Ответы на 9 самых распространенных вопросов о современных крематориях от профессионала (9 фото)
Во всем мире кремирование — это распространенная практика, позволяющая решить сразу множество проблем. Во-первых, такой способ похорон позволяет рационально использовать земельные ресурсы, ведь колумбарий для хранения урн с прахом занимает гораздо меньше места чем кладбище. Во-вторых, сжигание тел помогает улучшить эпидемиологическую обстановку. И в третьих — при переезде родственники могут забрать прах с собой, чтобы не расставаться с дорогими сердцу останками.
Стоит упомянуть и то, что кремация, как правило, обходится дешевле традиционных похорон. Вроде преимущества налицо, но ряд стереотипов, стойко укоренившихся в нашем сознании, мешает многим принять решение о кремации. Какие моменты больше всего беспокоят наших сограждан? Директор муниципального крематория Ростова-на-Дону Павел Алексеев ответил журналистам на наиболее важные вопросы.
1. Христианская вера требует исключительно погребения в земле
Да, когда-то именно так все и было, но даже церковные каноны изменяются с течением времени. В 2015 году Русская православная церковь приняла документ «О христианском погребении усопших», который хоть и не одобряет кремацию, но уже относится к ней со снисхождением.
В документе указано, что если того требуют обстоятельства, тело христианина может быть сожжено. Важное требование в православии и католицизме — уважительное отношение к останкам, а сжигание церковь не может назвать почтением к усопшему. Развеивание праха на самом деле категорически порицается всеми христианскими церквями.
В иудаизме и исламе кремация умерших запрещена, а вот у буддистов и индуистов она считается предпочтительным способом похорон человека. У нас кремируют людей любого вероисповедания, так как главным фактором в принятии такого решения считается желание умершего и его близких.
2. Работники крематория присваивают золотые коронки
Павел Алексеев утверждает, что за годы работы в его крематорий ни разу не поступило тело с золотыми коронками. Перед тем как отправиться в последний путь, покойник обязательно проходит через морг. Там родственникам предлагают забрать все ценное, в том числе и золотые коронки.
Иногда бывают проблемы с украшениями — родственники настаивают, чтобы они оставались с умершим до конца. Но по этому поводу существует четкая инструкция — в печи не должно быть никаких посторонних предметов. Патологоанатом дает заключение о том, что ничего лишнего при покойном нет. Поэтому родным предлагают положить любимые изделия умерших в урну с прахом.
С телом остаются протезные элементы и импланты. Их не изымают и родственникам не выдают. После сжигания тела эти элементы изымаются из праха и утилизируются работниками крематория согласно существующей инструкции.
3. Одежду покойников сдают в комиссионный магазин
Этот слух Павел Алексеев считает наиболее абсурдным. Тело отправляется в печь вместе с одеждой, которая там сгорает вместе с ним. Нужно учитывать еще и то, что во многих случаях, чтобы было проще одеть умершего, вещи распарываются. Стоит ли говорить о морально-этических аспектах этого момента?
4. Кремация дешевле обычных похорон
Это абсолютная правда и огненное погребение обходится не так дорого, как похороны на кладбище. Обычный гроб, доставка тела, рытье могилы и само захоронение обходится в минимум в 20 тысяч рублей. При этом за кремацию тела нужно отдать не более 15 тысяч. Если же требуется транспортировка останков, то прах в урне существенно удешевляет эту задачу.
5. Крематорий производит опасные для людей и экологии выбросы
Это неправда, утверждает директор ростовского крематория. В его крематории установлены две печи иностранного производства, сертифицированные и отвечающие всем экологическим требованиям, принятым в Европе. Оборудование имеет электронное управление и оснащено специальными фильтрами, очищающими выбросы.
Соответствие действующим нормам и стандартам постоянно контролирует Ростехнадзор. Специалисты даже берут пробы воздуха возле дымоходов, чтобы убедиться в безопасности дыма для людей и окружающей среды. Точно так же это происходит и в любом другом крематории, расположенном на территории России.
6. В крематории сжигают криминальные трупы, чтобы скрыть преступления
Павел Алексеев отрицает возможность такого нарушения, так как оно является уголовно наказуемым деянием. В регламенте крематория четко указано, что возможна кремация только тех тел, которые прибыли с полным пакетом документов.
Кремация тела без документов или с неправильно оформленными бумагами — это серьезное нарушение закона и поэтому такое действие практически невозможно. Иногда приходят запросы от правоохранителей о кремации какого-то гражданина, на которые нужно ответить — на основании чего и когда была проведена кремация.
7. Прах могут перепутать
Возможность выдачи родственникам умершего чужого праха Павел Алексеев полностью исключает. Для каждого тела заводят отдельную карточку, которую после церемонии прощания персонал крематория вешает на печь. После завершения кремации эта карточка закрепляется на урне, в которую помещен прах. Перепутать останки при этом просто невозможно.
8. Процесс кремации почему-то скрывают от родственников
Директор крематория утверждает, что ничего секретного в работе его предприятия нет. Совсем другое дело, что некоторые крематории просто не приспособлены для наблюдения за кремацией. В ростовском это невозможно, а вот в новосибирском крематории родственники могут наблюдать процесс через специальное окошко.
Но в печь заглянуть все равно технически невозможно. Иногда родственники умершего просят работников крематория снять на видео, как тело помещают в печь. Операторы крематория никогда не отказывают в этой услуге.
9. Может ли человек в летаргическом сне сгореть заживо и открывается ли печь изнутри
Павел Алексеев заверяет, что такая вероятность абсолютно исключена. В крематорий тело поступает после того, как побывает у медиков и получит заключение патологоанатома. Человек, прошедший процедуру вскрытия, не может находиться в летаргическом сне.
Печи крематория закрываются снаружи и их открывание изнутри не предусмотрено. В этом нет совершенно никакой необходимости, так как температура внутри достигает тысячи градусов Цельсия.