Хулиганы, Шарлатаны, Лодыри - говорящие фамилии! (17 фото)
Патрик Хулиган
В конце 18-го века неподалеку от Лондона жила скандально известная семья ирландца Патрика Хулигана. И остались бы они в истории лишь именами на надгробных плитах, если бы не буйный нрав. Когда кто-нибудь из суперсемейки отправлялся в Лондон поразвлечься, жители столицы спешно прятались по домам, чтоб не попасть Хулиганам под горячую руку. Особенно отличался глава семейства. Имя Патрика стало постоянно мелькать в прессе в связи с драками и погромами. Одно издание даже сделало его персонажем комиксов. Благодаря этому вскоре о Хулиганах стало известно не только по всей Британии, но и в Европе, и в Америке. Вскоре хулиганами стали повсеместно называть тех, кто открыто нарушал общественный порядок. В начале 20-го века в России слово хулиган из разговорной речи перекочевало в судебную терминологию.
Чарльз Каннингэм Бойкот
В конце 19-го века ирландские крестьяне решили всем миром бороться за право свободной купли-продажи земли. И перешли от слов к делу, когда в 1880-м самые смелые из них демонстративно не вышли на сбор урожая в имении лорда Эрна, землевладельца в ирландском графстве Мейо. Чарльз Каннингэм Бойкот, с одной стороны, тоже был ирландцем, но с другой – управляющим лорда Эрна. И менеджер в душе Чарльза победил ирландца. Бойкот ввязался в борьбу против забастовок. А бастующие в свою очередь начали кампанию по изоляции Бойкота. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины - обслуживать, никто не здоровался и не подавал руки. Кампанией против Бойкота заинтересовалась пресса. Правительство прислало полк регулярной армии для охраны специально нанятых в соседнем графстве сборщиков урожая, потратив, в целом, вдесятеро больше, чем стоил урожай. Впоследствии бойкотирование стало стандартным методом мирного сопротивления и политического протеста в разных странах.
Джеймс Ватман
В 18-ом веке английский фабрикант Джеймс Ватман выпускал бумагу и, конечно, хотел разбогатеть. А сколотить состояние он собирался, выпуская лучшую бумагу в мире. Добиться совершенства продукции стало навязчивой идеей Джеймса. Ватман организовал жесточайший кастинг персонала, отборные сотрудники трудились даже на таких операциях, как предварительный разбор тряпичного сырья, из которого делали бумагу. Кроме того, у Ватмана был инновационный секрет. Целлюлозную массу выкладывали на просушку не как обычно, на решетки из металлических прутьев, а на сетку из тонкой ткани. В этом случае после остывания бумага становилась плотной и однородной, с шероховатой поверхностью. На ней карандаш оставлял хорошо видимый след, а акварельные краски смотрелись безупречно. Поэтому первыми оценили бумагу Ватмана художники и чертежники. В основном они же используют ее и до сих пор, называя в честь изобретателя — «ватман».
Джеймс Томас Брюднелл, седьмой граф Кардиган
Впервые кардиган появился во время Крымской войны 1856 – 1859-го годов. Трикотажный жакет без воротника, на пуговицах и с накладными карманами часто носил генерал Джеймс Томас Брюднелл, седьмой граф Кардиган. Его солдатам пришлась по вкусу идея командира надевать под мундир такой теплый жакет. Зимние ночи в Крыму были холодными, и такая одежда помогала не замерзнуть. Вскоре кардиган стал частью обмундирования офицеров Британской армии. Второй всплеск любви к кардиганам случился в 20-х годах прошлого века благодаря спортсменам – в не стесняющей движения одежде было удобно играть в теннис и ездить на велосипеде. И наконец, в 60-х годах 20-го века, благодаря вернувшейся моде на вязаные вещи, кардиган в третий раз во всеуслышание заявил о себе.
Адольф Сакс и саксофон
Бельгиец Адольф Сакс был потомственным мастером музыкальных инструментов. Свои первые флейту и кларнет он сделал в 16-летнем возрасте. В течение жизни Сакс усовершенствовал почти все известные духовые инструменты, запатентовав 35 изобретений. Адольф мечтал создать звук, который соединял бы в себе отголоски и медных, и деревянных духовых. И в 1840 году ему удалось. Он создал инструмент, который позже назвали его именем – саксофон. Сакс рассчитывал, что новинку оценят армейские и симфонические оркестры. И не ошибся. Военные с саксофонами замаршировали по улицам, а композиторы стали включать в партитуры партии для нового инструмента. После Первой мировой войны саксофоны попали в руки к джазменам. И с тех пор инструмент стал неотъемлемой частью поп-музыки, иллюстрируя хлещущие через край эмоции и романтические переживания.
