Птицы вокруг нас (23 фото)
Это, конечно, небольшая шутка, в которой громадная доля правды. Действительно, птиц на гнезде лучше не фотографировать, а если и можно снимать, то только с большим количеством «НО». Все снимки сделанные в этом рассказе, сделаны мной во время прогулок с профессиональными орнитологами, так что за мной присматривали. =) А так, ещё раз хотелось бы сказать: НЕ ПОВТОРЯТЬ, ОПАСНО!
Начну с самого обычного — с лысухи. Эта родственница журавля расселилась по Петергофским водоёмам в большом количестве и чувствует себя здесь очень хорошо. Как вы наверное догадываетесь, количество туристов в это время в нашем городе просто зашкаливает, но птицы к этому привыкли и не стесняются гнезда строить чуть ли не тропинках. Я, конечно, преувеличиваю, но не намного.=)
Плохо только, что люди не очень-то обращают на птиц внимание и регулярно оставляют им подарки, такие как на первом фото в верхнем правом углу.
Кстати, я к своему стыду никогда не обращал внимание, что птенцы лысухи рождаются с огненно-красными прическами. Птенцы обычной кряквы таким изяществом прически не выделяются, зато они обычно передвигаются большими компаниями.
Если вы вдруг встретили утку, у которой больше 10 птенцов, то можно с большой долей вероятности сказать, что часть птенцов «отбита», а может и добровольно-принудительно забрана у какой то соседки. Особенно заботливые мамы-кряквы иногда собирают вокруг себя больше двух десятков птенцов и нянчатся с ними. Только для меня всё равно загадка, добровольно ли соседки детей отдают или насильственно...
На некоторых прудах появились разновозрастные группы в пятнистых купальниках. Это птенцы озерной чайки. Летать ещё не летают, а плавают очень охотно, почти что утки. По соседству с Петергофом есть поселение, которое называется Мартышкино. Можно было бы подумать, что оно названо в честь обезьяны, ну или в честь какого нибудь человека, у которого фамилия в честь обезьяны, но это не так. Оно названо в честь озёрной чайки. Простонародное название этой птицы — мартын или мартышка. И видимо, когда-то в районе этой деревни была колония озерных чаек, вот в честь этой птицы населенный пункт и получил своё название.
Вот эти взрослые мартышки тут хорошо видны, одна даже на гнезде сидит...
А под кочкой ничего не заметили? Там сидит очень редкая для наших (и не только для наших) мест птица — черношейная поганка. И сидит она не просто так, а на гнезде. Второй раз за всю историю наблюдений за птицами в Ленинградской области удалось достоверно зафиксировать гнездование этой птицы. Естественно, у орнитологов было пристальное внимание этому гнезду, всё ждали получится — не получится, будут птенцы или нет. Мало ли, что она сидит, а вдруг вспугнут или яйца украдут. Но спустя две недели, в следующий приход на этот водоём нас ждала приятная новость, даже две...
За качество фотографий прошу прощения, но не хотят эти поганки близко подплывать. Катают детей на спине, а фотографироваться не хотят.
Ещё два слова про водоплавающих. Который год замечал, что на один из прудов прилетает пара средних крохалей, то ли кормиться, то ли отдыхать. Удивительно, что мест для гнездования для этих птиц здесь вроде нет, а сами они есть. Им для гнезд дупла деревьев у воды нужны. Спросил у знающих людей, оказывается, крохали замечательно приспособились гнездиться в расщелинах камней на дамбе. Когда дамбу в Петербурге делали, насыпали большие гранитные валуны, вот среди этих камней птицы и нашли замену, так не хватающих им дупел. Теперь хочу собраться, поискать где они живут.
Старые знакомые ремезы в этом году очень упали в численности. Там, где в прошлом году гнезда исчислялись десятками, в этом находились сиротливые три гнезда, но всё равно есть.=) Вот один из этих мастеров возводит своему потомству теплую рукавичку. И я для себя впервые нашёл гнездо ремеза в Ломоносове, совсем рядом с домом.=)
Когда-то, когда я только начинал снимать, эта птица произвела на меня громадное впечатление. Дело в том, что я родом с востока области, с Тихвина, и там трясогузки водятся только белые, поэтому я даже не представлял, что бывают и желтые. Когда я её впервые сфотографировал, было ощущение, что новый вид открыл.=))) Сейчас я этих птиц уже поспокойнее воспринимаю. А на картинке видно, как один из родителей насобирал полный клюв вкусняшек для своих отпрысков.
Да, кстати, о вкусняшках. Для кого-то это комары и мошки, а для кого-то это что и посерьезнее:
Болотные совы вернулись на свой гнездовой участок. На моей памяти уже четвертый год подряд. Одна — практически белая, вторая — коричневая. Может, конечно, это совпадение, но мне хочется думать, что птицы одни и те же возвращаются. Не часто у меня получается сфотографировать эту птицу, сидящую на дереве, а уж сидящую на елке — так уж и вообще из разряда невероятного.=)))
Заметили, что коттеджи к их территории подступили практически вплотную, но они настойчиво здесь селятся. Вот и в этом году вылупились пять птенцов из шести яиц. Одно яйцо не использованное осталось.=) В этой горе не очень пятерых сов различишь, но поверьте на слово.
Раз уж про поля заговорил, то странно не показать основную местную птицу — чибиса. Снимки, конечно, не ахти какие, но мне они нужны для того, чтобы вам показать, какой разброс по выведению птенцов у этой птицы. У одних родителей птенцы уже вот-вот полетят, а у других...
...а у других они только-только вылупились. Который раз поражаюсь маскировке этих клопышей. Сбоку они, конечно, заметные, но если смотреть сверху — просто сливаются с землёй.
В вот вам и тест на внимательность: что на этом снимке интересного?
Гнездо нашли? =) Внизу, около разбитого кирпича. Вот оно крупнее:
Хозяин неподалёку по песку скачет. Это малый зуёк. Птица пляжей нашла в Петербурге свою нишу. Пустынных пляжей у нас немного, а вот заброшенных строительных объектов и свалок — сколько угодно, вот она и процветает. Гнездо у зуйка аскетичное, даже травинок не стал носить, зато за счет этого оно абсолютно незаметное. А как тут заметишь, если его нет.=)))
А вот, кто над гнездом трудился, так это болотный лунь. Во-первых, к такому месту не так-то просто подойти — кругом вода. Во-вторых, само гнездо, хоть оно и тоже без изысков, но видно, что старалась птица.
Ну а в-третьих, это в мае гнездо кажется, что на виду. Буквально через пару недель его тростник очень надежно начинает прикрывать. И даже если знаешь, где оно, все равно приходится поплутать по тростниковым зарослям.
Вот это же место, но уже спустя две недели
Я надеюсь, было интересно, но хотелось бы напомнить, что не стоит фотографировать птиц на гнезде. Я эти снимки делал под присмотром опытнейших людей, а без них это очень опасно. Для птиц, прежде всего!
Фотографии и текст Сергея Клочева