Почему царя Ивана IV стали называть Грозным? (2 фото)
Как Иван IV мог стать Грозным
Историки пишут, что в источниках 16 века (когда правил царь) прозвище Грозный ни разу не встречалось. Скорее всего, оно появилось уже после смерти правителя, когда он стал героем историй, сказаний и мифов. Велика вероятность, что прозвище царю дал народ, а не какой-то один деятель. Можно сказать, что Грозный относится не столько к Ивану IV, сколько к памяти о нем.
По одной из версий, царь получил такое прозвище из-за своего крутого нрава. Многие из нас слышали о казнях, опричнине и об убийстве Иваном своего сына (хотя эта история вызывает большие вопросы у исследователей). По этой причине народ, вспоминая об ужасах тех времен, придумал Грозного.
По другой версии, об Иване IV порой негативно отзывались иностранные гости: они писали о его несдержанности, приступах гневах, словно старались выставить его перед всем светом самодуром. Российские подданные, в свою очередь, отмечали простоту и открытость самодержца, который в своих решениях руководствовался порядком и справедливостью. Получается, что царь мог стать Грозным с подачи заморских гостей.
Историки отмечают, что в те времена слово «грозный» могло иметь иное значение: к примеру, «великий». Таким образом, народ хотел подчеркнуть могущество государя, на счету которого было немало значимых для страны поступков. Так, он присоединил Астраханские и Казанские ханства, создал стрелецкое войско, перевооружил армию, именно при нем Ермак покорял Сибирь. Не исключено, что народ чаще вспоминал именно такие дела правителя, которые затмевали и опричнину, и казни, и прочие неоднозначные поступки Ивана IV.
Иван Грозный: для одних – губитель, для других – спаситель
По версии некоторых историков, Ивана IV стали продвигать как чуть ли не сумасшедшего правителя в начале 19 века. К созданию такого образа мог быть причастен Николай Карамзин и круг либеральной общественности, ориентированный на западные ценности. По мнению специалистов, ангажированные политические деятели могли специально сочинять мифы о царе, подавая их в качестве примера неэффективной деятельности правителя. Возможно, это была своеобразная месть за то, что в свое время Иван IV не допустил повсеместного развития католичества в стране, как того хотели многие иностранцы, а также спас страну от раздробленности. Этого ему простить не смогли.
Подобные мифы контрастировали с песнями и сказаниями о царе: в них народ вспоминал о Грозном с ностальгией и хвалил его как сильного государя. Историки отмечают, что в представлении людей того времени гроза являлась символом неотвратимой и испепеляющей стихии. Причем не столько природной, сколько божественной – как знак того, что сам бог вмешивается в жизнь каждого человека. С учетом того, что Иван IV считал себя помазанником, все его поступки укладывались в логику великой миссии. Получается, что его прозвище подчеркивало сочетание земного и божественного в одном человеке, который вел страну к великой цели. И все его дела, как с положительной, так и с отрицательной оценкой, подчинены именно ей.