Кардинал Ришелье из "Д'Артаньян и три мушкетёра" (9 фото)
В подавляющем же большинстве фильмов, Ришелье просто плетёт интриги против Анны Австийской, отвргшей его ухаживания, да отмахивается от мушкетёров, постоянно вставляющих ему в колёса палки. Иногда встречаются рецензии, где его называют главным противником д'Артаньяна. Но нет, это игроки разных лиг. При желании Ришелье размазал бы нашего гасконца одним росчерком пера.
Не исключение и фильм Хилькевича. В нём кардинал если и занимается политикой, то исключительно с целью насолить Бекингему, к которому благосклонна королева. Все его мысли только об Анне Австрийской ("Ах разрешите, звать вас просто Анной"). И как бы её покрепче насолить, используя всё мощь государственного аппарата первого министра страны.
Роль всесильного кардинала в нашем фильме сыграл Александр Трофимов. Надо отметить, сыграл замечательно. Как писал Вениамин Смехов, его коллега по сцене в любимовском Театре на Таганке: "сыграл и остро, и умно, и иронично". А ведь актёру было всего 26 лет и для него это была первая роль в кино.
На Таганке его и заметили (Трофимов играл Иешуа в любимовской постановке "Мастера и Маргариты" Булгакова), и пригласили на пробы для фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра". Но не на роль Ришелье. Ему предложили попробоваться на роль Рошфора, доверенного лица кардинала (вот он-то, да ещё Миледи, и были главными противниками гасконца).
Пробы проходили зимой в Одессе, и из-за погодных условий Трофимов, ну скажем так - задержался. Когда он добрался до Одесской киностудии, на роль Рошфора уже был практически утверждён Борис Клюев, остались формальности. И молодому актёру предложили поучаствовать в других пробах, на роль Фельтона. Его проводили в студию и дали текст. В это время там как раз проходили кинопробы Клюева, обыгрывался диалог Рошфора и кардинала. Ну и для того, чтобы Клюев не обращался к пустому месту, режиссёр попросил ждущего своей очереди Трофимова, подыграть актёру в кадре. Трофимов согласился. На него накинули мантию, усадили в кресло и съёмка началась. Клюев говорил роль, а Трофимов, не глядя на партнёра отвечал ему по-бумажке.
Когда сцена была почти сыграна, Александр Алексеевич заметил боковым зрением, что все вокруг перешёптываются. А в конце, после небольшой паузы, к нему подошёл Юнгвальд-Хилькевич и сказал: "Знаете, мы завтра для вас сделаем отдельные пробы на роль кардинала Ришелье. А сейчас мы вам подберём грим, попробуем разные варианты костюмов"
Режиссёр изначально на роль Кардинала искал более возрастного актёра, ведь Ришелье должно было быть около сорока, и в его роли Хилькевич видел Михаила Козакова. Но после увиденного, он поменял своё мнение. Его настолько зацепило исполнение роли Трофимовым, что он остановил свой выбор на его кандидатуре. Но за это ему ещё пришлось побороться, худсовет не хотел отдавать столь значимую роль никому неизвестному актёру, который вообще до этого нигде не снимался
А Михаил Козаков всё же принял участие в филье - он озвучил роль кардинала Ришелье. Режиссёру показалось, что трофимовская тягучая манера говорить не подходит к роли Ришелье. К тому же он немного заикался. А вот Козаков умел говориm, раздражительно, самодостаочно. И режиссёру быловажно, чтобы эта мрачная высокая фигура разговаривала именно так.