"Сдаётся мне, это была комедия..." Весёлые съёмки фильма "Человек с бульвара Капуцинов" (25 фото)
Хотя, в принципе, «кино о кино» — жанр неблагодарный, эта картина таит в себе удивительную привлекательность. Недаром самые знаменитые актёры соглашались сыграть в ней даже крохотные роли.
Сценарий комедии-вестерна драматурга Эдуарда Акопова почти шесть лет пролежал на полке, и Алла Сурикова всё никак не решалась за него взяться. Вестерны, а правильнее истерны, у нас снимались нечасто, в отличие от запада, где тамошний зритель обожал фильмы о беспорядочной стрельбе, ковбоях, драках и убийствах. К тому же, это была масштабная работа.
Снять такой непростой фильм, где удалось собрать сугубо мужскую компанию актёров и каскадёров, снова смогла только хрупкая женщина. Когда-то Татьяна Лиознова сумела снять масштабный сложный фильм о разведчике Штирлице-Исаеве, тоже собрав на площадке мужской ансамбль. Но это дело нелёгкое, и надо было с кого-то начинать.
И Алла Сурикова начала с Андрея Миронова, предложив ему главную роль. С Мироновым у режиссёра были прекрасные отношения, с ним легко работалось, когда она снимала его в комедии «Будьте моим мужем». Алла Сурикова загадала, что если Миронов откажется от роли мистера Фёста, то она снимать кино не будет.
Но Миронов неожиданно легко согласился, ему очень понравился сценарий, где Фёст берётся за просветительскую деятельность, словно новый Мессия, принесший спасение погибающему миру...
Миронов играл весело, вдохновенно, искренне, словно самого себя. Только в комедии его мистер Фёст неожиданно воскресает, когда его убивает Чёрный Джек, а в жизни, увы, он умер по-настоящему.
Для Андрея Миронова эта работа стала последней ролью в кино. Словно выполнил до конца свою миссию и ушёл, сказав на прощание своё «Билли, заряжай!»...
Но тогда жарким летом 1986 года в Тихой Бухте собралась замечательная компания. И было весело.
Роль Билли Кинга Сурикова поначалу предложила Алексею Жаркову, а Николая Караченцова видела в роли Чёрного Джека. Но Караченцову Джек не понравился, образ малоинтересен и предсказуем, считал он. Но Сурикова поначалу задумывала, что Билли Кинг будет этаким ковбоем-суперменом, одним ударом превращавший мебель в щепы, а противников — в трупы.
Тем не менее, она пригласила Караченцова попробоваться. На пробах он играл сцену с каскадёром Александром Иншаковым, и тот, не подозревая о силе, ловкости и пластичности Караченцова, решил пощадить его, играя в полсилы. Николай так ловко сбил каскадёра с ног, что Сурикова сразу же утвердила его на эту желанную роль.
Отставленный Алексей Жарков, для которого роли в комедии не нашлось, обиделся на Сурикову всерьёз, и много лет с ней не разговаривал.
В роли хозяина салуна и по совместительству бармена Гарри Мак-Кью режиссёр видела только Олега Табакова, да и сам он себя видел в этой роли. Табаков как никто умеет придавать своим образам неповторимый шарм. Вот и в комедии он придумал для своего Мак-Кью специальный ватные трубочки, которые вставлял в нос, отчего нос становился большим, а лицо делалось широким, добродушно «плюшевым» и одновременно коварным. Конечно, ему было непросто весь съёмочный день ходить с «растопыренным» носом, но чего не сделаешь для роли.
На съёмках Табаков с удовольствием поглощал реквизит — солёные орешки, которые клали на барную стойку. Однажды, вместо орешков, привезли бутафорские фрукты, и Табаков даже несколько расстроился и заскучал.
С тех пор, Алла Сурикова сама следила за тем, чтобы орешки всегда лежали стойке — настроение артиста дороже. И он платил за это вдохновенной игрой!
В силу его загруженности в театре, крупные планы снимали отдельно, а потом на монтаже вставляли в сцены. На съёмки Олег привлёк и своего сына Антона Табакова — в то время уже успешного ресторатора, который замечательно сыграл небольшую роль парня-билетёра по имени Бобби.
После отказа Каранченцова от роли Чёрного Джека, Сурикова хотела заполучить только Михаила Боярского. Но это было непросто. Актёр тогда снимался у другой женщины — Светланы Дружининой, которая не стремилась его отпускать со своих «Гардемаринов». «Боярский намертво занят!» - заявили ассистентам Аллы Суриковой. Пришлось ей пойти на хитрость и пригласить Михаила Боярского от имени его друга Андрея Миронова. Боярский и Миронов были заядлыми болельщиками и сдружились на почве любви к футболу.
Наша сборная играла на чемпионате в Мексике, и приятели вместе ездили поддерживать наших футболистов. Сурикова рассчитала всё точно — другу Боярский отказать бы не смог. Так Боярский и кочевал с площадки «Гардемаринов, вперёд!» на другую съёмочную площадку.
Роль Блэк Джека, одетого во всё чёрное — любимый цвет Боярского — в неизменной чёрной шляпе, была словно создана именно для него.
