой, казалось, нескончаемой, войны никто из них так и не увидел.
"Когда-нибудь эта война закончится…"