Солнечный барабанщик (45 фото + 1 тянучка + 11 видео)
Ришад Алексеевич Шафи (в «советской транскрипции» — Шафиев) родился в Ашхабаде (ТуркССР) 21 июля 1953 года в семье Алексея Захаровича Шафиева и Соны Алиевны Джафаровой. В семье были ещё дети – старшие сестра Шейда и брат Нариман (заслуженный тренер СССР по борьбе, кстати), и младшие — Вагиф, Юнуф и Вахид (это ещё не считая порядка 300 родственников разной степени «дальности», проживающих на территории Ирана).
Сам Ришад любил рассказывать историю о том, что он — «сын Каспийского моря», так как появился на свет в нейтральных (Азербайджан – Туркмения) водах Каспия, по дороге из Баку в Ашхабад, когда родители возвращались на пароходе со свадьбы папиного друга Али и попали в шторм на 8-м часу поездки. Называл даже имя медсестры – Иванова Татьяна Викторовна – которая приняла роды (после чего сразу же тучи развеялись и вышло солнце!)
Он был любимым сыном мамы. Когда ему исполнилось 4 года, Ришад пошёл с родителями на день города и, наблюдая за выступлением музыкальной группы, просмотрев соло барабанщика, упал в обморок. Очнувшись уже дома, сразу же попросил купить барабан. Первый барабан – пионерский – ему подарил старший брат. С этого момента он с ним не расставался. Хотя, опять же, сам шутил: «Мама была на 8 месяце беременности, как вы все догадались, там был я. С маминых слов, уже тогда я отбивал и лихо играл разные ритмы в её животике, не давал отдохнуть. Это был мой первый кожаный барабан» (из воспоминаний Р. Шафи)
Первую свою «установку» он собрал дома: вместо «томов» были книги: 2 маленькие книжки — высокие «том-томы», 2 толстые — низкие, вместо «тарелок» — крышки от кастрюль, металлическая солдатская кружка, сохранившаяся у отца с войны — служила «ковбэлом». Барабаны заменяли подушки, которые часто пробивались насквозь и повсюду разлетались перья.
«В 7 лет начались мои занятия во Дворце Пионеров. Вскоре при духовом оркестре создали эстрадный, где я играл на чешской белой установке, что было очень престижно, хотя ноги ещё и не доставали до педали. Выступая на праздниках и танцах для старшеклассников, мы стали кумирами. Затем объединились танцевальные и музыкальные кружки. Программа была составлена для концертов по городам СССР. Каждый год в августе, мы приезжали в Москву и давали по 5 концертов в Парке Горького. В 15 лет меня с другом пригласили в школьную группу, которая играла гитарную музыку, назвали группу Ритм и начали давать первые концерты по билетам. После школы я поступил в музыкальное училище по классу ударных инструментов. При училище создали эстрадный коллектив. Играли репертуар Tom Jones, Chicago, Earth, Wind & Fire» (из воспоминаний Р. Шафи)
В 1974 году Ришад начал работать в музыкальном коллективе ресторана отеля «Ашхабад». А через 1,5 года был призван в армию, служил в Полковом духовом оркестре Внутренних войск.
По рекомендации Мурада Садыкова (на тот момент – солиста ВИА Гунеш (более точно произносилось, как "Гюнеш"/Güneş — «солнце» с туркменского) «начинающий» музыкант получает официальное разрешение для продолжения работы в ансамбле.
Сам ВИА Садыков организовал в конце декабря 1969 года, когда предложил известному в Туркмении джазовому музыканту Олегу Королёву создать и возглавить музыкальный коллектив. Так как практически уже все республики в Союзе имели «свои» ВИА: Орера - Грузия, Песняры- Белоруссия, Весёлые Ребята - Россия, Ялла - Узбекистан и другие.
Олег Королёв (справа) и Мурад Садыков, 1970 год.
В ансамбль вошли второй солист Э. Аннаев и вокальное трио в составе: В. Мамедов (тенор), Х. Мамедов (баритон), И. Агаханов (бас). Коллектив по составу представлял собой типичный по тем временам ВИА, сориентированный на исполнение туркменских народных песен и песен профессиональных туркменских и советских композиторов-академистов, членов Союза композиторов СССР.
