7 случаев обвинения Disney и Pixar в плагиате (7 фото + 8 видео)
Компанию Disney часто обвиняют в плагиате. То они песню якобы украдут, то сюжет и персонажей. Сами понимаете, что компания, скупившая самые лучшие киностудии Голливуда (в том числе и Pixar), может себе позволить лучших адвокатов в мире, которые будут отстаивать диснеевские интересы до последнего, поэтому "прищучить" Disney ещё никому не удавалось. Кто-то из обвинивших студию в плагиате проигрывал судебные заседания, с кем-то вопросы решались большими суммами денег в досудебном порядке, а кто-то даже и не решался тягаться с медиа-гигантом.
Volar - Let it go
Зимой 2013 года в кинотеатрах кассовые рекорды устанавливал диснеевский мультфильм "Холодное сердце", а песня Let It Go (в русском варианте "Отпусти и забудь"), прозвучавшая в картине, на какое-то время стала главным детским хитом во всём мире. Спустя четыре года, когда песня уже успела трижды стать платиновой и заняла почётное место в списке диснеевских шлягеров где-то рядом с Hakuna Matata и Under the Sea, чилийский певец и композитор Jaime Ciero подал в суд на студию, исполнительницу и авторов песни. В исковом заявлении было указано что Let It Go "слизан" с написанного чилийцем "хита" Volar 2008 года. Исполнитель утверждал, что его песня было очень хорошо известна у него на родине, однако просмотры официального клипа на YouTube говорят об обратном, до скандала у него было чуть больше 5 тыс. просмотров.
Истец отозвал заявление в мае 2019 года, так ничего и не добившись. Сравните две песни и решите сами, плагиат это или нет.
Маленький магазинчик ужасов Ариель
Фанаты давно заметили, что песня Ариель из "Русалочки" (1989) Part of your world ("В мире твоём") сильно похожа на песню Somewhere That's Green из мюзикла "Маленький магазинчик ужасов". Дело в том, что авторы обеих песен Алан Менкен (музыка) и Говард Эшман (слова). Так за основу для I want арии (так называют песню главной героини, в которой она рассказывает о своих мечтах) для "Русалочки" они взяли свою же похожую по жанру песню. Это называется самоцитирование.
Кимба или Симба?
История Симбы, рассказанная в "Короле льве", известна старшему поколению японцев по манге 1950-х, аниме-сериалу 1960-х и 1980-х, а также по полнометражному мультфильму "Император джунглей" 1966 года. В США тоже были поклонники японского мультсериала (там он назывался "Белый лев Кимба"), поэтому, когда в 1994 году на экраны вышел "Король лев", они сразу вспомнили о Кимбе.
Истории очень сильно похожи, совпадают не только персонажи, но и целые сцены в мультфильмах идентичны. Среди актёров, работавших над озвучкой "Короля", тоже были поклонники Кимбы, в частности, Мэттью Бродерик, подаривший голос взрослому Симбе, был уверен, что он участвует в ремейке японского сериала.
Создателя Кимбы, Осаму Тэдзука, называют японским Уолтом Диснеем и "богом манги". Помимо Кимбы, он также создал Астробоя и множество других популярных в Японии рисованных персонажей. В 1994 году в защиту наследия Тэдзуки (он умер в 1989 году) 488 японских аниматоров подписали петицию с просьбой указать в титрах, что мультфильм основан на "Короле джунглей" Осаму Тэдзуки, и направили её руководству Disney. Создатели "Короля льва" заявили, что ничего не знают о Кибме, что любые совпадения случайны, и титры менять не стали. Глава компании Tezuka Productions заявил, что ему не справится с диснеевскими юристами, поэтому в суд подавать отказался, также он опроверг слухи о получении крупных сумм от Disney за молчание.
Любопытно, что в 1964 году Тэдзука встретился со своим кумиром Уолтом Диснеем на Всемирной выставке в Нью-Йорке, и Уолт якобы сказал ему, что мечтает когда-нибудь сделать что-то похожее на "Астробоя".
Вор и сапожник/Аладдин
Диснеевский "Аладдин" вышел на экраны в 1992 году, а премьера подозрительно похожего на него "Вора и сапожника" состоялась на год позже, однако считается, что без "Вора и спаожника" не было бы и "Аладдина" в том виде, в котором мы его знаем и любим.
