Подводная лодка Ефима Прокопьевича Никонова (10 фото)
Называлась она — «потаённое судно».
Копия подлодки Никонова в Сестрорецке возле собора Петра и Павла
Первая русская подводная лодка "появилась" (ну почти появилась) еще при Петре 1.
Проектировщиком подлодки был крестьянин Ефим Прокопьевич Никонов из села Покровское, работавший на верфи. В 1718 году он писал Петру I, что может соорудить “потаенное судно”, которое будет ходить под водой и заплывать под самое дно к вражеским кораблям, а там уже можно разбивать дно корабля снарядом.
Это лодка изнутри
Петру предложение понравилось и он приказал немедленно приступить к работе, а самого Никонова повысить до “мастера потаенным судов”.
Так как до наших дней не дошли ни чертежи, ни описание приходится по маленьким крупицам собирать информацию о строении подлодки.
Сохранились данные, что для постройки судна были привлечены бочары, отсюда следует, что форма лодки была скорее всего бочкообразной.
И есть свидетельства о выдаче “пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти”, скорее всего для изготовления обручей стягивающих бочкообразную лодку.
Во всем строительстве подлодки использовалось дерево, железо, кожа. Размеры лодки были шесть метров длинной и два шириной.
А это перископ
Система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище корабля.
При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы.
Подлодка работала на весельной тяге и весь экипаж состоял из четырех человек, сам Никонов был командиром пробных погружений и руководил всем процессом.
Эти вёсла служили для перемещения лодки
Наконец конструктор добрался до тестирования своего детища. Осенью 1721 года недалеко от Петербурга, на озере Разлив в присутствии самого Петра I состоялись первые испытания “потаенного судна”.
Подлодка под командованием Никонова опустилась под воду на несколько метров, но из-за неправильных расчетов глубины, стукнулась днищем о камни на дне и треснула.
Судно подняли и Петр приободряя изобретателя велел укрепить корпус лодки железными обручами, а чиновникам велел, чтобы “никто конфуз в вину не ставил” по отношении к Никонову.
По внешнему виду, эта лодка напоминала бочку. Сегодня, примерно такие, производятся бани-бочки
Никонов, однако, довести дело до ума так и не смог.
После смерти Петра изобретатель впал в немилость и о «Потаенном судне» забыли на долгие годы.