История вещей: Швейные машины (35 фото)
Почему же мужчины доверили шитьё женщинам?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Лишь на первый взгляд кажется, что шить просто. На самом деле, далеко не каждому мужчине этот процесс по силам. Шить вручную довольно утомительно. Попробуйте сами, и вы убедитесь, как сложно сшить два куска ткани между собой.
Чтобы ниточный шов получился и ровным и прочным, приходится скреплять ткань мелкими и выверенными стежками, непрерывно орудуя иголкой. C непривычки от этой монотонной начнут уставать глаза и болеть руки.
Чем сложнее одежда, тем больше усилий требуется приложить швее. В средние века, когда костюмы знати стали непомерно роскошными, над каждым из них трудилось с десяток швей. Бедные женщины не покладая рук работали днём и ночью, чтобы закончить платье в срок. Но как бы самоотверженно не трудились они, быстро сшить костюм вручную не получалось. На его изготовление уходили месяцы.
На шитьё роскошного средневекового платья уходили месяцы
Но шить приходилось не только одежду. В средние века люди стали всё чаще выходить в море, создавались целые флотилии торговых и военных кораблей. Все они ходили под парусами, которые также требовалось шить. Причём, шитьё парусов было куда сложнее, чем шитьё платьев: требовалось очень прочно скрепить между собой большие куски толстой материи.
Долгое время парусина сшивалась вручную. Но когда кораблестроение стало массовым, хозяева верфей задумались о специальном устройстве, которое бы позволило шить паруса быстрее. И оно было создано в стране, славящейся мореплаванием — Голландии. Легенда гласит, что где-то в XIV веке здесь появился огромный колёсный агрегат, который рабочие использовали в парусных мастерских для стачивания длинных кусков материи.
Однако широкого распространения машина не получила. Любая техническая разработка в те годы была строжайшим секретом, оберегаемым от всех. Особенно тщательно охранялся секрет машины, ускоряющей процесс шитья. Голландцы очень боялись, что кто-то украдёт их тайну и делиться своим «ноу-хау» они ни с кем не собирались. Степень секретности была столь высока, что до наших дней не дошло не только чертежей этого устройства, но даже имени её изобретателя.
Сшить алые паруса непросто, особенно вручную
Но как бы голландские мастера не хранили свой секрет, слухи о таинственной машине по Европе всё равно распространились. Некоторые даже пытались придумать агрегат, подобный голландскому. Доподлинно известно, что в XV веке Леонардо Да Винчи работал над созданием швейной машины и даже оставил потомкам её эскизы. Тем не менее, саму швейную машину, как и многие другие изобретения, намного опередившие свой век, великий художник так и не смог воплотить в жизнь.
Следует отметить, что создать швейную машинку в эпоху средневековья вообще было делом непростым. Этот период человеческой истории не зря называют «дремучим». Научная мысль в те времена была развита слабо. Учёные больше занимались вопросами небесными, теологическими, чем земными. И мало кого из них волновала судьба бедных швей.
Лишь когда миновала эпоха средневековья, закончился золотой период ренессанса, и в Европе началась эпоха научно-технической революции, изобретатели вспомнили о швейной машине. В 1755 году немец Карл Вейзенталь сделал первый шаг к её изобретению. Он получил патент на иглу, которую можно было использовать в швейном механизме. Игла имела два острых конца, а ушко, куда продевалась нитка, располагалось посередине.
В 1790 году англичанин Томас Саинт разработал чертежи машины для шитья сапог. Это устройство было больше похоже на механическое шило. Оно должно было делать отверстия в коже, в которые требовалось вручную продеть нитку. Однако изобретателю так и не удалось сконструировать работающий прототип.
Машина долгое время существовала лишь на бумаге. Лишь в 1873 году агрегат, наконец, собрали. Но проверить его в деле не удалось: устройство оказалось неработоспособным. Видимо, в чертежи изобретателя закралась ошибка, которая свела «на нет» все его труды…
От иглы к швейной машине
В 1814 году австрийский портной Йозеф Мадерспегер придумал иглу с ушком у острия, запатентовал её, и решил пойти дальше: создать полноценный швейный агрегат. Получив финансовую поддержку своего правительства, австрийский Кулибин занимался разработкой своей машины вплоть до 1839 года, но так и не смог создать что-либо путное. Возможно, портному не хватило инженерной смекалки, возможно технических знаний, а возможно — простого везения. Но факт остаётся фактом: государственные деньги были потрачены впустую.
То, что не удалось австрийцам, удалось Французам. Изобретатель Бартоломи Тимоньё не только создал первую в мире работающую швейную машину, но даже открыл в 1831 году небольшую швейную фабрику под Парижем. Восемьдесят установленных на ней машинок Тимоньё стали шить форму для французских солдат.
