«Коса пурт»: мачете зырянской тайги (9 фото)
Коми легенды и предания, предание о Ярук Иване.
Ножи с обратным изгибом лезвия известны в Европе едва ли не с каменного века. Уже тогда человеку было ясно, что подобная форма клинка имеет целый ряд преимуществ. Это дало толчок к появлению режущего инструмента различного назначения – от серпов и кос до боевых ножей. Непальский кукри, чилийский корво, балканский каракулак, турецкий ятаган – все эти знаменитые ножи объединяет их принадлежность к одному типу выгнутообушковых ножей.
На территории России такие ножи известны ещё со времён Сейминско-Турбинской культуры бронзового века. К выгнутообушковым относятся некоторые прекрасные боевые ножи XVI–XVII вв. из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.
В отличие от Москвы, для которой война всегда была частью суровой повседневной необходимости, земля коми (зырян) издревле оставалась краем охотников, слишком удалённым и труднодоступным для войны. Из-за сурового климата и малозаселённости человеческая жизнь здесь ценилась куда дороже, а оружие использовалось в основном для охоты.
Небольшие ножи с выгнутообушковым клинком известны в Коми начиная с раннего железного века. Но, к сожалению, о функциональном назначении подобных ножей доподлинно ничего неизвестно. Зато в современной коми культуре можно встретить целый ряд ножей, изготовленных из обломков полосы косы-горбуши. Все эти ножи имеют общее название «коса-пурт» или «нож-коса» («нож из косы»). Одним из самых интересных среди них является рубильный нож коса-пурт.
К сожалению, история не сохранила для нас точного времени появления этого ножа. Упомянутое в начале статьи предание о Ярук Иване, охотнике из с. Визинга, вероятно, относится к концу XIX – началу XX века и является наиболее ранним текстовым упоминанием рубильного ножа коса-пурт. Начиная как минимум с этого времени рубильные ножи из косы хорошо известны в южных районах Коми и до сих пор используются местным населением. А примерно с 1970-х гг. прошлого века они начинают встречаться уже гораздо севернее, на средней и верхней Вычегде и на Печоре. По словам информаторов, такие ножи использовались (и используются кое-где до сих пор) рыбаками и охотниками в качестве специального инструмента для продвижения по лесу среди густых зарослей и на вырубках. При этом все информаторы из районов бассейна Вычегды сходятся в одном: этот нож, прежде здесь никогда не использовавшийся, был заимствован у южных коми именно из-за вырубки лесов. Непроходимый тонкий молодняк, который появляется на местах лесозаготовок, практически невозможно срубить топором, но зато он прекрасно срезается ударом рубильного коса-пурт, который в данном случае выполняет у коми охотников функции, аналогичные саамским леуку или мачете тропиков.
В южных районах Коми, в частности в Прилузье, где этот нож был известен намного раньше, упоминается о его использовании не только в промысловых, но и в хозяйственных целях вместо ножа-косаря на некоторых видах сельхозработ (уборка урожая капусты, заготовка веников) или как ножа для колки лучины.
Полотно традиционной у коми косы-горбуши имело длину от 500 до 700 мм при ширине от 20 до 40 мм и толщине в обухе от 3 до 7 мм. Такие параметры делали его идеальной заготовкой для ножа, который мог быть изготовлен с помощью простых слесарных и абразивных инструментов даже без дополнительной термической обработки. Кстати, о «термичке»: при закалке косы-горбуши закаливается не всё полотно, а лишь нижняя его часть со стороны лезвия, в то время как обух оставляется мягкими во избежание поломки инструмента при случайном ударе о пень или камень. Точно такой же режим закалки традиционно применяется при изготовлении многих рубильных ножей, в частности знаменитого непальского кукри, обух которого также оставляют мягким для большей пластичности клинка.
