Великие комбинаторы в реальной жизни: 5 знаменитых афер (6 фото)
"Рога и копыта" по-американски
Золотые лихорадки сами по себе были настоящими аферами. Те, кто в поте лица пытался киркой проложить себе путь к богатой жизни, как правило, оставались ни с чем, а вот аферисты, верные спутники золотых лихорадок, наживали себе целые состояния. Ещё, конечно, разбогатели те, кто продавал инструмент золотоискателям, но это уже другая история.
В 1898 году в посёлке Скагуэй на Клондайке Джефферсон "Мыльный" Смит открыл телеграф, куда спешили приезжие золотоискатели, чтобы сообщить вести своим родным. Отправка сообщения стоила недёшево, а при внимательном взгляде на здание телеграфа можно было увидеть, что провода ведут к соседнему столбу и дальше обрываются. Немногим любопытным, кого смущало устройство телеграфа, Смит рассказывал, что дальше провода просто спрятаны под землю.
Своё прозвище Смит получил из-за одного трюка, благодаря которому ему удавалось продавать по доллару мыло, стоившее в лаке больше пяти центов. Смит предлагал народу поучаствовать в своеобразной лотерее: в обёртку некоторых кусков мыла он вкладывал денежные купюры от доллара до сотни, затем перемешивал выигрышные куски с обычными. Мыло с крупными купюрами всегда доставалось подельникам Смита.
Честная афера
Крупные компании знают сотни сравнительно честных способов отъёма денежных средств у населения, иначе бы они не стали крупными компаниями. Рекламные акции, устраиваемые различными брендами для продвижения товара, всегда имеют мелкий шрифт, который способен любую вашу выгоду обернуть против вас. Но американский инженер Дэвид Филлипс в конце XX века смог неплохо нажиться на рекламной акции от Healthy Choice, производящей готовые блюда. Компания пообещала за каждые десять штрихкодов с упаковок их товаров, выдавать сертификат на 500 миль (804 км) у любой американской авиакомпании. Дэвид провёл необходимые расчёты и выяснил, что у авиакомпаний средняя стоимость одной мили составляет 2 цента, значит за 500 миль придётся отдать 10 долларов. Чтобы получить выгодные билеты, Дэвид должен был покупать продукты не дороже доллара. Он покопался в супермаркете и нашёл шоколадные пудинги от Healthy Choice за 25 центов. При такой цене за штрихкод каждая миля от Healthy Choice будет стоить в четыре раза дешевле, чем миля от авиакомпании. 12 150 пудингов купил мистер Филлипс. Чтобы успеть вовремя отправить все штрихкоды, инженер пожертвовал пудинги в Армию Спасения, где волонтёры помогли ему вырезать и отправить 12 150 кодов. Потратив примерно 3 тыс. долларов на пудинги, Дэвид Филлипс получил 31 билет в Европу (туда-обратно), а пожертвование Армии Спасения дало ему право на налоговый вычет.
Земля Макгрегора
Известно, что европейцы покупали у американских индейцев земли за безделушки. Что это, если не афера? Один шотландский аферист обманул и индейцев, и своих соотечественников. В начале XIX векеа шотландец Грегор Макгрегор отправился в Латинскую Америку, где воевал против Испании в войне за независимость испанских колоний. В Америке Макгрегор подружился с вождём одного племени и за шотландский ром купил у него 3,2 миллиона га земли. В Лондоне шотландец объявил себя правителем Пойяиса. Якобы местный вождь за заслуги даровал Макгрегору часть своего королевства. Пройдоха наделал билетов банка приколов, то есть банка Пойяиса, обменял их на золото и фунты желающим переехать в Пойяис, который Макгрегор расписал как прекрасное место, где можно начать жизнь заново и заработать целое состояние. Макгрегор продал англичанам не только землю в далёкой и прекрасной экзотической стране, но даже и государственные должности в местном правительстве. Легко догадаться, что в Пойяисе (Макгрегор купил землю на современном атлантическом побережье Никарагуа) переселенцев ждали не почёт и уважение, а малярия и дикие джунгли. Большинство переселенцев умерли, а Макгрегор продал купленные за ром гектары французам за 300 тыс. фунтов. Предприимчивого шотландца всё же арестовали, но оправдали, так что он безнаказанно продолжил продавать пойяисские доллары и акции.
Бизнес по-советски
Аферисту Николаю Павленко удалось обманывать Советскую власть практически всю свою жизнь. Сначала Павленко подделал документы и поступил в институт, хотя был сыном кулака. Повоевав несколько месяцев, он дезертировал и подделал документы. Познакомившись с другим дезертиром, тоже специалистом по подделке документов (он вырезал печати из резиновых подошв), Павленко открыл УВСР-5 (Участок военно-строительных работ №5) Калининского фронта. Мошенник провозгласил себя майором и командиром УВСР. По поддельным бумагам УВСР выполнял заказы на пошив военной формы и строительству дорог и военных объектов. К концу войны под командованием Павленко находилось 300 человек, а бюджет фальшивой организации составлял 3 млн рублей. После Победы Николай Павленко перевёл свой бизнес на мирные рельсы. Только лишь 1952 году удалось задержать Павленко, к тому времени уже дослужившегося до полковника (как показал обыск, скоро он собирался повысить себя до генерала, шинель и погоны Павленко уже раздобыл). Обман вскрылся, когда один обделённый зарплатой работник обратился в милицию. Николая Павленко расстреляли в 1955 году.
Ряженый Веня против министров
Вениамин Вайсман начал воровать с девяти лет. С детства и до своей главной аферы он воровал, увеличивая масштаб краж, и садился в тюрьму. В девять он украл золотые часы у отца, а в двадцать - целый вагон. Вайсман неоднократно устраивал побеги, последний его побег из лагеря в Коми закончился ампутацией двух ног и кисти левой руки. В 1945 году инвалида амнистировали. Веня сразу же отправился в Москву, чтобы на этот раз разбогатеть по-крупному и обвести вокруг пальца всю советскую верхушку. Вайсман раздобыл где-то или подделал удостоверение дважды Героя СССР, нацепил на пиджак геройские звёздочки и пошёл обивать пороги советских министров с заранее подготовленной историей, в которой он рассказывал, как славно трудился до войны (Веня называл то место работы, которое находилось в сфере ответственности посещаемого им министра), служил вместе с Василием Сталиным, как брал Берлин, как горел в танке. Не было такого министра, который бы не проникся состраданием к Вене и не дал бы распоряжение выделить герою несколько тысяч рублей и чего-нибудь дефицитного. По личной просьбе академика Вавилова, к которому Веня тоже заглянул со своими байками, протезный институт обеспечил его высококачественными протезами. Для "рабочих" визитов Веня, конечно же, протезами не пользовался, он не вписывались в его выступление.
Хождение по министрам временно прекратилось, когда Вайсману выделили квартиру в Киеве. Но жадность сгубила и этого фраера. Он снова пошёл по министрам, и в 1947 году его стендап не произвёл впечатление на министра станкостроения Александра Ефремова. Министр дал сигнал охране, и Вайсмана на выходе схватили. За аферу века Вайсману дали всего 10 лет, которые он на этот раз отсидел от звонка до звонка. Освободившись, мошенник снова сел на три года. Впервые Вене пришлось пойти на понижение, годы были уже не те. Он всего лишь обчистил какого-то гражданина на Курском вокзале.
Старого и больного Вайсмана, отсидевшего свой последний срок и поклявшегося больше не воровать, отправили в дом инвалидов в Оренбургской области, где он впервые совершил общественно полезный поступок - раскрыл махинации директора этого дома.