Британский аниматор Ричард Уильямс широкому кругу зрителей известен прежде всего анимацией для фильма "Кто подставил кролика Роджера?", во всяком случае в новостях о смерти Уильямса а августе этого года было написано "Умер создатель Кролика Роджера". У него была своя студия, которая занималась в основном производством короткометражек и анимационных титров к художественным фильмам. Но Уильямс лелеял мечту создать полнометражный мультфильм на основе сказок о Ходже Насреддине. 30 лет аниматор работал над мультфильмом, но так и не закончил его. За десятилетия работы сюжет сильно изменился, от Насреддина не осталось и следа. К 1992 году студии Warner Bros., вложившейся в проект, надоели постоянные переделки перфекциониста Уильямса, мультик у него отобрали, а тут ко всему прочему вышел "Аладдин". Студия быстренько наняла аниматоров для переделки, добавила песенки в попытке повторить успех диснеевского хита и выпустила мультфильм под названием Arabian Knight ("Арабский рыцарь").
Так как проект начал испытывать финансовые проблемы задолго до 1992 года, многих аниматоров, работавших над "Вором и сапожником", переманил к себе Disney. Возможно, крупная студия воспользовалась слабостью коллеги и позаимствовала с помощью беглых аниматоров кое-какие идеи Уильмса. Можно заметить определённую схожесть двух мультфильмов: визирь Зигзаг похож одновременно на Джинна и Джафара, похож стиль анимации. Однако сюжеты, кроме наличия в них султана, визиря, нищего воришки и принцессы, совсем не похожи.
Ирландский режиссёр Томми Мур, поставивший "Тайну Келлс" и "Песнь моря", считает, что анимационный стиль Уильямся и "Вор и сапожник" оказали очень сильное влияние на стиль его фильмов.
Постеры для "Хана Соло"
История молодого Хана Соло провалилась в прокате, разозлила фанатов, а постеры к ней разозлили французского художника Хачима Бахуса. В Facebok он выложил пост, в котором сравнил обложки к музыкальным сборникам Sony Music, которые он сделал в 2016 году, с постерами к фильму. Постеры действительно похожи на обложки музыкальных альбомов, только вот делала их сторонняя компания BLT Communications, которая вполне могла взять разрешение на использование похожего дизайна у Sony Music.
Рождественская игрушка/История игрушек
В 1986 году на американском канале ABC вышел пятидесятиминутный рождественский мультфильм (Christmas special) "Рождественская игрушка" от создателя "Маппетов" Джима Хенсона. В этом кукольном мультике игрушки живут своей жизнью, когда остаются одни. На Рождество мальчику, хозяину игрушек из мультика, дарят новую космическую принцессу Метеору. Метеора думает, что её космический корабль потерпел крушение на вражеской планете, а тигрёнок Рагби пытается втолковать ей, что она игрушка, и попутно ревнует новинку и боится, что ребёнок теперь будет играть с ним реже. Примерно такая же завязка сюжета в пиксаровской "Истории игрушек", вышедшей в 1995 году, только вместо тигрёнка ковбой, а вместо Метеоры астронавт Базз Лайтер. Также в "Рождественской игрушке" есть пастушка Бо Бип и добродушный медведь с клюкой, как в третьей части "Истории игрушек".
В 1994 году вышел сериал с героями "Рождественской игрушки" под названием "Тайная жизнь игрушек".
Никаких обвинений в плагиате от создателей "Рождественской игрушки" не последовало, так как вскоре после выхода "Истории игрушек" компания Disney, взявшая под крыло фильм Pixar, купила ABC.
Маленькие чудовища/Корпорация монстров
В фильме "Маленькие чудовища" (1989) главный герой знакомится с синим рогатым монстром из-под кровати. Монстр показывает ему свой мир, похожий на остров дураков из "Пиноккио", где нет взрослых, можно целыми днями есть чипсы, пить газировку и играть в видеоигры. В этом мире бесконечное количество лестниц, ведущих под кровати детей по всему миру. Создатели фильма не подавали в суд на Pixar.
В этом видео рассматриваются схожие моменты двух картин. К сожалению, оно только на английском.
А вот художник и сценарист Стэнли Маус подал на студию в суд, заявив, что они украли труд всей его жизни. В 1998 году он якобы обивал пороги голливудских студий, предлагая свой сценарий Excuse my dust ("Простите мою пыль"). Сюжет рассказывал о жизни цивилизованных монстров в Монстер-Сити, а один из главных героев был зелёным одноглазым и шарообразным, как Майк Вазовски. До суда дело не дошло, вопрос решили в досудебном порядке.
Также в воровстве создателей "Корпорации монстров" обвинила Лори Мадрид, сочинившая поэму "В моём шкафу сидит мальчик". Она обратилась в суд ещё до премьеры мультфильма, ей хватило трейлера, чтобы увидеть сходство "Корпорации" с монстрами из своего произведения, и потребовала не пускать картину в прокат до решения суда. Суд отказался отменять прокат, а дело против Pixar поэтесса проиграла.