Нихон кэйдзай (Япония): российская атомная энергетика захватывает мир
Российские мирные атомные технологии захватывают мир. Россия потрясает Японию, США и Западную Европу. Япония, которая прекратила сооружение реакторов нового поколения буквально накануне их ввода в строй, неофициально просит у России технического содействия.
В поставках обогащенного урана в США Россия находится на первом месте. Она осуществляет крупномасштабное техническое содействие в ядерных исследованиях Китаю и Индии. Насмешливо оглядываясь на отстающую Японию, Россия постепенно уходит вперед в области ядерных технологий.
В августе 2019 года российский «Росатом» ввел в строй плавучую атомную энергетическую установку, способную передвигаться в том числе и по морским просторам. В настоящее время она находится на северном побережье Сибири, где снабжает население электроэнергией и теплом. Недостаток электроэнергии становится «узким местом» программ развития российских регионов. Плавучие АЭС легко разрешают эту проблему. Хотя в отношении таких плавучих энергетических установок и остается проблема их безопасности, Россия имеет далеко идущие планы по их экспорту в развивающиеся страны со слабой системой электрогенерации.
Китай, который выходит в число ведущих мировых держав по использованию мирного атома, продолжает импортировать российские технологии по производству атомной энергии. Индия тоже собирается с помощью России построить легководные реакторы. В настоящее время в портфеле у России имеется около 35 заказов на строительство атомных электростанций по всему миру.
У Японии таких планов в действительности ноль. В августе 2019 года не был утвержден бюджет и произошло закрытие совместного японско-французского проекта Astrid по созданию быстрого натриевого реактора. На прекративший свое существование и предназначенный к выгрузке первый японский реактор на быстрых нейтронах «Мондзю» (АЭС расположена в городе Цуруга префектуры Фукуи, решение правительства Японии о ее утилизации принято в 2016 году — прим. ред.) Япония впустую потратила около 10 миллиардов долларов. Японский взнос в исследования по проекту Astrid превысил 200 миллионов долларов, однако до своего завершения проект так и не дошел.
В июне 2018 года высокопоставленный чиновник российского правительства предложил японскому правительству: «Что если нам попробовать совместно провести исследования по быстрому реактору?». Говорят, что Япония никакого ответа не дала.
Россия начала эксплуатацию ядерного реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем "BN-800" еще в 2015 году. А Япония мечтает о начале коммерческого использования реактора такого типа только в течение 2020-х годов.
Играющий главную роль в атомной энергетике России «Росатом» является государственной корпорацией. Главное отличие его деятельности от деятельности американских, европейских и японских компаний, работающих с атомной энергией, состоит в том, что «Росатом» действует в рамках единой централизованной системы, тогда как его западные коллеги связаны различными ограничениями, исходящими от правительств, бизнес-структур и органов местного самоуправления.
Следует отметить, что Россия оказывает активную техническую помощь Японии в восстановлении реакторов на АЭС «Фукусима-1». В частности, российские предприятия атомной промышленности совместно с Исследовательским институтом концерна «Мицубиси» участвуют в анализе и извлечении из реакторов остатков расплавленного топлива. В ноябре 2018 года «Росатом» учредил в Японии представительство своей дочерней компании. В этом усматривается готовность российской корпорации к расширению сотрудничества с японской стороной.
В июле 2019 года сенатор-республиканец, председатель комитета Сената по окружающей среде и общественным работам Джон Барассо опубликовал заявление, в котором указал на то, что «излишняя зависимость США от поставок обогащенного урана из России представляет собой угрозу». По свидетельствам осведомленных американских бизнесменов, Россия поставляет в США до 40% потребного им обогащенного урана. В апреле 2019 года на этот факт обратило внимание в своем докладе и американское министерство торговли, которое тоже представило его как угрозу безопасности. Собственно, с этого доклада и началась по данному вопросу горячая дискуссия в Конгрессе. Помимо того, что обогащенный уран становится топливом для атомной энергетики, собственно техника его обогащения связывается американцами с разработкой атомного оружия, что и создало международную проблему с ядерной сделкой с Ираном.
С тех пор, как в 1979 году в США произошла авария на АЭС Three Miles Island, американская атомная отрасль практически прекратила свое существование. И фактом остается то, что сейчас в получении ядерного топлива для реакторов атомных электростанций Америке приходится зависеть от России.
Япония тоже в прежние времена активно развивала атомные технологии, поддерживая эту политику на государственном уровне. В атомную отрасль было вложено несколько десятков миллиардов долларов.
Хотя наша страна и не обладает ядерным оружием, но японские инженеры активно занимались быстрыми реакторами и технологиями обогащения урана. Однако после произошедших у нас аварий на АЭС мы совершенно утратили лидирующее положение в этой отрасли в мире.