Предприятие оказалось успешным. Рабочие, шившие на машинке, справлялись с заказами в разы быстрее, чем рабочие с соседних фабрик, по старинке шьющие иглой. Заказы посыпались на Тимонье как из рога изобилия. Но фабрике не суждено было закрепить успех. Портные, работавшие неподалеку и шившие вручную, почувствовали угрозу и разгромили ее. Тимонье несколько раз пытался начать все сначала, но неудачи преследовали его и, в конце концов, он сдался и умер в нищете, не оставив потомкам даже чертежей своего детища.
Однако прогресс уже невозможно было остановить никакими погромами. В 1845 году американец Элиас Хоу представил на суд публики своё изобретение — швейную машинку, способную делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту. В 1846 Хоу получает патент на своё изобретение, и первые швейные машины поступают в продажу. Журнал «Scientific American» тотчас отметил их как «экстраординарные».
Элиас Хоу.
Но кроме журналистов «Scientific American», изобретение Хоу мало кого поразило. Портным шить с помощью новинки оказалось в диковинку, они предпочитали делать это вручную, и покупать швейную машинку не спешили.
Одна из первых швейных машин
Целых три года изобретатель безуспешно пытался привлечь внимание общественности к себе и своему «детищу» в Америке. Затем решил попытать счастья в Англии. Но и в Британии новинку ждал провал. Практически разорённый, Элиас Хоу был вынужден вернуться обратно в Америку, где внезапно обнаружил, что его изобретение успешно продаётся. Правда, автором пользующейся спросом швейной машинки значится не он, а другой изобретатель.
Великий Зингер
Биография человека, без зазрения совести присвоившего себе изобретение Элиаса Хоу, довольно интересна. Родился Исаак Меррит Зингер в штате Нью-Йорк, в семье эмигрантов из Германии 27 октября 1811 года. 12 лет от роду, он бросил школу и сбежал из дома. Устроился помощником механика, а потом, быстро освоив азы профессии, ушёл с работы и стал… бродячим актером.
До 39 лет он путешествовал с труппой, после чего решил вновь стать механиком. Он попал на деревообрабатывающий комбинат в городе Фридериксбурге, где впервые попробовал себя в качестве изобретателя. Там Зингер придумал деревообрабатывающий станок и перебрался в Бостон, чтобы начать свое дело. Но успех не пришел к нему. Станок не пользовался спросом. Исааку пришлось искать новое применение своим талантам — и он его нашел. Это были швейные машины.
Зингер решает немного доработать машинку Элиаса Хоу и выпустить на рынок её усовершенствованный вариант уже под своим именем. Предприниматель и инженер «дооснащает» машину Хоу столиком-доской для ткани, «лапкой», прижимавшую материал к поверхности, и ножным приводом, позволившим освободить швее обе руки. Теперь швы можно было делать непрерывными и не только прямыми. Так же изобретатель использовал иглу с ушком у острия — ноу-хау Йозефа Мадерспегера, не оцененное предшественниками Зингера.
Исаак Меррит Зингер,
Итак, 12 сентября 1851 года Зингер получает патент, в последствии принесший ему миллионы. Он берет в компаньоны состоятельного адвоката Эдварда Кларка, и вместе они организовывают «I. M. Singer&Company». Хоть цена швейной машинки была по тем временам велика (100$), дела новой фирмы сразу же пошли в гору, благодаря незаурядной смекалке и изобретательности её владельцев. Придуманная Зингером и Кларком система сетевого маркетинга и продаж «в рассрочку» способствовала небывалому росту продаж.
Одна из первых швейных машин «Зингер»
Но в 1854 году компания получила повестку в суд. Элиас Хоу, увидев, что в конструкции «Зингера» используются запатентованные им принципы работы, захотел получить свою долю от доходов компании. Успешной фирме пришлось защищаться. Выступление на суде одного из директоров фирмы, а по совместительству и адвоката Эдварда Кларка, было пламенным: «Конечно же, Зингер не столь талантлив, как Хоу, но разве изобретение последнего было востребовано? Он не смог довести до ума эту конструкцию, а Зингер смог. Именно он соединил множество частных находок в единое целое!».
На исход дела пламенная речь Кларка не повлияла. Суд удовлетворил иск Элиаса Хоу и постановил, что он является идейным автором всех швейных машинок выпускаемых на территории США. Так же, суд обязал «I. M. Singer&Co» выплачивать по 25$ с каждого проданного предприятием изделия.
«Война за авторство» закончилась, и компаньоны вновь направили все усилия на развитие своего дела. Предприятие росло. В 1858 году у фирмы уже было 4 завода в штате Нью-Йорк, а выпуск продукции достигал 3000 машинок в год. К 1863 году он вырос до 20000 в год, а уже в 1875 количество произведенной продукции перевалило за 200 тысяч единиц. Теперь предприятие называлось «Singer Manufacturing Company».