Александр Григорьевич Строганов
Существует несколько версий происхождения блюда Беф-Строганов. По одной из них, граф Александр Григорьевич Строганов, слывший гурманом, выписывал себе поваров исключительно из Парижа. Но на склоне лет стал слишком часто их менять. Каждый оказывался чем-то не угоден графу. Пока один из таких новичков не догадался, что у Александра Григорьевича к старости попросту выпали зубы, и прожевать любимый бифштекс он был уже не в состоянии. Но винил в этом не свои годы, а якобы нерадивых кулинаров, которые, по его представлениям, не могли как следует приготовить мясо. Новый повар взял говяжью вырезку, слегка отбил, порезал тонкими пластинками поперек волокон, обвалял в муке и быстро обжарил. А потом тушил 40 минут в соусе из сметаны и томатной пасты. Мастер проработал у графа долгие годы. А изобретенное им блюдо уже в конце 19-го века появилось в кулинарных книгах под названием Беф-Строганов, то есть говядина по-строгановски.
Люсьен Оливье
В 1864 году французский повар Люсьен Оливье открыл в Москве на Трубной площади ресторан «Эрмитаж». На шикарные банкеты собирался весь столичный бомонд, богатые иностранцы, известные литераторы, музыканты и актеры. Легендой этого заведения был салат, который первоначально именовался «майонез из дичи», а впоследствии получил имя своего создателя. Рецепт его Люсьен Оливье хранил в строжайшем секрете. И как ни пытались, воспроизвести его в точности никому не удавалось. Хотя основные ингредиенты были известны: рябчик, картофель, корнишоны, оливки и каперсы, залитые соусом провансаль и украшенные раковыми шейками, кубиками застывшего бульона и салатными листьями. Таким он вошел в кулинарные книги. В советские годы рябчиков заменили вареной колбасой, а каперсы – солеными огурцами. Но даже в таком варианте салат оливье десятилетиями остается главным украшением праздничного стола.
Джон Монтегю, четвертый граф Сэндвич
Вид бутерброда, когда между двумя кусками хлеба вкладывается разнообразная начинка, существовал в кухнях разных народов. А свое современное название он получил в XVIII веке, благодаря Джону Монтегю, четвертому графу Сэндвичу. По одной из легенд, граф был заядлым картежником и мог сутками проводить за игрой не отрываясь. Если бы не голод. Повар графа придумал подавать хозяину во время игры кусок мяса, вложенный между двумя поджаренными хлебцами. Сэндвичу понравилось – вкусно, сытно, а главное, без отрыва от карточного стола. Изобретательность повара оценили и другие игроки. А к концу XVIII века сэндвич стал неотъемлемой частью культуры питания британцев. В 1990 годах, с приходом на российский рынок мировых сетей фастфуда, сэндвич появился и в меню россиян.
Сэмюэль Кольт
«Бог создал людей. Полковник Кольт сделал их равными», гласит поговорка. Сэмюэлю Кольту было 4 года, когда ему подарили игрушечный бронзовый пистолетик. На следующий день Сэм утащил у отца пачку пороха. И в доме задрожали стекла от взрыва. В 14 лет Кольт собрал 4-ствольный пистолет, который стрелял одновременно из всех стволов. В 17 сделал мину. Демонстрация этого изобретения едва не закончилась грандиозной поркой. Кольт взорвал плот на небольшом озере. Вся рыба погибла, а зрителей окатило волной. Отец отправил Сэмюэля учиться, но и там Кольт недолго держал себя в руках — взорвал университетскую лабораторию. Спасаясь от родительского гнева, юноша устроился матросом на торговое судно. В рейсах он и создал деревянный прототип револьвера, который впоследствии сделал его одной из самых известных личностей Америки.
Джон Мозес Браунинг
Джон Мозес Браунинг научился стрелять раньше, чем писать. Конструировать оружие Браунинг умел, а вот изготавливать и продавать даже не стремился. А потому работал по найму на других известных оружейников – Кольта, Ремингтона, Винчестера. В 1900-м, будучи сотрудником бельгийской компании «Фабрик Насьональ», Джон создал первый автоматический пистолет, в котором обойма с патронами размещалась в рукояти. Это стало любимым оружием террористов и революционеров – пистолет можно было легко спрятать под одеждой. Не последнюю роль железный браунинг сыграл в Первой Мировой Войне. Именно из него был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Из браунинга эсерка Фанни Каплан ранила Ленина. А последнее политическое покушение из пистолета Джона Мозеса Браунинга произошло в 1981-м, когда Мехмет Али Агджа стрелял в Папу Римского Иоанна Павла Второго. Вплоть до Второй мировой войны браунингом называли каждый автоматический пистолет.
