Очередной «засвет» «Посейдона» (3 фото + 1 видео)
Либо же с одной из родственных «Посейдону» систем.
«Пасхалка» на видео
Тут на сайте даже были публикации, где авторы считали 2М39 «мистификацией», «распилом денег» или чем-то далеким от реальности. Но программа эта реальна и весьма недалека от успешного завершения. И вообще, ничего себе «мистификация», длящаяся (без программ-предков) с начала 90-х, по которой уже построено три подводных корабля, из них два атомных, будет построено еще минимум 3 или 4, и не только они! Впрочем, «счастливой подкове все равно, верите ли вы в нее или нет — она и так работает», как говаривал один умный человек англосаксонской национальности, так что от веры тут мало что зависит.
Статья г-на Саттона называется «Видео подсказывает, что русский «Посейдон» имеет версию с запуском с морского дна». О каком видео речь? О новостном сюжете ГТРК «Поморье» — архангельском филиале ВГТРК. Сюжет вышел на канале еще 4 июня этого года — во всяком случае, на YouTube-канале «Поморья» он появился именно тогда («Академик Александров» на завершающем этапе испытаний ). И до недавнего времени у этого сюжета было менее 400 просмотров (сейчас уже под 1,5 тысячи, что тоже крайне немного). Нашел его не сам Саттон, а некий пользователь «Твиттера». В сюжете рассказывалось о выходе на завершающий этап испытаний свежепостроенного на северодвинской «Звездочке» океанографического исследовательского судна (ОИС) проекта 20183 «Академик Александров», построенного по заказу того самого ГУГИ ВМФ.
«Звездочка» и академики-ядерщики
Судно усиленного ледового класса водоизмещением 5800 т официально предназначено для проведения исследовательских и научных работ на шельфе арктических морей, обеспечения работы морской арктической техники, спасательных операций в Арктике. ОИС способно вести мониторинг районов деятельности флота, районов проведения испытаний, мест нахождения потенциально опасных донных объектов, районов экономической деятельности, выполнять установку в них донного навигационного, контрольно-измерительного и другого оборудования.
Двойное назначение судна позволяет проводить поисково-спасательные операции, дноуглубительные работы, буксировку, установку и перегрузку военной и специальной техники, обследование и подъем затонувшей морской техники, включая объекты, представляющие потенциальную или действительную экологическую опасность. Так, во всяком случае, сообщается официально. Но само по себе то, что судно принадлежит ГУГИ, уже наводит на подозрения. Судно является третьим систершипом в серии, начатой судном «Звездочка», проекта 20180, изначальной заявленным как «универсальный морской транспорт вооружений», потом переквалифицированным в «спасательное буксирное судно ледового класса, предназначенное для поисково-спасательных работ, обеспечения испытаний морского вооружения и техники». Также судно может проводить поиск, обследование затонувших объектов, для чего несет на борту обитаемый самоходный глубоководный спасательный аппарат типа «Бестер» и необитаемые типа «Тайгер» и «Квантум».
Служит «Звездочка» на Северном флоте, в Беломорской ВМБ. Следующим в серии был «морской транспорт вооружений» (МТВ) пр. 20180ТВ «Академик Ковалев», ушедший служить на Тихий океан, третьим стало ОИС проекта 20183 «Академик Александров». Смена цифры связана с импортозамещением и заменой ряда важных судовых агрегатов и систем на российские. Скоро выйдет на испытания судно «Академик Макеев» проекта 20183ТВ (это опять МТВ, но «импортозамещенный»), с ожидаемым сроком ввода в строй в будущем году. А пятое судно, «Академик Лавёров», пока и не закладывалось.
Как мы видим, 4 из 5 судов названы в честь безусловно великих людей, связанных между собой одной темой. Речь о ракетно-ядерном щите и мече нашей Родины. Академик Макеев был генеральным конструктором морских стратегических ракетных систем, создавшим, по сути, большую часть отечественных БРПЛ. Да и нынешняя БРПЛ «Синева-Лайнер» Р-29РМУ2.1 — тоже продолжатель конструкции макеевской Р-29РМ, принятия на вооружения которой В.П. Макеев уже не увидел. Разве что Р-30 «Булава» стоит особняком, и то, вряд ли бы без макеевского багажа была бы создана. Академик А.П. Александров — один из творцов атомного проекта СССР и соратник знаменитого Бороды — Курчатова, по его инициативе были созданы ядерные энергоустановки для первого атомного ледокола «Ленин» и первой нашей АПЛ К-3. Да и для остальных тоже, кстати. Занимался темой жидкого гелия и сверхпроводимости, был научным руководителем по одному из самых мощных наших реакторов для АЭС — РБМК-1000. Академик С.Н. Ковалев — бессменный генеральный конструктор отечественных РПКСН, начиная с проекта 658 и до проекта 941, по его проектам построено 92 подводных атомохода. Ну и академик Н.П. Лавёров тоже из этой же плеяды — очень много сделал для решения вопросов с урановыми рудами и обеспечением полной независимости нашей страны в стратегически важном вопросе (он еще много чем занимался, включая даже исследования изменений климата и достаточно наглядно доказал, что т.н. «глобальное потепление» — миф, сказочка для дураков и политиков).
