«Изделие 327» – самоходная артустановка, обогнавшая время (11 фото)
Впервые широкой публике о ее существовании стало известно лишь в 2004 году из репортажа Юрия Белоусова в газете «Красная Звезда». Тогда эта машина заняла почетное место в музее ПО «Уралтрансмаш». Но поскольку музей этот находится на территории оборонного предприятия, то и поныне доступ к ней «людям с улицы» заказан.
Вся та информация что есть в Интернете, по сути взята из двух источников: уже упомянутой газетной статьи, и небольшом материале в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №2 (2010). Даже ваш покорный слуга, который был в свое время близок к ЦКБ «Трансмаш» даже теснее чем к «родному» УКБТМ, знал об этой замечательной машине до определенного момента только по слухам. И вот сегодня у меня есть возможность рассказать и даже показать кое-что новенькое.
Начнем с того, что практически все советские самоходки 1970-80-х годов мы привыкли считать гаубицами. В данном случае же мы имеем дело с самоходной пушкой. Она могла вести не только навесной огонь за горизонт, но и прекрасно работать на дальностях прямого выстрела. Последнее обстоятельство может приравнять ее к самоходным противотанковым пушкам, причем сверх большой мощности.
И да, она действительно создавалась параллельно будущей САУ 2С19 «Мста-С», но еще в то время, когда дело касалось НИР – в 1983-1986 годах. В рамках научно-исследовательской работы в обеспечение создания перспективных самоходных орудий с высокой практической скорострельностью был изготовлен опытный образец, который ныне и покоится в музейной экспозиции. Вот несколько фотографий «Изделия 327»:
Опытный образец самоходки «Изделие 327» базировался на доработанном удлиненном корпусе близком по внешнему виду к корпусу танка Т-72. Но на самом деле это был оригинальный корпус, более близкий к корпусу будущей «Мсты». Поэтому корпус чуть выше танкового – засада для моделистов-конверсионщиков. А вот ходовая часть действительно заимствовалась от «семьдесятдвойки».Это что касается макетного образца. Однако прорабатывалась и вся машина целиком. О ее облике и внутреннем устройстве можно судить вот по этому разрезу:
Приведу некоторые ТТХ:
Полная масса – 41 тонна;
Экипаж – 4 человека (в макетном образце – 2 человека);
Вооружение состоит из 152 мм пушки ЛП-72 раздельно-гильзового заряжания конструкции СКБ Пермского машиностроительного завода (главный конструктор Ю.Н.Калачников), 12,7 мм пулемета НСВТ с боезапасом в 300 патронов). Кроме того, на чертеже мы ясно видим 30-мм автоматическую пушку 2А72 (боезапас не известен), о котором источник, которым я пользуюсь ничего не сообщает.
Углы наведения 152 мм пушки составляли по горизонту – 360 градусов, а по вертикали от -3 до +70 градусов.
Возимый боекомплект основного орудия составлял 35 выстрелов.
Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом типа 3ОФ45 составляла не менее 30 км.
При этом пушка имела выдающуюся скорострельность – целых 13 выстрелов в минуту!
Бронезащита была противопульная и противоосколочная.
Средства коллективной защиты: ФВУ, ПРХР, герметизация.
Средства маскировки: ТДА, дымовые гранаты системы 902В, деформирующая окраска.
Двигатель дизельный В-84АМС, мощностью 840 л.с.
Удельная мощность составляла 20,5 л.с./т.
Максимальная скорость по шоссе – 60 км/ч.
Запас хода по топливу по шоссе – не менее 500 км.
Габаритные размеры: 11125 х 3580 х 3200 в мм, соответственно длина х ширина х высота.
Судя по чертежу, шасси «Изделия 327» было еще ближе к таковому у будущей «Мсты» — оно уже имело более совершенную ходовую часть, заимствованную от танка Т-80.
Так же обращу внимание читателя, что, глядя на чертеж, создается впечатление того, что машина очень высокая. На самом деле она ниже широко известной БМПТ «Терминатор», высота которой по панорамному прицелу составляет 3440 мм против 3200 мм у «Изделия 327». Более того, «Шайба» была даже ниже «Мсты», высота которой 3350 мм.«Изделие 327» стреляло дальше (30,5 против 24,7 км) и быстрее (13 выстрелов против 8) 2С19 «Мста-С». Была лучше вооружена и фактически, как уже писано выше, могла успешно выполнять роль истребителя танков.
Минусом были меньший возимый боезапас (35 выстрелов против 50), и как считалось, более сложная, а значит менее надежная и более дорогая конструкция. Так же считается, что отдача орудия при выстреле создавала значительную раскачку. В ходе испытаний не удавалось добиться четкой работы механизма подачи снарядов и автомат заряжания часто работал с задержками. Кроме того, как недостаток указывалось на отсутствие защиты казенной части орудия, размещенной за пределами бронекорпуса.
Последний аргумент вообще не выдерживает критики, так как САУ 2С5 и 2С7 так же имели не защищенные казенники и тем не менее это им не мешало быть отличными боевыми машинами. Все остальное касалось прежде всего упрощенного макетного образца, сделанного, что называется «на коленке». При его создании в первую очередь решались вопросы отработки автомата заряжания, который в итоге был бы доведен до должного уровня. Вопрос с раскачкой был решен при создании «Мсты», а на «бумажном» 327-м изделии как мы видим, шасси было уже практически аналогичным «Мсте».
Остается добавить, что ведущим инженером этой машины был И.М.Панфилов – он продолжил работы Н.С.Тупицина, который ранее занимался «Изделием 326», и рассказ о нём у нас еще впереди.
НИР выполнялась с 1983 года, а опытный образец был создан в 1986 году.
По сути, самоходная пушка «Изделие 327» обогнала свое время. По идеям и техническим решениям она соответствовала скорее уже XXI веку.
/Алексей Хлопотов, gurkhan.blogspot.com