К концу 1970-х гг. стиль и манера исполнения группы стали более или менее определяться. Это были развёрнутые вокально-инструментальные композиции блочного, сюитного типа с вкраплениями сольных импровизационных квадратов. Ладо-ритмическая основа композиций ориентировалась на Восток. Первыми экспериментальными произведениями такого типа были композиции — «Кушт-депты» (национальный туркменский танец), «Кечпелек»/Keçpelek (Баллада о судьбе) и «Ритмы Кавказа» (попурри на тему национальных песен).
К моменту приглашения Ришада (уже после ухода в 1976 году из коллектива Олега Королёва), в ансамбль были приняты 2 высокопрофессиональных джазовых музыканта — А. Стасюкевич (труба) и Станислав Морозов (тенор-саксофон). С их приходом духовая группа Гунеш увеличилась до квартета. Таким образом, ансамбль состоял из следующих музыкантов: В. Потупа (вокал), Ш. Бяшимов (вокал, клавишные), А. Королёв (бас-гитара), И. Гордеев (перкуссия, вибрафон), Михаил Логунцов (электрогитара), Ст. Морозов (саксофон), А. Стасюкевич (труба), Р. Галимов (саксофон-альт, тенор), Ю. Алиев (тромбон). А так же Шафиев, который в 1976 году был утверждён в должности солиста ВИА Гунеш при Государственном Комитете по телерадиовещанию.
Судьбоносное, как показало время, появление Шафи, повлияло и полностью изменило музыкальное направление группы, репертуар которой, на тот момент, состоял из советских и туркменских песен. Благодаря Ришаду, Гунеш стал стильной джаз-роковой группой. Чему так же способствовал приход в группу высококлассного джазового музыканта, саксофониста, скрипача и аранжировщика Ст. Морозова. Группа ещё более подняла инструментально-исполнительскую планку.
Следующим шагом было представление коллектива на международном фестивале эстрадной песни «Золотой Орфей»/Златният Орфей (Солнечный берег/Слънчев бряг, НРБ) с трансляцией по всем ТВ-каналам.
Первый же крупный успех на родине пришёлся на нашумевшем рок-фестивале «Тбилиси-80», на котором Ришад был отмечен специальным дипломом, как лучший барабанщик.
В 1981 году Королёв возвращается, и вновь становится музыкальным руководителем. За это время музыканты выросли профессионально. Группа приобрела широкую известность в СССР.
В августе 1982 года Гунеш присудили звание «Заслуженный художественный коллектив Туркменской ССР», а Садыкову — звание «Народный артист Туркменской ССР».
И как следствие этого — успешное выступление на зарубежном международном музыкальном фестивале «Зелёна Гура» (Zielona Góra/Зелёная гора, ПНР) и внезапно последовавшее за этим приглашение в Варшаву, для съёмок музыкального фильма-концерта группы. Съёмки проходили во 2-ой — «музыкальной» — студии, в которой ранее снимали, к примеру, выступления Tom Jones, ABBA, Boney M.
В том же 1982 году Королёв налаживает отношения с художественным руководством Госконцерта СССР, и в апреле 1983 года Гунеш отправляют в заграничную гастрольную поездку в Восточную Европу (ЧССР, ГДР, ВНР), а затем и в страны Азии и Африки (Вьетнам, Лаос, Монголия, Афганистан, Острова Зелёного мыса (ныне — Кабу-Верде), Гвинея-Бисау, Сенегал, Сьерра-Леоне).
В 1983 году на ВФГП «Мелодия» в Москве, была произведена запись на винил новой музыкальной программы ансамбля. Грампластинка под названием «Вижу землю» вышла в 1984 году (выпущена 4-я отделениями «Мелодии»: Московским, Ташкентским, Тбилисским и Рижским).
