ФСБ рассекретили информацию о преступлениях эстонских карателей под Псковом (10 фото)
ФСБ РФ по Псковской области рассекретило часть документов о зверствах, творившихся в лагере под Псковом. Часть из этих архивных данных составляют признания самих палачей-эстонцев, которых задействовали для истязаний и расстрелов военнопленных. В уголовном деле под номером С-17412 из шести томов приводятся показания трех карателей, действовавших в этом лагере.
Лагерь для военнопленных был организован после оккупации Пскова и района на территории бывшей погранкомендатуры в деревне Моглино в 11-12 километрах от города. Нацисты планировали после завершения войны передать часть региона Эстонии, поэтому к работе активно привлекались местные каратели. Арнольд Веедлер, Эрих Лепметс, Эдуард Торн охраняли пленных и занимались расстрелами. Показания этих троих палачей зафиксированы в материалах следствия, но в документах встречаются и другие фамилии: Кайзер, Тоомпере, Блекман, Саабас, Кайтс, Кург, Охврилла, Вайнло, Алла, Сепп, Коллина, Похл, Плесс, Лулло, Ефимов. Данных о том, понесли ли наказание они, нет.
Эрих Лепметс показывает места казней
В лагере, как свидетельствуют документы, содержались не только военные, но и мирные жители: русские, евреи, цыгане. Тех, кого признавали евреями и цыганами,находились в бане. Проходивших под группой "советские", т.е. украинцы и русские, размещались в кладовой. Гражданских привозили небольшими группами, а режим, царивший в лагере, не оставлял людям надежды на освобождение. Непосильный каторжный труд сочетался с пытками, издевательствами и побоями", — говорится в материалах уголовного дела.
Заключенным в день полагались 200 граммов хлеба с опилками и один литр баланды — жидкой похлебки из воды и проса.
Расстрелы проходили часто. Если цыган и евреев казнили по расовому признаку, русских и украинцев - при попытке побега.
Со слов свидетеля можно представить масштабы зверств:
Осенью 1942 года из лагеря вывезли около и расстреляли около Пскова 170 цыган — стариков, женщин, детей.
Весной 1943 года в четырех автомобилях вывезли около 70 евреев — стариков, женщин, детей. Всех расстреляли недалеко от Пскова.
Весной 1943 года начальник караула Луукас расстрелял цыганку с новорожденным ребенком. Сначала выстрелил ей в затылок, потом убил малыша. Закапывать трупы велел мужчине-цыгану.
Летом 1943 года несколько раз расстреливали группы цыган и евреев - все, со слов свидетеля, были расстреляны.
Арнольд Веедлер, Эрих Лепметс и Эдуард Торн были стрелками и неоднократно участвовали в карательных мероприятиях. В показаниях 1967 года они рассказывают об устройстве лагеря, о содержании военнопленных. На архивных фото они указывают на места расстрелов и захоронений - об этом палачи вспоминали неохотно, путались в показаниях, сетуя, что "слишком много времени прошло".
План лагеря и мест предполагаемых казней, составленный Эрихом Лепметсом
Лепметс, к примеру, отрицал свое участие в многочисленных казнях, сознавшись лишь в двух расстрелах. Веедлер опознал только одно из мест расправы, а Торн рассказывал о том, что лишь охранял заключенных, пока начальник караула их расстреливал.
Обвиняемый Эдуард Торн показывает места расправ
У военнопленных условия быта были хуже, чем у мирных жителей. Первую партию из почти 300 военнопленных пригнали в лагерь в ноябре 1941 года. "За зиму 1941-1942 годов от холода и голода в лагере "Моглино" из 280 человек осталось в живых около 20", - говорится в документах.
Помимо нечеловеческих условий содержания в лагере ежедневно проводились расстрелы. Каждый день около десятка военнопленных копали могилы для себя и мирных жителей.
Документы этого дела объясняют, почему так мало пленных пытались бежать. За каждого сбежавшего расстреливали от двух до семи человек. Иногда устраивались и показательные казни - в эти дни посмотреть на примерную работу своих сотрудников приезжало начальство из Пскова.
На судебно-медицинской экспертизе были обнаружены больше десятка массовых захоронений пленников лагеря. Лишь в одном из них были найдены около 250 останков тел жертв. Экспертиза показала, что они были убиты выстрелами из огнестрельного оружия и ударами тяжелых предметов по голове.
Трое палачей, принимавших участие в казнях, Веедлер, Лепметс и Торн, были расстреляны 26 февраля 1968 года. Судьба остальных, чьи фамилии также фигурируют в этих документах, неизвестна. Возможно, кому-то удалось избежать наказания, выехав за пределы СССР.