Иван Варавва из "Офицеров" (9 фото)
Но оказывается, что могло - Лановой отказывался от роли три раза.
Когда шли поиски актёров на главные роли Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров.
Среди них были Олег Ефремов,
Александр Лазарев,
Александр Белявский
Валентин Гафт
Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Роговой настолько пал духом, что во время полета в Ашхабад, где планировались натурные съемки, уговорил сниматься… пилота Леонида Козмерова. К сожалению (или к счастью?) Козмеров не прошел пробы: красавец-мужчина был начисто лишен актерских данных.
Тогда выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой, которая была утверждена на роль Любы Трофимовой. Вот только и здесь режиссёра ждало разочарование - Лановой, как раз, совсем не горел желанием играть Варавву, и ответил отказом.
Вот как вспоминал он сам: "Честно признаюсь, поначалу я категорически не хотел в «Офицерах» сниматься, отказывался несколько раз. Совершенно не понимал, что там играть. Не представлял, как такой бесстрашный и мужественный герой, как Варавва, может быть всю жизнь безнадежно влюблен в жену своего друга?
Так в жизни не бывает! То ли дело совершенно реалистичная, основательная роль Жоры Юматова! Но когда режиссер картины Володя Роговой объяснил мне, что Варавва – абсолютный романтик, несущий в себе образ настоящего русского офицера, я согласился".
Вот фрагмент другого интервью: "То, что мне удалось сыграть Ивана Варавву так, что тысячи юношей (а мне рассказывал об этом тогдашний министр обороны маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко) решили связать свою жизнь с армией, заслуга и режиссера Владимира Рогового.
Он четко определил мою роль: «Василий, на тебе вся романтическая часть нашей трагической истории, ее свет, ее мечта. А реальность трагедии — на Юматове и Покровской». И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я, наверное, все-таки романтик.
И по-прежнему верю в светлое начало в человеке. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих".
Кстати, у героя фильма Ивана Вараввы есть прообраз. Это поэт, драматург и журналист Иван Фёдорович Варавва. Борис Васильев познакомился с ним как раз, когда работал над сценарием "Офицеров". Ему очень тяжело давался образ второго офицера - казака. Получался какой-то солдафон. "Узнав, что я кубанский казак, - вспоминал Варавва, - он начал ко мне приглядываться, расспрашивать про судьбу, про то, как я воевал.
Много чего я ему сообщил. И про своего деда Тихона рассказал, который на Гражданской бился. К примеру, историю о красных революционных шароварах. Дед воевал на совесть, так, что однажды во время боя его военная форма лопнула в интересном месте. Комиссар попался душевный и вечером на красноармейских посиделках наградил Тихона премией в виде новых штанов".
Про то, что "треп" с Васильевым войдет в сценарий военного кино-бестселлера, а его имя и фамилию дадут одному из героев - романтичному и лихому офицеру Ванечке, Варавва и не подозревал.
И когда Борис Васильев пригласил кубанца в Москву на премьеру фильма "Офицеры", тот удивился: "А я при чем?" - "Так кино-то про тебя, я героя решил твоим тезкой сделать", - ответил Васильев