Пропавшие смотрители маяка (3 фото)
Во время строительства маяка погибло пятеро рабочих: один улетел с лесов, четверо утонули, куда-то отправившись на лодке.
Несмотря на дурные предзнаменования, маяк начал работу. В штат приняли четверых: Джозеф Мур стал главным смотрителем, Томас Маршалл и Джеймс Дьюкат – первым и вторым помощником соответственно, а ассистировал им Дональд Макартур. Ребята работали по трое, время от времени подменяя друг друга. Так продолжалось почти год, до 15 декабря 1900-го, когда свет маяка внезапно погас.
Об этом шотландской береговой охране доложил капитан парохода «Арчер». Босс маяка Джеймс Мур, находившийся тогда на большой земле, удивился. За три недели до этого он попрощался со смотрителями, каждый из которых был в добром здравии. Вылазку на маяк наметили на 20 декабря, но из-за шторма попали туда только 26-го.
Первым в разведку отправился Мур. С первых минут на острове его смутило, что встречать никто не вышел. На окрики никто не отозвался. У маяка старшего смотрителя встретила закрытая дверь. Побренчав ключами, мужчина вошел внутрь.
Мура встретили аккуратно заправленные кровати, вымытая посуда и под завязку заправленные лампы маяка, которые можно было зажечь в любую минуту. Лишь в гардеробе не хватало пары водонепроницаемых плащей да остановились заводные часы. Некоторые источники пишут, что возле обеденного стола валялся стул, словно кто-то резко вскочил из-за стола, но эту деталь добавили к истории журналисты несколько лет спустя, так что вряд ли стоит ей доверять.
Не обнаружив смотрителей, Мур вернулся к судну «Гесперус», на котором прибыл на Эйлин-Мор, и прихватил с собой трех моряков. Вместе они прочесали весь остров, но не нашли следов Маршалла, Дьюката и Макартура. Зато обнаружили, что западный причал изрядно потрепало штормом.
От записей в журнале у Мура глаза полезли на лоб.
«12 декабря. День. Сильный северо-западный ветер. Море яростно хлещет. Никогда не видел такого шторма.
12 декабря. Полночь. По-прежнему бушует шторм. Невозможно выйти наружу. Проходящее судно, не услышав туманного горна, приблизилось к маяку так близко, что можно разглядеть огни кают. Дьюкат раздражен. Макартур плачет.
13 декабря. Полдень. Шторм на протяжении всей ночи. Серый дневной свет. Дьюкат и Макартур плачут и молятся.
14 декабря. Нет выхода. Все молимся.
15 декабря. Шторм закончился. Море спокойно. Бог над всем».
Мура смутили ровно две вещи. Во-первых, никакого шторма возле Эйлин-Мор в этих числах не было, погода испортилась только 16 декабря. Исходя из этого, конспирологи принялись раскручивать версию о том, что смотрителей донимала не непогода, а некий злой дух. Во-вторых, Мур не мог себе представить Дьюката и Макартура плачущими. Для работы на маяке людей отбирали как космонавтов – все трое были абсолютно готовы к жизни в изоляции и за первый год не дали повода усомниться в этой готовности.
Записи из журнала породили еще одну популярную версию. Якобы кто-то из смотрителей тронулся умом, замочил двоих, а затем покончил с собой. Но – опять же – команда маяка подбиралась довольно тщательно, и за три недели до пропажи смотрителей Мур не заметил каких-то волнений в коллективе.
Гораздо вероятнее следующее. Два из трех помощников Мура попадали на штрафы, когда что-то из имущества маяка смывало в море. Вероятно, когда началась непогода, двое смотрителей бросились к западному причалу, не желая вновь пострадать финансово. Их смыло волной, а третий сотрудник маяка ринулся им на помощь – и тоже утонул.
Досталось и несчастному Муру. Ему пришлось работать на маяке в одиночку до января 1901-го. Бедняга так натерпелся на этом дежурстве, что сразу по окончании уволился и больше не возвращался на Эйлин-Мор. Мур рассказывал, что его убивала гнетущая атмосфера на маяке. В какой-то момент он начал сходить с ума и слышал голоса пропавших коллег, которые звали к себе.
В дальнейшем маяк и его работники обошлись без приключений. В 1971 году маяк автоматизировали. Необходимость в смотрителях отпала, а остров вновь стал необитаемым.