Генерал, который спас миллионы жизней | История создания армейской каски (20 фото + 1 видео)
Как и в прошлых постах, если вы предпочитаете больше подробностей и деталей, то смотрите это видео. Если вы любите читать, то листайте ниже, там для вас будут фото и факты :)
Глядя на окружающие нас предметы, кажущиеся на первый взгляд обычными и очень простыми, может показаться, что существовали они всегда. Ну или же были созданы, как только в них появилась необходимость. Но это не всегда так.
И если 50 лет ожидания консервного ножа, который появится уже после изобретения консервов, можно охарактеризовать просто как годы дискомфорта.
То вот 50 лет, прошедшие до того, как догадались, что для ближнего боя, штык вместо того, чтобы вставлять в ствол мушкета, можно крепить к стволу и, таким образом, стрельбу не прекращать; то это время уже исчислялось не только годами, но и потерянными жизнями солдат. И, к большому сожалению, именно боевые потери, чаще всего, являются главным двигателем прогресса в военной сфере.
КРАСНЫЕ ШТАНЫ
Если говорить о привычном нам сегодня внешнем виде солдата, то можно заметить, что в целом он остается неизменным на протяжении уже более, чем одного века. Несмотря на то, что временная разница между этими примерами составляет десятки лет, можно легко заметить, что каждый из них имеет общие элементы: специальная военная обувь, форма защитного цвета и каска. Или, если быть точным, шлем.
Да, конечно, дизайн военной формы, снаряжение и экипировка качественно улучшается, но, если говорить в целом, то внешний вид солдата остается, в принципе, таким же, каким он был на момент окончания Первой Мировой Войны. Тем и интересно что за 100 лет изменений было меньше, чем всего за 4 года, прошедших с момента начала Первой Мировой Войны.
Одно из важнейших изменений, справедливости ради, присущее к тому времени уже не всем армиям мира - это полевая форма. Даже, если вы видели множество документальных кадров того времени, на черно-белой пленке эту деталь не всегда можно заметить. Но, если добавить к кадрам исторические краски, то в это трудно поверить, но французская армия - одна из мощнейших на момент начала войны армий в мире, была одета в синие мундиры и ярко красные штаны. В то время как технический прогресс уже переносил боевые действия и в глубины моря, и высь неба, французская армия своим внешним видом, казалось всё ещё застряла в давно уже ушедшей эпохе Наполеоновских войн.
Конечно же во Франции, с таким положением дел соглашались не все, вопрос формы очень горячо обсуждался, но, в итоге, победили политики, считавшие, что использование камуфляжа это проявление трусости и в военной форме должны оставаться патриотические цвета, т.к. это более соответствует боевому духу французов.
Вот только расплачиваться за этот дешевый патриотизм, в результате, пришлось не политикам, а простым солдатам. При этом цена оказалась невероятно высокой.
Пройдет всего 3 недели после начала войны, когда в ходе Приграничного сражения, а именно в битве при Шарлеруа, французская армия всего за один день потеряет только убитыми 27 000 человек. Дата 22 августа 1914 года для французов до сих пор остается самой кровавой не только за Первую Мировую Войну, а вообще за всю историю Франции. Никогда в дальнейшем, ни одна нация за весь период Первой Мировой Войны не потеряет в течение одного дня такого количества солдат.
Даже в ходе страшнейшей “Верденской мясорубки” 16-го года, ежедневные потери не превысят количество погибших у Шарлеруа. Одной из причин такого большого количества убитых, помимо несоответствия довоенной тактической подготовки новым условиям войны, была как раз яркая военная форма французских пехотинцев, которая делала их легко заметными мишенями для немецких пулеметчиков.
Лишь в первом квартале 1915 года французская пехота перейдет на полностью голубую форму, которая по замыслу делала силуэт солдата плохо различимым на фоне неба.
Но срочного решения требовала ещё одна проблема, к которой, как оказалось, не была готова ни одна армия в мире. К смертельной угрозе, шедшей с неба.
ШРАПНЕЛЬ
В 1803 году на вооружение британской армии впервые в мире был принят новый тип артиллерийского снаряда - шрапнельный. Изобретение британского офицера Генри Шрэпнела, предназначавшеяся для поражения живой силы противника, подняло ударную мощь полевой артиллерии на ещё более высокий уровень.