Первые пробы на роль Дианы Литтл Александра Яковлева провалила. Её конкурентками были Ольга Кабо и Ирина Розанова. Режиссёр специально искала определённый типаж — высокую блондинку, с белозубой улыбкой и соблазнительной фигурой, чтобы от открытого декольте мужчины теряли голову.
Но Яковлева не сдавалась, умоляла Сурикову дать ей ещё один шанс, что это её роль. В конце концов, режиссёр решила предоставить выбор Андрею Миронову, и он выбрал Яковлеву.
Актриса часами репетировала танец с профессиональными балеринами, училась вертеть кольт, скакать на лошади. Но всё портил неуживчивый сложный характер актрисы. И когда на съёмках вдруг начались скандалы, то Сурикова и здесь со свойственной ей дипломатической тактикой сумела всё разрешить.
И объявила капризной актрисе, что договорилась с руководством Госкино о её замене, благо отснято не так много. Конечно, никакой договорённости не было, но отношения сразу наладились почти до дружеских...
Вождя индейцев должен был играть Фрунзик Мкртчан, с которым Алла Сурикова работала в комедии «Суета сует» (1979), где он играл в паре с Галиной Польских. Галина Польских приглашение приняла, а Фрунзик был занят своим фильмом и от съёмок отказался. Так появился Спартак Мишулин.
Не смог приехать на съёмки и Армен Джигарханян, которого Алла пригласила на роль гробовщика-философа. Режиссёр давно мечтала снять в одном из фильмов Льва Дурова, и тут же предложила актёру вакантную роль.
На роль пастора Адамса Сурикова сразу же позвала Игоря Квашу. Игорь Кваша как никто умеет играть отрицательные персонажи на тонкой грани, где хочется одновременно ненавидеть его персонажа, смеяться и жалеть его.
Санта-Каролину декораторы выстроили в Тихой бухте под Феодосией. Внешне это смотрелось впечатляюще — настоящий город, а на самом деле — фасады, которые сзади подпирались балками. Реквизит собирали, что называется, с миру по нитке — лошадиные сёдла и сбруи позаимствовали у чешской киностудии «Баррандов-фильм», костюмы и шляпы сшили в костюмерной «Мосфильма», перья для индейцев привезли из Крыма, а лошадей искали в местных клубах и конно-спортивных школах.
Легким бальсовым деревом для мебели поделился клуб дельтапланеристов, а окна и бутылки отлили в Ленинграде из специальной смолы — «стекло» планировалось щедро бить, а смола красиво разлеталась и не могла никого поранить.
Чтобы снять настоящую комедию, нужен мешок юмора. И актёры, и каскадёры, обладали этим чувством в нужной кондиции. Лев Дуров ради хохмы лёг в гроб. Для своего гробовщика он эту сцену придумал сам, внеся свою лепту юмора. А Олег Анофриев, сыгравший тапёра, без риска для головы разбивал пианино, которое смастерили из легчайшего пробкового дерева.
Из него же делали часть мебели, чтобы крушить о спины актёров. Анофриева засовывали в пианино, где была натянута ткань, именно её без ущерба для здоровья пробивал головой актёр.
Николай Караченцов постоянно бил лысого ковбоя, но не больно. «Все говорят, что им жалко лысого, которого я там постоянно бью по лбу... Мне тоже его жалко! Но есть же некие приёмы, позволяющие сделать так, чтобы актёру не было больно.
Главная задача — обыграть это. Сколько было снято дублей этой сцены, я сейчас уже не помню... Огромное количество!», — вспоминал актёр о съёмках.
Драки ставила группа каскадёров под управлением Александра Иншакова. Одни и те же каскадёры играли роли ковбоев и индейцев.
В сцене, где группа женщин скандировала «Женщина тоже зритель! Хотим фильму!», неся на руках Миронова, тоже снимали каскадёры: они, переодетые в женские костюмы, несли его на руках, а женщины были только на переднем плане.
Первоначальное название комедии «Десять капель перед стрельбой» Сурикова решила поменять, ведь в те годы в стране вовсю шла борьба с зелёным змием, и к «каплям...» чиновники Госкино могли придраться.
И тогда режиссёру пришло на ум дать фильму название, связанное с первым публичным киносеансом, который состоялся в Париже на бульваре «Капуцинок».
«Капуцинок» решено было поменять в «капуцинов». Хотя капуцины ничего общего с синематографом не имеют — это монашеский орден, а также род крошечных обезьян.
Одна из афиш фильма отсылает зрителей к знаменитой картине «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти. А один из призов, доставшийся комедии «Человек с бульвара Капуцинов» формулировался так: «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».
Более 30 лет мы смотрим эту комедию. Иных уж нет, а те далече... Но фильм Аллы Суриковой заставляет нас плакать и смеяться. Фильм буквально разобрали на цитаты. И вместе с героями фильма мы верим, что волшебный мир синематографа способен изменить мир к лучшему, как мечтал мистер Фёст.
- "Вий" 1967 года, вошёл в сотню лучших фильмов ужаса по версии IndieWire
- 5 культовых советских фильмов, которые пострадали от ремейков
- Фотопробы на роль Лукашина из "Иронии судьбы"
- Решили посмеяться: о блокадном Ленинграде снимут черную комедию
- 26 скрытых деталей в романтических комедиях, которые мало кто заметил