Конец XIX века. Швея работает на машинке «Зингер»
Транснациональный картель
В 1867 открылся первый заграничный филиал компании в Шотландии, таким образом «Singer Manufacturing Company» — одна из старейших транснациональных корпораций в мире. Зингер первым применил то, что впоследствии было названо «конверсией оборонной промышленности». Используя передовые технологии своего времени, употреблявшиеся при производстве оружия, он смог уменьшить себестоимость выпускаемой продукции со 100 до 10 долларов, сделав швейную машинку не роскошью, а неотъемлемой частью повседневной жизни большинства американцев.
Позднее, этот же прием использовал король автомобильной индустрии Генри Форд. Однако Зингер стал первым, кто до этого додумался. Также он первым потратил 1 млн. долларов на рекламу своей продукции, благодаря которой швейная машинка «Зингер» стала одним из символов Америки.
В конце XIX века у «Singer Manufacturing Company» стали появляться конкуренты. Конторы, выпускающие швейные машины собственного производства, с незначительными различиями, стали плодиться как мухи. «Pfaff», «Veritas», «Kaizer», «Husqvarna» — вот лишь малая толика фирм, появившихся в то время на рынке. Большинство из них существуют и по сей день.
Однако с появлением многочисленных конкурентов «Singer Manufacturing Company» лишь закрепила свой успех. В конце XIX века фирма открывает филиал в Германии, на заводе Виттенберга. Именно этот филиал поставлял швейные машинки в Россию. Возможно поэтому у нас по-прежнему довольно распространено заблуждение, что «Зингер» — это немецкая фирма.
Едва появившись в России, машинки Зингера стали пользоваться огромным спросом. Он был настолько велик, что к началу XX века фирма открыла в стране более 3000 магазинов — умопомрачительная цифра даже по нынешним временам. Чтобы удовлетворить всех россиян, желающих приобрести швейную машинку, транснациональная корпорация «Зингер» построила завод в подмосковном Подольске. Он дополнил своими мощностями немецкую фабрику.
Фабрика швейных машин «Зингер» в Подольске
Можно с уверенностью сказать, что именно концерн «Зингер» дал толчок развитию Подольска. На деньги американской фирмы был построен не только завод, трудоустроивший чуть ли не треть населения города. Компания активно вкладывала и в городскую инфраструктуру, построила больницу и школу.
«Наладив» жизнь подольчан, американский картель принялся за столицу Российской Империи — Санкт-Петербург. В крупнейшем по тем временам городе России фирма строит дом для своего представительства. Место под сооружение было выбрано самое престижное — Невский проспект.
Первоначально, «Дом Зингера» должен был стать первым петербуржским небоскрёбом, насчитывающим 11 этажей. Однако жители города на Неве уже в то время ревностно относились к строительству высотных сооружений. Под натиском петербуржцев дом пришлось «укоротить» с одиннадцати до семи этажей.
При строительстве дома применялись самые современные технологии. Например, впервые в России были применены металлические перекрытия и каркасы, что позволило соорудить огромные окна-витрины по фасаду здания.
«Дом Зингера» стал одним из самых красивых зданий на Невском проспекте. После революции в нём размещался крупнейший книжный магазин северной столицы — ленинградский «Дом Книги»
Построенное здание вызвало двоякую оценку у петербуржской публики. Некоторые искренне восхищались его необычной архитектурой. Однако поклонники старой петербургской архитектуры, классицизма и имперского стиля ругали дом по чём свет стоит.
Особенно их злила башня с глобусом, которая по сей день венчает «Дом Зингера». Этот глобус, 2,8 м в диаметре, был расположен точно по линии пулковского меридиана и наглядно демонстрировал всем глобальный размах компании и её превосходство над конкурентами.
Но как бы «Зингер» не старался обставить конкурентов, как бы не пытался показать своё превосходство, они не сдавались. Наоборот, соперничество между производителями дало толчок к дальнейшему совершенствованию машинок.
Реклама фирмы "Зингер" 1892 год, серия к Всемирной Выставке
Почтовая карточка с рекламой фирмы "Зингер" 1900 г
Швейная машина в живописи
Ivan Stratiev «Old sewing machine»
Marina Bogdanova «Sheer embroidery»
Наташа Милашевич «Старая швейная машина»
Antonio Capel «Desvan»
Carolyn Watson «The Star Quilt»
George Hartley (American, 1933) «Hannah's Embroidery»
Денис Саунин «Отдых»
Мещерякова Ирина «Швейная машина»
Ольга Ефремова
George Hartley (American, 1933) «Grandmother's Scissors» 2008
Дарья Ракицкая
Сергей Михайлов «Старая швейная машина»
Олег Гуцалюк «Швейный уголок»
Ricardo Renedo
Stanley Reed (British, 1908–1978) «Seamstress»