Диск произвёл на музыкантов Союза большое впечатление новизной, неподражаемой оригинальностью и высоким профессиональным исполнением. Звукорежиссёру «Мелодии» Р. Рагимову присудили 1-ю премию за лучшую звукозапись года, премировав турпутёвкой в ЧССР.
Музыкальный материал группы представлял собой джаз-рок со стильным восточным этно-привкусом, основанный на сложных нечётных размерах туркменских фольклорных ритмов, которые Шафи перекладывал в виртуозные барабанные соло.
Помимо гастролей по зарубежным странам, Гунеш много выступал на территории СССР. В том числе на джазовых фестивалях в Ереване («Панорама», 1986), Бишкеке, Донецке («X Юбилейный», 1988), Москве и Ашхабаде, а так же на Всесоюзном фестивале популярной музыки в Ереване (1981), где Шафи был награждён дипломом «Лучший барабанщик» и ценным подарком.
Благодаря яркой индивидуальности своего барабанного шоу, Ришад постоянно находился в поле зрения СМИ. Это позволяло часто появляться на телеэкранах, в том числе и в первых совместных проектах советского телевидения и западных телекомпаний («Лестница Якоба — Утренняя Почта», советско-американская программа «Счастливого полёта» и др.)
В 1985 году Шафи принял участие в открытии Съезда СК СССР, выступив в Театре Эстрады перед полным залом маститых композиторов. А так же выступил на I Международном Фестивале «Голос Азии»/Азия дауысы (Алма-Ата, КазССР), на котором снова был отмечен специальным призом.
А в 1988 году, приказом Министерства культуры СССР, Ришад был назначен музыкальным руководителем группы Гунеш.
По приглашению МК Азербайджана и лично Министра культуры АзССР Полада Бюльбюль-Оглы, в 1990 году Шафи находился в составе жюри популярного песенного фестиваля «Одлар юрду»/Страна огней.
В 1991 году Ришад окончил Государственный Педагогический Институт Искусств при МПГУ, с присвоением квалификации «концертный исполнитель, артист оркестра, преподаватель по специальности: ударные инструменты».
В следующем – 1992 году, музыкант был приглашён в качестве специального гостя в г. Мерсин (Турция) на Международный музыкальный фестиваль/Mersin Uluslararası Müzik Festivali, где был награждён памятной статуэткой.
Преподавал в Туркменской Национальной Консерватории по классу ударных, где в дальнейшем, был избран на должность старшего преподавателя кафедры эстрадного искусства.
В 1993 году, в Германии, Шафи принимал участие в записи совместного диска с музыкантами из США, Англии и Германии. Гастролировал по Китаю.
В 1995 году Ришад создал мюзикл-сказку «Волшебный халат» (одноимённое название с его изобретением – уникальной музыкальной «установкой»). Заявив о себе, как о композиторе, он написал всю музыку к спектаклю и сыграл в нём главную роль, представив попутно то самое своё изобретение – «Волшебный халат».
В 1997 году в Оренбурге, на международном джазовом фестивале им. Ю. Саульского «Евразия», Ришад с огромным успехом впервые представил публике свою сольную программу.
В начале сентября того же года, в рамках празднования 850-летия Москвы, на Красной Площади состоялось музыкальное представление «Наша древняя Столица», для участия в котором режиссёр шоу Андрей Кончаловский пригласил Шафи, как главное действующее лицо.
А 21 сентября в Москве впервые состоялось супершоу барабанщиков в рамках мастер-класса «Zildjian Day In Russia». Уже несколько десятилетий раз в год это шоу проходит в одном из крупнейших городов мира. Его до последнего времени проводил лично Арманд Зилджиан (1921-2002) – президент старейшей и крупнейшей в мире компании по изготовлению музыкальных тарелок, приглашая к участию сильнейших барабанщиков мира. В московском шоу с американской стороны участвовали Dennis Chambers и Gregg Bissonette, а Россию представлял Ришад Шафи.
В 1998 году барабанщик выступил на XII-й церемонии вручения Премии Российской Академии киноискусства «Ника», где ошеломил гостей тем, что по замыслу постановщика — Юлия Гусмана, был размещён со своей установкой прямо над экраном. На следующий год выступал на закрытии XXI Международного Московского кинофестиваля (ММК).