Конструкция снаряда постоянно усовершенствовалась, но общий принцип действия оставался неизменным. Шрапнельный снаряд периода Первой Мировой Войны состоит из двух частей: небольшого порохового заряда и полого корпуса, который заполнялся металлическими шариками - пулями.
При подлете к цели происходит подрыв взрывчатого вещества, который выталкивает металлические шарики из корпуса, поражая таким образом живую силу противника плотным градом пуль. Небольшие разрывы в воздухе, которые вы видели на кадрах кинохроники, чаще всего и есть разрывы шрапнельных снарядов. Удачный выстрел таким снарядом накрывал достаточно большую площадь, нанося противнику серьезный урон.
Шрапнельные снаряды активно применялись с самых первых дней принятия на вооружение, но пик их использования пришелся на начальный период Первой Мировой Войны. В дальнейшем, в силу определенных причин, применение шрапнели сокращалось, но некоторые страны, например, Британия, активно её использовали вплоть до окончания Первой Мировой. Ограничено шрапнель применялась и во Второй Мировой Войне, а в несколько измененном виде даже и в период войны во Вьетнаме.
Неготовность военачальников к новым условиям войны, в итоге выльется для стран-участниц в чудовищные потери в живой силе, несравнимые ни с одной предыдущей войной. Если говорить о Франции, то только за 1914 год французская армия потеряет более 300 тысяч человек убитыми, и почти 800 тысяч ранеными. И это при том, что это был не полный год, а всего 5 месяцев, т.к. война началась лишь в августе.
Но что ещё важно, почти с первых же дней войны в статистике боевых потерь очень четко начала вырисовываться одна тенденция. Возможно один из самых известных и привычных нам образов Первой Мировой Войны - это безрассудные фронтальные атаки пехоты под плотным пулеметным огнем противника. Это действительно имело место быть, но, как оказалось, в реальности основной урон живой силе наносился вовсе не стрелковым оружием. Анализируя характер полученных солдатами ран оказалось что в 1914 году ¾ всех ранений составляли шрапнельные ранения головы.
Одним из тех, кто первым обратил внимание на эти угрожающие цифры, был французский генерал Луи Адриан.
СУПОВАЯ МИСКА
Скорее всего, случай с раненым солдатом и миской на голове это не более, чем легенда. Но, как бы то ни было, Луи Адриан был одним из первых, кто обнаружил, что в 1914 году из всех ранений полученных солдатами на поле боя 77% были шрапнельные и осколочные ранения головы. Но что ещё страшнее - 80% из них оказались в итоге смертельными.
Из-за высокотехнологичных образцов вооружения таких как, например, авиация, подлодки, танки; которые впервые массово применялись в Первой Мировой, эту войну очень называют Первой современной войной. Но при этом, если опять вернуться к экипировке обычного солдата, то с позиции сегодняшнего дня трудно поверить в то, что ни в одной армии мира на момент начала войны не было армейских касок. В качестве головных уборов использовались различные шляпы, кепи, киверы и фуражки. Многообразие и изысканность головных уборов тешила чувства армейских эстетов, помогала в вопросах идентификации и субординации, и много чем ещё, кроме как в одном - защите головы во время боя.
Даже знаменитый немецкий Пикельхельм был сделан просто из лакированной кожи и выполнял больше декоративную, чем защитную функцию.
Некоторый парадокс был в том, что защитные шлемы были известны и применялись в армии с самых давних времен. Правда с появлением огнестрельного оружия, из экипировки солдат они были исключены, как полностью себя изжившие. И как теперь оказалось - несколько преждевременно.
Обнаружив невероятно высокий процент ранений головы в общей статистике, генерал Луи Адриан разработал небольшой металлический шлем, больше напоминавший ермолку. Жозеф Жоффр, командующий северной группой армий, изначально отнесся к новой разработке Адриана без энтузиазма, и не видел необходимости заказывать для армии эти шлемы, в частности ещё и из-за того, что среди командования всё еще была убежденность, что война закончится до Рождества. Но, благодаря упрямству и настойчивости Адриана, своё мнение Жоффр изменил и по его рекомендации военное министерство заказало партию из 700 000 таких шлемов.
Предназначался он для ношения под головным убором, был очень неудобным в использовании, и чаще всего носили его или же поверх кепи или же просто на голове.