«Изделие» на корме. Что это?
Но вернемся к сюжету и ОИС «Академик Александров». В этом сюжете мы видим, что на корме судна, прямо в вырезе транца, лежит огромное «изделие», крайне похожее на «Посейдон» и калибром, и длиной. А ведь ранее судно не упоминалось в связи с программой «Статус-6», это отмечает Саттон. Хотя головная «Звездочка» еще в 2014 г., когда до первого специально контролируемого слива о «Статусе» оставалось еще более года, участвовало в неких испытаниях «нового оружия» во взаимодействии с опытовой ПЛ Б-90 «Саров», которая и известна ныне как испытательная база для «Посейдона» и его друзей. Г-н Саттон считает, что вся серия этих судов, вероятно, связана с программой «Статус-6», либо же с ней и иными сверхсекретными проектами под патронажем ГУГИ ВМФ. И «Звездочка», по его мнению, вполне справляющаяся с задачами вылавливания прототипов «Посейдона» после испытаний и доставки их на береговую базу, очевидно, не может справиться с более емкими задачами по программе. Потому потребовался «океанограф» с большим крытым ангаром на нем, в котором поместится такое оружие, как «Посейдон». Вдобавок «Академик Александров» оснащен уникальным набором кранов, включая глубоководный, и большой палубный с грузоподъемностью более 100 т. Считается многими, в том числе Саттоном, что примерный вес 25-метровой сверхторпеды калибром порядка 1,5 м и находится примерно в этом районе. Кроме того, на видео видно, что изделие может как выдвигаться со своей позиции на корме в вырезе транца в воду, так и быть забрано из воды. На корму, вероятно, оно попадает из того самого ангара, где и готовится к запуску либо обслуживается после возвращения.
Скриншоты из видеосюжета ГТРК «Поморье», где видно изделие, похожее по габаритам на «Посейдон»
.
Отличия во внешнем же виде изделия на корме и само наличие такого корабля Саттон объясняет тем, что мы видим в видео не «Посейдон» для торпедного аппарата субмарины, а иной вариант изделий. Американец считает, что речь идет о «Скифе» (об этом таинственном изделии стало известно еще до появления первой отрывочной информации о «Статусе-6»). По одной из версий, «Скиф» — это и есть «Посейдон». По другой, это донная версия «Посейдона», то есть заранее в особый период помещаемая с борта носителя куда-то на дно морское, откуда, по получении приказа, он и стартует к цели. Такая самотранспортирующаяся мина-торпеда, но наоборот. По третьей версии — это не сверхторпеда, а МБР донного запуска (всплывающая перед стартом в транспортно-пусковом контейнере к поверхности). Есть и иные версии. Саттон считает, что речь идет о второй версии — донном варианте гигантской торпеды. Однако сама по себе затея с донными ракетами и даже торпедами содержит в себе массу поводов для критики. Например, как обеспечить сохранность и неприкосновенность изделий до старта? А как обслуживать? А как забирать изделия обратно, если они не потребовались (война не началась)? Все эти вопросы, в принципе, решаемы, но особенно в случае с МБР их становится слишком много, и овчинка может и не стоить выделки. С торпедой попроще, тем более, если судно ледового класса — в Арктике их найти противнику будет еще сложнее, чем где-то еще, но вопросов, на которые сложно найти ответы, там тоже хватает.
Еще одна версия
Что же до изделия (или макета) на корме у «Александрова», то, может, речь не идет ни о какой донной версии (если она вообще существует)? Может, это один из вариантов «Посейдона», скажем, оснащаемый не различными термоядерными боевыми частями разной (большой или особой) мощности, а оснащенный, например, поисковыми системами? О подобном варианте как-то сообщали не так давно, но как о мирном, но вполне может быть, что аппарат просто создается для обеспечения боевой работы собственно «Посейдона». Поиск целей для прячущихся в глубине ударных аппаратов, управление более мелкими подводными поисковыми беспилотникаками и тому подобное. Такая версия представляется достаточно адекватной. Возможны и иные варианты — мы, в конце концов, мало что знаем обо всех потенциальных возможностях таких аппаратов и о многообразии его вариантов.
Есть еще один вопрос: почему, собственно, был допущен такой «слив» информации о назначении «Академика Александрова»? Возможно, конечно, это случайный прокол — не уследили. Но с темой такого уровня секретности, даже после разглашения части общих сведений по ней, это представляется маловероятным, хотя и такое случается. Но, возможно, это просто была такая отложенная во времени утечка (не очень удачная, потому что информацию нашли случайные люди и случайно), которая должна в итоге попасть кому-то на стол в Вашингтоне. Чтобы были поумнее и посговорчивее и не действовали в ущерб прежде всего самим США своими крайне непродуманными действиями в области стратегической стабильности, в частности, по продлению ДСНВ-3. А то вдруг еще какая «утечка» случится, и совсем кому-то с сердцем поплохеет на Потомаке. У нас еще много чего в загашнике найдется.
Источник: https://topwar.ru/164864-ocherednoj-zasvet-posejdona.html
Я. Вяткин, специально для «Военного обозрения»