В 1999 году, благодаря сотрудничеству с компанией «Богема Мьюзик», Ришад издал 2 сольные пластинки: «Rishad Shafi Presents Gunesh» и «45 градусов в тени» (двойной). И произвёл настоящий фурор — презентацию «World Drums Shafi Show», на одном из фестивалей компании.
19 декабря 2000 году Шафи собрал бывших гунешевцев и устроил для них шоу в Москве в ЦД кинематографистов, которое длилось 4,5 часа. Ришад пригласил более 1000 представителей творческой интеллигенции — известных и популярных личностей, которым преподнёс в подарок свой первый эксклюзивный (занесённый в Книгу рекордов Гиннесса) альбом «Песни Без Слов-2000», который в этот вечер на сцене представляли звёзды, участвовавшие в международном проекте Шафи. В нём он хотел представить всю музыкальную «историю» мира. Глубоко философский проект «Сотворение Мира» в этот вечер представляли лучшие музыканты из многих стран: более 30 исполнителей на традиционных народных инструментах разных стран и вокалистов, владеющих древними техниками пения, которых объединили ритмы барабанов Ришада. Ну, а долгожданным сюрпризом стал фейерверк из номеров всепоглощающего «Барабанного Шафи-шоу».
Ришад всегда способствовал созданию совместных проектов с талантливыми, но, как правило, «не раскрученными» музыкантами, и как результат — их презентации на своих концертах, а в дальнейшем — и записи дисков.
Валентин Юдашкин пропустил весь показ своей коллекции «ЕвроВосток-2001» через выступление Шафи, разместив его с ударной установкой в специально построенном для него шатре.
2004 год был ознаменован для Ришада участием в русской версии мюзикла «We will rock you», основанного на песнях группы Queen.
Также, в ноябре того же года выступал совместно с ди-джеями в ТДК Берлинский Дом на презентации модного журнала «Night People».
Ещё одно значительное событие в творчестве музыканта — 300-летие Северной Столицы, и выступление с легендарными представителями мировой музыки перед политической элитой — приглашёнными на праздник президентами стран мира.
Основанный Ришадом проект Drums Shafi Mega Show («Барабанное мега-шоу Шафи») принимал участие во многих культурных и спортивных мероприятиях: Шоу олимпийских Чемпионов по синхронному плаванию/World figure skating championships (2004), Фестиваль ледяных скульптур «Олимпийская симфония» (2005), l-й Российский форум боевых искусств (2005), открытие и закрытие Международного Кинофестиваля «Меридианы Тихого» (2005), вручение l-ой Профессиональной «Премии за достижения в области продвижения Российского Кино» (2006), Форум творческой Интеллигенции государств-участников стран СНГ (2006), открытие X международного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Золотой бубен» в Ханты-Мансийске (2006), мастер-класс на Фестивале Музыкального Образования MusicFest (2006).
В сентябре 2006 года Ришад подписал соглашение с ведущим мировым производителем барабанных аксессуаров — американской компанией Pro-Mark Drumstick (Хьюстон, Техас), на изготовление фирменных барабанных палочек с автографом маэстро.
В разные годы ему было присвоено звание Почётного Гражданина г. Хо Ши Мин (Вьетнам), вручены Медаль Дружбы Вьетнама, Медаль Республики Мозамбик. Также Ришад был награждён Почётной Грамотой за большую работу по интернациональному и эстетическому воспитанию населения и Дипломом за вклад в развитие музыкального образования, сохранение культурного наследия России и укрепление международных культурных связей.
Музыкант тесно сотрудничал с Туркменским обществом «Красного Креста и Полумесяца», награждён Общественной медалью Н.И. Пирогова — за помощь ветеранским и общественным организациям и союзам медицинского профиля.
При всех заслугах Шафи — был человеком совершенно не тщеславным, лишённым пафоса.
