История создания фильма «Сердца четырёх» (11 фото + 2 видео)
Лирическая музыкальная комедия, основанная на любовном недоразумении.
Сценарий комедийной мелодрамы «Сердца четырех» был написан Алексеем Файко, известным театральным драматургом, сотрудничавшим со Всеволодом Мейерхольдом и Анатолием Гранбергом, а позднее принявшим участие в создании таких лент, как байопик «Жуковский», детектив «Дело «пестрых»» и экранизация одноименной повести Александра Куприна «Гранатовый браслет».
Для режиссера Константина Юдина и Валентины Серовой фильм «Сердца четырех» стал второй совместной работой. Предыдущая лента Юдина с участием Серовой — «Девушка с характером» — стала дебютом в кино для обоих.
Самая первая картина Серовой — снятая в 1936 году коммунистическая утопия «Строгий юноша» — была запрещена сталинской цензурой и дошла до зрителя лишь через сорок лет, в середине 1970-х годов.
Не сразу вышла на экраны и комедия «Сердца четырех». Фильм был закончен в 1941 году, незадолго до начала Великой Отечественной войны, но пролежал на полке целых пять лет и стал демонстрироваться лишь с 1945 года.
Дело в том, что руководство Советского Союза, строго следившее за «самым важным из искусств», посчитало картину слишком несерьезной и неуместной для суровых военных лет.
Монтаж картины был завершен буквально накануне начала Великой Отечественной войны. Выход столь «легкомысленной» ленты, в которой командир Красной Армии был водевильным персонажем, в тяжелейшее для страны время сочли неуместным, и картину выпустили в прокат лишь 5 января 1945 года, когда разгром фашистов был уже лишь делом времени.
Цитата
В постановлении Секретариата ЦК ВКП(б) о запрете к выпуску на экран кинофильма «Сердца четырех» от 26 мая 1941 года было сказано: «Отметить, что кинофильм «Сердца четырех» (авторы сценария Файко и Гранберг, режиссер Юдин) неправильно отображает советскую действительность, изображая жизнь советских людей как праздное, легкомысленное времяпровождение. Кинофильм «Сердца четырех» к выпуску на экран запретить».
Даже после выхода на экраны картина продолжала подвергаться нападкам в прессе. «Кое над чем зритель посмеется, кое в чем посочувствует, а, в общем, очень скоро позабудет», — так считала официальная критика.
В 1945 году фильм вышел на экран и сразу же завоевал любовь зрителей, вызвав у них ностальгию по довоенному времени (в год выхода лента заняла 5-е место в списке лидеров проката — 19,44 млн зрителей).
Интересные моменты
В комнате Мурашовых висит портрет Пушкина. Героиню Целиковской при этом зовут Александра Сергеевна.
Галина ездит на зарегистрированном велосипеде, у которого есть свой номер, а именно — 77328.
Позвонить по телефонному автомату в 1940—1941 г. стоит гривенник.
На столбе у троллейбусной остановки, на которую пришли Шура и Колчин, написан номер 33.
Где расположены точно так называемые Юрьевские лагеря, определить сложно. У железнодорожной станции, где военные встречают Галину, есть километровый столб за номером 8094. Железнодорожная станция носит название «Берёзки».
Колчин везёт Галину в «лагеря» на британском автомобиле «Форд-префект» модификации E93A; профессор Ершов отказывается ехать с ними, так как это «новая модель, на испытаниях». Возможно, здесь имеется в виду советский кабриолет КИМ-10-51, который действительно был выпущен лишь небольшой партией для испытаний.
Песня «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» исполняется два раза, в обоих случаях без последнего куплета, так как он по смыслу не соответствует переживаниям героев и сюжетной линии в те моменты. В первый раз слова песни звучат из радиоприёмника машины. Женский голос, пропев два представленных выше куплета, начинает третий, совершенно отличный от того, что включён в общеизвестную версию песни.
Разобрать о чём идёт речь сложно, так как герои в это время говорят, а затем и вообще выключают радио. Кроме того, при внимательном прослушивании можно обнаружить, что женщина произносит строку: «поёт соловей». Вероятно это была какая-то ранняя или рабочая версия песни.
Второй раз героиня Серовой произносит всё так, как написано, и без последнего куплета. Тем не менее, последний куплет все же звучит в фильме один раз — когда Галина, героиня Серовой, едет на тележке на станцию, чтобы вернуться в Москву. Она грустит и напевает именно третий куплет.
Э. Геллер, кроме пассажира, сыграл ещё и нервного горца, которому срочно нужно было позвонить по телефону-автомату.
В фильме много возрастных несоответствий. В частности, 22-летняя Валентина Серова сыграла старшую сестру Мурашову, которой по фильму должно быть около 30 лет (так как она уже доцент). Андрей Тутышкин в 31 год сыграл старого профессора-астрофизика.
Интересные факты о фильме Сердца четырех
После 1953 года из фильма были вырезаны кадры, где фигурировали портреты Сталина, от которых сохранилось только изображение без звука. В 1988 году картина была восстановлена в первоначальном варианте, а изъятые в ходе борьбы с «культом личности» эпизоды были переозвучены заново.
Евгений Самойлов и Всеволод Санаев — оба 76-летние — сами заново озвучили реплики своих героев Колчина и Еремеева, и в одном из их диалогов отчетливо слышны пожилые голоса.
Для Ирины Мурзаевой, сыгравшей роль соседки Мурашовых по коммуналке — маникюрши Тамары Спиридоновной, «Сердца четырех» стали дебютом в кино. При этом в актерском ансамбле картины она оказалась случайно: Валентина Серова, с которой Мурзаева была дружна, взяла ее с собой за компанию на пробы к фильму.
Сама Ирина Всеволодовна вспоминала об этом с улыбкой: «Все началось почти с курьеза. Я накануне, как назло, обожгла себе кончик носа: лечила насморк синей лампой да и случайно дотронулась до нее. Но на киностудию отважилась все-таки пойти и…
Моя импровизированная «нашлепка» на носу была замечена режиссером Константином Юдиным, и он тут же дал мне роль маникюрши — этакой любопытной сплетницы, «королевы замочных скважин».
По признанию Людмилы Целиковской, роль Шурочки Мурашовой — ее любимая работа в кино, потому что она играла практически саму себя: актриса, так же как и ее героиня, была сладкоежкой, обожала музыку и терпеть не могла математику.
Первоначально предполагалось, что песня, которую Шура Мурашова поет в кадре, будет исполнена профессиональной певицей, но Людмила Целиковская убедила режиссера позволить ей спеть самой.
Однако после того как Юдин дал добро, во время записи произошла большая неприятность: у Целиковской из-за сильного нервного напряжения пропал голос. Юдин принял решение отложить запись на несколько дней, пока голос у актрисы не восстановился. Людмила Васильевна была очень благодарна Константину Константиновичу за его поддержку: «Он поверил в меня! Он зажег мне зеленый свет!»
- 15 фотографий актёров в гриме и без: самые яркие перевоплощения
- 30 актёров, которые кардинально изменились ради роли
- 12 актеров, которые не получили наград за свои знаковые роли
- Мастера перевоплощения: 20 актеров, которым на 100% удалось вжиться в свою роль
- 10 первых ролей актеров, которых больше нет с нами