Цена выше, мусора больше? Чем грозит закон о предустановке отечественного ПО на смартфоны (4 фото)
Что известно?
В конце прошлого года президент РФ подписал закон об обязательной предустановке отечественного ПО на телефоны, планшеты, носимые гаджеты, компьютеры и телевизоры со Smart TV. По мнению государства, это постановление поможет российским производителям софта развиваться в условиях честной конкуренции.
Закон частично вступает в силу с 1 июля 2020 года — с этого дня придётся ставить софт на упомянутую выше технику. Еще через год правило распространится на компьютеры и комплектующие, а с 2022 года — на телевизоры с выходом в интернет.
Кроме того, список необходимого софта тоже поэтапно расширится. С 1 июля 2020-го он включит в себя поисковые системы, браузеры, картографические сервисы и навигаторы. С июля 2021 года перечень расширится мессенджерами, соцсетями, электронной почтой, антивирусами, платёжной системой МИР, а также «социально значимыми сервисами» вроде «Госуслуг». Ну а с июля 2022-го вендоров обяжут оснащать свои гаджеты приложениями 20 общедоступных российских телеканалов. Известны пока только категории ПО, точного списка утилит и сервисов нет.
Важное уточнение: софт получит исключительно та техника, которая продаётся в магазинах. Ваши личные смартфоны на принудительную «русификацию» никто изымать не будет. На каждый тип устройств поставят свои пакеты программ. То есть никто не собирается комплектовать телевизор обязательным доступом к «Госуслугам» и «Одноклассникам».
На этом точные сведения о новом законопроекте заканчиваются. Далее начинается зыбкая почва домыслов, порождающая множество вопросов.
Что вызывает вопросы?
Например, кто будет устанавливать утилиты — производитель или продавец? Сейчас формулировки в законопроекте туманные. Согласно документу, предустановкой обязан заниматься изготовитель гаджета. А также иные лица, в том числе «осуществляющие поставку и продажу технически сложных товаров на территорию РФ». Трактовать фразу можно как угодно: либо загрузкой ПО займётся вендор, либо продавец, «осуществляющий поставку». Или все разом.
С остальным ещё сложнее. Разрешат ли удалять подобные приложения? Ведь не каждый пользуется почтовым клиентом Mail.ru и мессенджером «Там-Там». Пока никто не знает. Но заметим, что уже сейчас Android-смартфоны комплектуют сервисами «Яндекса», которые обычным методом с мобильника не удалить. Произойдёт ли такая же история с «социально значимым» софтом — неизвестно.
Скажется ли закон на поставках устройств? Ведь производителям и магазинам нужно позаботиться о многом: необходимо понять, кто будет ставить программы, определиться с конкретными утилитами, пройти сертификацию от антимонопольной службы… А тут ещё и коронавирус, отправивший на карантин главные фабрики. Это всё отнимает время. Может ли случиться так, что к июлю мы останемся без аппаратов на полках? Вполне. «Не исключаю, что к лету на рынке начнётся коллапс из-за всех озвученных причин», — делится мнением Антон Гуськов, представитель ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники.
Приведёт ли мера к повышению цен на гаджеты? Ведь потерянное время и дополнительные издержки надо как-то компенсировать.
Точного ответа здесь нет. По мнению Дениса Кускова, руководителя информационного агентства TelecomDaily, цена на технику способна вырасти — но незначительно. «Вполне вероятно, что это будет требовать дополнительных временных затрат на загрузку и может привести к увеличению стоимости сотовых телефонов до трёх процентов».
Наконец, согласятся ли IT-бренды следовать распоряжениям российского правительства? Или просто умоют руки, уйдя с нашего рынка? Скорее всего, игроки Android-сегмента пойдут навстречу: например, представители Samsung уже заявили, что компания будет выполнять новый закон.
Основная проблема с Apple — калифорнийцы крайне неохотно идут на локализацию устройств для отдельных рынков. Особенно в свете интеграции платёжной платформы МИР, которой в следующем году начнут оснащать аппараты. Нюанс в том, что формально на айфоны нельзя ставить ничего, кроме Apple Pay, — способ бесконтактной оплаты должен быть один. Правда, есть как минимум одно исключение из правил: в Японии iOS-техника продаётся со встроенной системой электронных платежей FeliCa, через которую оплачивается общественный транспорт.
Будет ли боссы Купертино подстраиваться под наши законы, как в Японии? Да, если техногигант решит, что игра стоит свеч. Думаем, корпорация никуда не уйдёт — «яблочный» бренд успешен на российском рынке, его выручка составляет здесь почти 200 миллиардов рублей, и прибыль растёт. «Тут зависит от того, насколько это целесообразно для компании. Я думаю, что локальный офис в любом случае убедится, что это необходимо делать, потому что рынок растущий. Компании лучше адаптироваться, чем уходить с него», — анализирует Руслан Глинка, директор по маркетингу фирмы «Системный софт».
Конечно, вряд ли Apple уйдёт с нашего рынка и едва ли с прилавков пропадут все смартфоны. Скорее всего, стороны договорятся друг с другом, не доводя ситуацию до коллапса. Но пока нет точного понимания, как будет работать новое постановление. А неизвестность всегда пугает больше всего.