Традиционно при производстве кос сельские кузнецы коми использовали углеродистую сталь. Промышленные косы, изготавливавшиеся в советское время в Коми на Нювчимском чугунолитейном заводе, имели полотно из инструментальной стали, предназначенной для производства режущих инструментов. Возможно, поэтому старики-коми в 1970–80-х годах особо ценили охотничьи ножи, сделанные из косы, с которыми практически не расставались. При изготовлении рубильного ножа использовался обломок наиболее толстой части полосы, как правило, вместе с черенком, на участке которого и монтировалась рукоять будущего ножа. В результате почти «пистолетная» рукоять могла располагаться едва не под прямым углом к лезвию.
Длина клинков рубильных ножей почти всегда составляла около 20 см. Остриё формировалось двумя способами. В более архаичном варианте наблюдается полукруглый подъём клинка небольшого радиуса без всяких скосов обуха. На более поздних вариантах рубильного ножа передняя часть клинка оформлена в виде прямого скоса обуха, который на острие встречается с практически прямым лезвием, почти не имеющим подъёма. В таком варианте клинок помимо рубящих и режущих свойств дополнительно приобретал возможность использования колющего острия.
Существовало несколько способов изготовления рукояти рубильного ножа. В Прилузском районе (Средняя Луза) на юге Коми рукоять изготавливалась из берестяной ленты с последующей фиксацией деревянными клиньями. Черенок косы, предварительно обточенный и подготовленный для использования в качестве рукояти, обматывался в два и более слоя специальной берестяной лентой, после чего конец ленты подгибался и фиксировался в торцевой части рукояти. Затем, для большей прочности, с торцевых концов образовавшейся рукояти между полосой и берестяной обмоткой вбивались специальные плоские деревянные клинья, распиравшие и фиксировавшие всю конструкцию.
Традиционные ножны изготовленные их двух деревянных пластин и скреплённых кожаным шнуром. Музей с. Койгородок, Республика Коми
.
На Верхней Вычегде встречался вариант деревянной (вероятно, всадной) рукояти, длиной около 20 см. с навершием, напоминающим навершие топорища, чтобы инструмент не выскальзывал во время работы и его было удобнее держать в рукавицах (большая часть работ в лесу обычно производилась охотниками в зимний период).
В с. Лойма Прилузского района автору встретился коса-пурт с наварной железной рукоятью, изготовленной примерно в 1970–80-х годах.
Кроме того, на средней Вычегде есть упоминания об изготовлении рукоятей коса-пурт при помощи накладного монтажа, однако проверить и подтвердить данную информацию оказалось невозможным. В сечении рукоять имела овальную, реже – каплевидную или прямоугольную форму. Носили коса-пурт в специальных ножнах на поясе сзади, в отличие от охотничьего ножа, который висел слева или спереди.
Сами ножны изготавливались традиционным для коми способом с использованием деревянной основы, состоящей из двух плоских половинок, в которых вырезалась полость для клинка, после чего половинки склеивались и либо обшивались кожей, либо просто скреплялись между собой узкими кожаными шнурами, на которые крепилась кожаная петля для подвешивания к поясу.
Подводя итог, следует сказать, что рубильный коса-пурт – это, вероятно, сравнительно новое явление в материальной культуре коми охотников, ставшее ответом на изменение привычной среды. С ростом объёмов лесозаготовок, которые не прекращаются до сих пор (и ведутся подчас откровенно варварскими методами), произошло изменение ландшафта, породившее необходимость создания новых инструментов. И, как бывает в таких случаях, пытливый ум охотника – сельского жителя, привыкшего из-за удалённости от промышленных центров бережно относиться к любым материальным ресурсам, справился с этой задачей просто и эффективно, использовав самое доступное и оптимально подходящее сырьё, способное при минимальных технологических затратах дать совершенно новый, весьма эффективный инструмент – рубильный нож коса-пурт.
Рубильный нож коса-пурт. С. Лойма Прилузского р-на Республики Коми, I пол. XX в. Длина клинка 200 мм. Изначально нож имел рукоять из берестяной ленты, зафиксированной деревянными клиньями (утрачена)
Рубильный нож коса-пурт. С. Лойма Прилузского р-на Республики Коми, 1980-е гг. Длина клинка 185 мм. Нож имеет металлическую рукоять, сформированную из наварной щёчки и черенка косы
Мужская и женская косы-горбуши. Коми