Трактора Тухачевского или "мирный советский трактор" (3 фото)
Подбитый бронетрактор ХТЗ-16, лишившийся гусениц
Начнем с теории.
В записке Тухачевского от 30 декабря 1930 года на имя Сталина есть такие слова: « Если бы в 1932-м году РККА имела по мобилизации 10.000 специально военных танков, то, при условии организации мобзапаса брони, можно было бы уже в предмобпериод начать подготовку к оборудованию танков из 40.000 автотракторов, мобилизованных из народного хозяйства. Этим путем в максимально короткий срок удастся выставить 50.000 танков. Если взять 200% убыли танков в год войны /в своей записке я брал 100%, Штаб РККА берет 300% - цифру явно преувеличенную/, то эти 50.000 танков имеют достаточный резерв автотракторов для бронирования».
Исходя из этого плана имеется 10000 танков первого эшелона и после мобилизации предполагается еще 40000 танков из тракторов. При этом за год войны предполагается потерять 10000 танков, а Штаб РККА предполагал потери в 30000 танков. Кстати Жуков, в отличии от Тухачевского, планировал наличие в РККА 36000 танков. При потерях в 10000-30000 танков требовался их массовый выпуск и даже переделка тракторов в некие бронетрактора - танки. Предполагалось создание заводов двойного назначения, которые выпускали бы продукцию гражданского назначения, а в военный период военную продукцию.
ХТЗ-16 возле ЦУМа, Харьков, октябрь 1941 года
В записке Тухачевского дается рекомендация по созданию заводов автотракторной промышленности с двойным назначением, что в принципе и осуществлялось в СССР, при строительстве автотракторных заводов. Это заводы расположенные в Харькове, Ленинграде, Сталинграде, Горьком, Москве. Все они выпускали, как гражданскую, так и военную продукцию.
Массовые потери танков в 1941 году вынудили командование РККА вспомнить Тухачевского. Для пополнения бронетанковых сил Красной Армии 20 июля 1941 года Государственный комитет обороны СССР (далее – ГКО) принял постановление №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Согласно одному из пунктов этого документа Харьковский (далее – ХТЗ) и Сталинградский (далее – СТЗ) тракторный заводы обязывались наладить работу по серийному производству бронетракторов.
Согласно проектной заявке на бронетрактора предстояло установить 45-мм противотанковую пушку образца 1932/38 годов (20К) и пулемет ДТ калибра 7,62 мм образца 1929 года.
Бронетрактор имел клепано-сварной корпус с противопульным бронированием, который устанавливался после демонтажа «гражданской» кабины. Корпус состоял из бронирования двигателя и боевой рубки, при этом толщина лобовых бронепластин достигала 25 мм, крыши рубки – 5 мм, остальных бронеплит – 10 мм. Пушка размещалась непосредственно в корпусе, поэтому бронетрактор, получивший индекс ХТЗ-16 (в некоторых документах он обозначался как Т-16 (ХТЗ)), можно считать скорее суррогатной САУ, чем танком. Никаких амбразур для пулемета в корпусе предусмотрено не было, и его перевозили в боевой рубке вместе с боезапасом.
ХТЗ-16, брошенный на дороге к Харькову, октябрь 1941 года
После приемки прототипа в конце августа 1941 года Наркомат танковой промышленности составил планы производства машин до октября 1941 года: для СТЗ – 500 штук, а для ХТЗ – 750 штук. Однако СТЗ в это время только освоил серийное производство новых танков Т-34, которые были крайне необходимы фронту, поэтому от идеи выпуска бронетракторов на нем отказались, и единственным заводом, который обязали серийно выпускать ХТЗ-16, остался ХТЗ.
В результате к 9 октября, когда началась эвакуация НКМЗ, он успел поставить на ХТЗ лишь около ста комплектов бронекорпусов. Точных данных о численности изготовленных ХТЗ-16 нет, так как соответствующие документы или затерялись при эвакуации, или погибли при штурме Харькова немцами. Принято считать, что всего было выпущено от 50 до 70 этих машин. Еще 809 готовых шасси ждали установки вооружения и брони, но так этого и не дождались. 18 сентября 1941 года началась эвакуация ХТЗ на Алтай, а уже 20 октября немецкие войска приблизились к Харькову, поэтому эвакуировать весь запас шасси и бронекорпусов не удалось.
Мало достоверной информации и об использовании бронетракторов ХТЗ-16 в боевых действиях. Известно, что от десяти до двадцати этих машин приняли участие в обороне Полтавы, где вскоре были потеряны. Еще 10 бронетракторов участвовали в боях в районе Брянска. Часть ХТЗ-16 сражалась на подступах к Харькову, а еще 13 вошли в сводный бронебатальон, сражавшийся в самом городе. Все эти машины также погибли в боях.
В целом идея производства бронетракторов к 1941 году морально устарела, так как в СССР были созданы все условия для массового производства полноценных танков. Но когда мы говорим о потерях в войну нужно учитывать планы по производству и потерям техники.