В армии этот шлем получил шутливое прозвище “суповая миска”, как за форму, так и скорее всего за то, что, чаще всего, использовали его не по прямому назначению, а как кухонную принадлежность. И всё же, даже такая примитивная защита, позволила снизить процент ранений головы чуть-ли не вдвое. На основе полученного опыта Жоффр приказал разработать для армии улучшенный и более практичный вариант шлема.
АДРИАНКА
Результатом упорной работы Луи Адриана стала принятая на вооружение Франции в апреле 1915-го года каска, получившая название “шлем Адриана”. Это была первая в мире современная армейская каска. Состояла она всего из 4-х частей: сферического шлема, переднего и заднего козырьков, и гребня, который прикрывал вентиляционное отверстие и обеспечивал дополнительную защиту от осколков, падающих сверху. Шлем, весивший около 700 грамм, был достаточно прост в производстве и, пусть и не без некоторых трудностей, был незамедлительно запущен в массовое производство.
Оснащение французских войск новым шлемом проходило в максимально быстром темпе.
Уже к концу 1915 года было произведено и передано в войска более 3-х миллионов касок. Каска Адриана не выдерживала прямого попадания пули, но вопреки бытующему иногда мнению, она и не создавалась для этого. Её основным предназначением была защита головы от падающих осколков и шрапнели, и с этим она хорошо справлялась. Внедрение шлема, в итоге, снизило общий процент ранений головы более, чем в 3 раза по сравнению с начальным периодом войны. Что было просто невероятным результатом.
Оценив преимущества шлема Адриана, примеру французов последовали и другие армии мира, кто-то начал закупку шлемов во Франции, а другие начали собственные разработки и так, например, появились знаменитые и легкоузнаваемые сегодня: британская каска Броуди, и немецкий Штальхельм.
Первую Мировую часто называют и первой войной экономик, поэтому простота дизайна шлема Адриана, была не менее важной, чем её защитные качества. Стоимость производства одной каски, в итоге, оказалась даже меньшей, чем стоимость производства кепи. Только для нужд французской армии к концу войны было выпущено около 7 миллионов шлемов, а общий выпуск с учётом союзников составил около 20 миллионов.
Шлем Адриана был принят на вооружение и использовался как в ходе войны так и после неё в армиях Бельгии, США, Италии, Сербии, Польши, Румынии, Греции, Китая, Японии, Бразилии, Испании, Люксембурга, Мексики, Марокко, Перу, Югославии, а также России и в дальнейшем СССР.
Если говорить о России, то несмотря на рекомендации военных весной 1916-го года личным распоряжением Николая Второго на закупку шлемов для российской армии был наложен запрет. Российский император считал, что защита сделает русского солдата более боязливым. Пройдёт несколько месяцев прежде, чем императорское разрешение всё же будет получено, но в итоге первая партия придет в армию лишь весной 1917-го года. В результате чего всю войну российская армия, по сути, воевала без шлемов.
Французские каски, получившие в России название “Адрианка”, применялись затем в ходе гражданской войны, как белыми так и красными. А начиная с 24-го года и вплоть до 39-го, шлем “Адриана” был на вооружении Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Причём в некоторых подразделениях, пусть и в ограниченных количествах, шлем применялся вплоть до 1942-го года.
Во Франции же, шлем Адриана после некоторой модернизации использовался в армии как в межвоенный период, так и в ходе второй мировой войны, и даже некоторое время после её окончания. А французская полиция пользовалась шлемом Адриана вплоть до 70-х годов прошлого века.
МИЛЛИОНЫ ЖИЗНЕЙ
На момент окончания Первая Мировая Война стала самой жестокой и кровопролитной войной в истории человечества. 8,5 миллионов солдат погибли в боях, и более 21 миллиона получили ранения. Ужасные цифры, но ещё страшней представить, каким они могли бы быть, если бы не простое, на первый взгляд, изобретение генерала Луи Адриана, защитившее солдат. Последовав примеру Франции, армейская каска, в итоге, стала обязательным элементом экипировки солдат всех армий мира, и остается таковой и по сей день.
Если же говорить о Луи Адриане, то в учебниках истории вы никогда не найдёте его имя среди знаменитых генералов Первой Мировой, на его могиле нет изображений батальных сцен и пафосных цитат о войне, а лишь только каска, которой миллионы солдаты обязаны своей жизнью.