Тяжелое увлечение: брикофилы и их невероятно массивные коллекции (28 фото)
В этой серии постов, если зайдет, мы решили рассказать о интересных предметах коллекционирования. И начнем с... кирпичей
В России клейма на кирпичах появились к середине XVII века. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке.
Также использовались стилизованные изображения животных (анималистические мотивы). Но чаще всего встречаются буквы российского алфавита - вначале использовали только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву Д. В начале следующего столетия появляются метки буквами П и Н.
Однобуквенные клейма просуществовали примерно до 1730-х гг.
Анималистические изображения – двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов – времён Николая Iв прямоугольной рамке, Александра I - в круге, Александра III – в овальной обводке. Кирпичи из-за рубежа также клеймились именем производителя или его символом
Но однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается,, достигая 2-3-х и более букв, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Нередко фамилия, или место изготовления кирпича (адрес завода - Ижорино, Елизаветино и т.п.) приводится полностью.
Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода «Подкова» Е.П.Спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца – завод «Звезда», Ф.А.Полякова-Кофтунова, а также различные символы.
Массонские знаки и свастика. Помните, что свастика - это знак удачи, а не только лишь фашистский символ ужаса
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях..
Таким образом, клеймение кирпичей сформировалось в особую разновидность прикладного искусства. При переходе на машинное производство кирпичи приобрели оОсобую дизайнерскую привлекательность.
Механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку-штамп с клеймом хозяина завода. В XVIII веке клеймение кирпичей было одним из требований Архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей. При Петре I они должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5,5 дюйма, толщину 3 дюйма, т.е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году , правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина1,5 вершка, т.е. 26,5 х 13,3 х 6,7 см.
Клейма делятся на тычковые - выпуклые и ложковые - вогнутые.
Сегодня составляются каталоги клейм, выпускаются целые издания, постоянно пополняющиеся и уточняющиеся. Также клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно-реставрационных работ, перестроек и пристроек.
Клейма могли располагаться как горизонтально, так и вертикально, а также по диагонали кирпича
Каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки
Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т.н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. . Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.