Любил футбол. Входил в основной состав звёздной команды «Старко». Увлечение футболом и стало роковым для музыканта — Ришад Шафи умер от острой сердечной недостаточности во время еженедельной тренировки «Старко» 4 ноября 2009 года.
Его тело покоится на Богорогодском (новом) кладбище, Ногинского района Московской области, с. Тимохово, рядом с часовней.
Шафи — основоположник и автор вокально-инструментального цикла в жанре современной музыки с участием звёзд и музыкантов России и Туркмении «Песни без слов», а также основоположник, автор идеи и создания международного проекта «Сотворение мира», в котором впервые объединил Восток с западной и индийской культурой, на основе нечётных размеров своих сложных ритмических рисунков, соединив корневую и современную музыку. Основатель собственной техники игры, школы сложных ритмов, системы расстановки ударной установки, и даже системы посадки за ней.
Джаз-роковое звучание его коллектива, его медно-духовая группа, фантастическая игра Ришада стали для многих слушателей откровением. Многие музыканты мира, включая Питера Гэбриела, считали его лучшим барабанщиком современности.
Шафи был не только выдающимся музыкантом, но и изобретателем, конструктором и постановщиком шоу. Он неоднократно попадал со своими изобретениями в Книгу рекордов Гиннесса.
Ришад разработал революционную систему и сконструировал самую большую в мире Гигантскую, не имеющую аналогов в мире Эксклюзивную Именную Ударную Установку, которая, в составе «Единой коллекции Ришада Шафи», в данное время хранится в фондах Государственного Музея Музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
В 2010 году в коллекцию были переданы и представлены в экспозиции: уже упомянутая «Гигантская установка Р. Шафи», которая, наряду с современными инструментами ведущих американских фирм «DW» и «TAMA», включает традиционные инструменты стран Востока: дарабукка, пакхавадж, мриданг, нагара, табла, муюй, дойры и различные бубны, в том числе шаманские; конструкции других барабанных установок, именные барабаны мастера; сценические костюмы; записи его музыки; проекты, сочинения, черновики и рукописи; фото и видеотека, а также другие музыкальные инструменты и оборудование, которые использовал маэстро в своём творчестве и концертной деятельности.
Большинство музыкальных инструментов представляет собой их модификацию — «ноу-хау Шафи»: барабанная педаль «Змей Горыныч» (патент №46427), внесенная в Книгу рекордов Гиннеса (2001), новые виды перкуссионных инструментов в виде гроздьев винограда, арбуза, дыни, тыквы, яблок, груш, клубники, лимонов, кабачков и баклажанов составляющие колоритную экспозицию «Восточный стол».
В одном из интервью Шафи говорил: «Просто так мне играть неинтересно. Мне нравится ставить шоу – с костюмами, со светом». Отсюда появление светящихся барабанов, лазерных барабанных палочек и «Волшебного халата», созданного для одноименного мюзикла. В этом костюме, оснащенном электроникой, зашито 24 датчика, с помощью которых можно извлекать любые звуки – от тембров инструментов симфонического оркестра до африканских барабанов.
Ришад был женат на Ерёменко Светлане Викторовне, есть дочь – Шафиева Лилиана Ришадовна.
Дискография Р. Шафи:
Ришад Шафи & Гунеш «45 градусов в тени» (2CD, Boheme Music, 1999),
Ришад Шафи «Песни без слов» (2000),
Ришад Шафи «Сотворение мира» (2009).
Источники:
https://www.chitalnya.ru/work/1327843/
https://traditio.wik
http://www.drumspeech.com/topic.php?forum=speech&theme_id=19077
http://www.cultin.ru/musitian-shafiev-rishad-alekseevich
Покойся с миром, маэстро!
- Минкульт включил в школьную программу песни Цоя, Queen и Nirvana
- Семья копирует обложки легендарных музыкальных альбомов
- Музыкант сыграл "Toxicity" рок-группы System Of A Down на миниатюрной ударной установке
- В Турции есть мемориал в память о 440 женщинах, убитых собственными мужьями
- Вы не в танцах. Люди, которым давно пора сменить хобби