Марк Гаранье. Портреты алжирских женщин времен антиколониальной войны (16 фото)
В 1960 году в возрасте двадцати пяти лет Марк Гаранье был призван на службу в армию. Фотограф уже тогда имел десятилетний опыт профессиональной работы. Марк прибыл в Кабилию, а затем его откомандировали в небольшую деревню Ain Terzine, что находится на юге Алжира. Гаранье, как и многие другие молодые французы, оттягивал всевозможными способами свой призыв в армию, надеясь, что война закончится без него. И все же, его призвали, правда, в качестве полкового фотографа. На самом деле именно этот период и принесет фотографу самую большую известность.
Глава французской армии генерал Морис Шалль штурмовал многочисленные горные села с общим населением почти в два миллиона людей, из числа которых многие присоединились к алжирскому сопротивлению. Чтобы отрезать повстанцев от местных жителей, он создал жестко контролируемую территориальную зону.
Немного позже командир полка, в котором служил французский фоторгаф, издал распоряжение, согласно которому каждый сельский житель должен был обзавестись удостоверением личности. А фотографии для этих документов должен был делать Гаранье.
«Я мог отказаться, и сесть в тюрьму, либо же согласиться. Но тут я осознал, что это мой шанс: я должен запечатлеть то, что увидел, сделать снимки, которые отражали бы мое отвратное отношение к войне. Я понял, что мог бы использовать то, что я был вынужден делать, чтобы получить свидетельства, повествующие противоположное тому, что хотели всем рассказать власти» — рассказывал Марк.
Гаранье фотографировал берберских и мусульманских женщин, которые пришли из соседних деревень. До этого дня никто из них никогда прежде не вступал в контакт с европейцами. Когда фотограф прибыл на место, там уже стоял отряд вооруженных солдат с автоматами на плечах, переводчик и командир. Женщин выстроили в длинную очередь. Каждая из них садилась на стул на улице перед белой стеной дома.
Самое страшное для них это то, что им пришлось позировать без никабов и платков, с растрепанными волосами. Их ритуальные узоры – татуировки, оказались открыты для всеобщего обозрения. Лица женщин выражали всю суровую реальность их жизни. Их ненавистный взгляд пронзал каждый кадр, передавая гнев и ненависть к пришедшим захватчикам.
«Я находился в трех шагах от них. За десять дней мне довелось сделать две тысячи портретов, то есть по двести снимков в день. Женщины были бесправны в этом вопросе. Единственный доступный способ протеста для них был – это их внешний вид», — рассказывал фотограф.
Как уже тогда узнал Гаранье - на Ближнем Востоке никаб для женщины - как вторая кожа. Он может быть снят только за родными стенами, среди женщин, или при муже, но никогда публично. Портреты Марка символизируют столкновение двух цивилизаций: исламской и западной.
Даже спустя пятьдесят лет после провозглашения независимости Алжира портреты женщин выглядят по-прежнему очень жизненно и очень эмоционально. В 2004 году фотограф решил вернуться в эту страну, чтобы встретиться с некогда запечатленными им женщинами. Некоторых он нашел, и оказалось, что для многих из них это был единственный снимок за всю жизнь. Но самое удивительное, что женщины не хранили на него зла..
Сегодня фотографии Марка Гаранье можно найти в том числе и в Музее современного искусства в Алжире, и во многих других мировых галереях.
- Туда ещё не добрались феминистки: несколько фактов о жизни японских женщин
- Гиперреалистичные картины и портреты знаменитостей, нарисованные простым карандашом
- Художница превращает детей в мультяшек
- Хотите сделать веселую и необычную праздничную открытку? Учитесь!
- Как выглядела чилийская столичная молодежь в 70-х