Сицилия. Палермо. Церковь Casa Professa (25 фото)
Сегодня мы видим этот интерьер только благодаря масштабной реставрации, завершившейся в 2009 году. Половина центрального нефа с куполом и многими фресками были уничтожены бомбой союзников в 1943 году.
Центральный неф, вид от входа
Барокко на Сицилии развивалось особенным образом. В первой половине XVII в. местные архитекторы, художники и скульпторы, чаще всего проходившие обучение в Риме, имели достаточно ограниченные возможности для работы на богатом культурным наследием родном острове. Все новое создавалось в строгом соответствии со столичной модой. Примером того периода является фасад Джезу (на первом фото), в общих формах повторяющий фасады римских барочных церквей, в особенности, соборного иезуитского храма Иль Джезу.
Центральный неф и трансепт, вид от алтаря
Переломным моментом стало чудовищное землетрясение 1693 года, в результате которого погибло до 100 тысяч человек, а значительная часть городов востока Сицилии была уничтожена, в том числе, Катания и другие поселения региона Валь-ди-Ното. Цунами до 8 метров высотой и афтершоки привели к частичному обрушению зданий в Сиракузах, Палермо, Мессине и даже на Мальте.
Именно такое опустошение и потребность в масштабном и быстром восстановлении развязала руки местным архитекторам. Они получили возможность реализовывать свои собственные идеи, развивая тем самым местное ответвление барокко.
Алтарь
К началу XVIII в. новые архитектурные формы фасадов храмов в восстанавливаемых городах начинают использоваться в гражданском строительстве и в интерьерах. Именно в этот момент перестраивается и главный сицилийский храм иезуитов. Здесь мы имеем возможность наблюдать практически все характерные особенности сицилийского барокко внутри одного храма. Вид на боковой неф. Тут и балясины, и пышный растительный орнамент от пола до потолка, и витые колонны, и выпукло/вогнутые плоскости.
Полихромные инкрустации с использованием туфа, мрамора и порфира, вероятно, представляют собой переосмысление норманнского наследия.
Хорошим примером барочного произведения, на мой взгляд, является целостность и гармоничность при общей пышности и насыщенности. Тут с этим полный порядок :)
На всех стенах и почти на каждой колонне присутствует уникальная скульптурная группа. Самый частый мотив – это любимые итальянцами путти. Здесь они особенно пышные, а их количество не поддается никакому счету.
По сути путто – это ренессансно-барочная версия херувима. По сравнению с византийскими образами, имеющими осмысленный и чистый лик (см. Серафима из Св. Софии Константинопольской), путти – это такие беззаботные пупсы, которых чаще ассоциируют с нерелигиозными страстями, чем с премудростью Господа. Но это, скорей, дело личного отношения, понимания и вкуса.
Восстановленный купол.
Один из мраморных барельефов.
Ризница.
Прекрасные резные шкафчики датируются XVI в.
К церкви примыкает Субботний ораторий, он же Ораторий милосердной Богородицы (Oratorio di Santa Maria delle Grazie).
Оратории – чисто католическое явление. Это небольшой зал, предназначенный для служб и собраний какого-то религиозного общества. В Палермо есть несколько очень интересных ораториев, в декорации которых непосредственное участие принимал скульптор Джакомо Серпотта, а также его родственники и ученики. В последующих постах я расскажу еще о трех таких местах. Этот ораторий украшен работами сына Джакомо – Прокопио Серпотты. Фреска на своде выполнена Филиппо Рандаццо.
В январе 2017 года архиепископ Палермо разрешил еврейской общине бесплатно использовать Субботний ораторий для богослужений, то есть, в качестве синагоги. Своего рода извинение за изгнание евреев с острова Фердинандом II Арагонским в XV в.
Тут же небольшой музей. Самое интересное - плиточные панно с птичками, животными и травкой. В том же стиле украшены некоторые полы в других ораториях.
Фрески в крипте практически полностью утрачены. Тела из саркофагов, конечно, перезахоронили.
Основную часть Каза Професса в наши дни занимает библиотека.
Клуатр.
Напоследок – кампанила, построенная в XVIII в. над соседним дворцом Маркези. Изначально планировавшиеся колокольные башенки над фасадом церкви так и не были реализованы.