Галли Матье и галиматья
Жившего в конце XVII века французского доктора Галли Матье, современники считали слегка чудаковатым. Хотя врачом он был прекрасным. Но при этом любил писать на обороте рецептов коротенькие веселые истории и рассказы. Пациенты по-разному реагировали на эти заметки. Одни недоумевали, другие смеялись, третьи крутили пальцем у виска. Доктора Матье репутация человека со странностями нисколько не огорчала. Он был уверен, что положительные эмоции и смех ускоряют процесс выздоровления. Своими шуточками врач заслужил такую популярность, что в какой-то момент перестал успевать ездить по вызовам ко всем своим пациентам. И тогда стал посылать свои лечебные анекдоты клиентам по почте. Так возникло слово «галиматья», которое в то время означало — целительная шутка, каламбур. И только со временем стараниями журналистов оно приобрело иной, сегодняшний смысл - «бессмыслица», «нелепость», «чепуха».
Пасквиль
Согласно легенде, на одной из римских улиц с незапамятных времен стояла античная статуя – безрукий торс, изображавший какого-то бога или героя. Напротив располагалась школа учителя маэстро Пасквино. По его имени стали называть и статую. В 1501 году кардинал Оливьеро Караффа велел переместить изваяние и поставить его возле своего палаццо. Римляне быстро привыкли украшать статую листочками со своими изобразительными или стихотворными художествами, как сказали бы сейчас, острой социальной направленности. Бумажки наклеивались ночами, и горожане успевали с ними познакомиться ранним утром, еще до того как крамолу ликвидировали карабинеры. Пасквино превратился в излюбленную площадку для едкой сатиры, карикатур, анекдотов и сплетен, в которых критиковались папа или члены правительства. Эти сочинения стали называть пасквилями. А статуя до сих пор стоит на углу Пьяццы ди Пасквино и Палаццо Браски.
Христиан Иванович Лодер
В 1828 году в Москве на Остоженке, профессор медицины, лейб-медик императора Александра Первого Христиан Иванович Лодер открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Врач и сам очень уважал, и всячески продвигал целебное воздействие пеших прогулок и лечение минеральными водами. Заплатив невероятные тогда деньги, 300 рублей, москвичи, следившие за своим здоровьем, могли уже не тратиться на поездку в Висбаден, а пить лечебную водичку и принимать ванны и процедуры прямо на Остоженке. После чего прогуливаться в парке, который спускался к набережной. Простолюдинам, трудившимся в поте лица, такое времяпрепровождение казалось придурью богатых бездельников. И в столице стали говорить, что на Москве-реке есть место, где «гоняют лодыря». А потом и самих пациентов клиники, переиначив фамилию доктора, стали называть лодырями, подразумевая тунеядцев.
Шарлатан Шарль Латан
Полтора столетия назад во Франции жил человек по имени Шарль Латан. Был он дипломированным врачом или нет, неизвестно, но людей пытался лечить. Его специальностью были болезни глаз, а конкретно - глаукома, при которой часто происходит отслоение сетчатки. Метод, придуманный Латаном, был достаточно дорогим и очень болезненным. Но отчаявшиеся пациенты были готовы на все, лишь бы не расстаться со зрением. Лечение было следующим: Шарль сажал пациента в кресло и изо всей силы бил его кулаком в больной глаз. Глаз распухал. Но сетчатка на некоторое время действительно прижималась к глазному дну, и пациент видел немного лучше. Радостный клиент рассчитывался с «доктором», а через несколько дней, когда опухоль спадала, сетчатка снова отслаивалась и зрение ухудшалось. А врача, разумеется, уже и след простыл. Сегодня шарлатан – это обманщик и невежда, выдающий себя за специалиста, чаще всего – именно в области медицины.
Синезубая Bluetooth
В X веке викингами правил великий король Харальд Первый Синезубый. Согласно легенде, прозвище он получил потому, что очень любил чернику, и зубы у него всегда были синими. А знаменит Харальд был тем, что, одержав немало славных побед, он объединил враждовавшие датские племена в единое королевство. В конце 1990 годов крупнейшие компании компьютерного и телекоммуникационного рынка объединились для совместной разработки технологии беспроводного соединения мобильных устройств. Поскольку новшество должно было соединять и объединять персональные компьютеры, мобильные телефоны, принтеры и прочие гаджеты, решено было назвать изобретение в честь Харальда. Предполагалось, что это временная, рабочая версия названия, однако, она прижилась. И сегодня весь мир знает систему беспроводного соединения под именем Bluetooth, то есть Синезубая.
Джеймс Уатт
Джеймс Уатт — шотландский инженер, изобретатель-механик. Член Эдинбургского королевского общества (1784), Лондонского королевского общества (1785), Парижской академии наук (1814)[1]. Ввёл первую единицу мощности – лошадиную силу. Его именем названа единица мощности — ватт. Усовершенствовал паровую машину Ньюкомена. Изобрел универсальную паровую машину двойного действия. Работы Уатта положили начало промышленной революции вначале в Англии, а затем и во всем мире.
Конечно тут можно добавить и Алессандро Вольту, Андре-Мари Ампера, Искаака Ньютона и прочих гениальных людей, именами которых мы пользуемся ежедневно для обозначения чего-либо.
Михаил Калашников
Ну и кудаже без легендарного Калашникова. В комментариях не нуждается.