«Пушистый хвост лисицы заметает следы» (47 фото + 20 видео)
Советский и российский рок-музыкант, автор-исполнитель, фронтмен группы Ночная Трость Константин Валентинович «Ступа» Ступин родился 9 июня 1972 года в Волгограде. А через год семья переехала на постоянное жительство в Орёл.
Отец — Валентин Иванович, военный лётчик, генерал-майор авиации, погиб, когда Косте было 10 лет. Дед, Иван Спиридонович (1904-1984) — полковник Советской Армии, участник «польского похода» и «северной компании» РККА в 1939 году, Великой Отечественной войны (весной 1945 года командовал 24-й миномётной бригадой 14-й артиллерийской дивизии прорыва 6-го артиллерийского корпуса 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, его бригада в числе первых переправилась через Одер в районе Кюстрина, за что полковник Ступин был удостоен звания Герой Советского Союза). Старший брат Кости — Олег — проживает в настоящее время с женой и 2-я детьми в Орле.
И.С. Ступин
Ступа, он же Костик — в 1990-х гг. известный всему Орлу рок-н-рольщик, мечтал стать танкистом… Но с самого детства был отъявленным хулиганом, однако, обладал раскатистым басом, из-за чего и попал в школьный ансамбль. Из ПТУ был отчислен за непосещаемость, в армии не служил.
А школьный ансамбль впоследствии перерос в группу Ночная Трость. Название придумал сам Ступа после просмотра какого-то фильма, в котором переводчик назвал этой фразой мужское достоинством.
Ростислав «Рост» Терехов, бас-гитарист и сооснователь НТ, был знаком с Костиком с 3-го класса. Они учились в параллельных классах в одной микроновской школе, где классе в 7-м и случилась их судьбоносная встреча в школьном туалете. Рост с другом Эдуардом «Кузей» Кузьминым, которые тогда уже играли в школьном ансамбле, курили, а Ступа, сидя на толчке, голосил песню «Островок».
Новообразованная группа начала свой творческий путь с кавера на Э.С.Т./E.S.T. Жана Сагадеева (подробнее – здесь: 10 лет без Жана), но почти сразу же переключилась на песни, которые стал сочинять Костя. Друзья любили Accept, Manowar и Motörhead, и хотели играть heavy metal, но на имевшихся у них инструментах получалось лишь что-то вроде утяжелённого панка.
Сведения о становлении группы обрывочны и противоречивы. Аудиозаписей тех времён почти не существует. Тем не менее, одну из их песен упомянули в одной из радиопередач легендарные шотландцы The Exploited и признали Ступу лучшим панком в России.
А жил в то время Ступин в 14-м подъезде «Китайки» — или «Китайской стены», как называли самую длинную панельку на Микроне — спальном районе Орла, построенном при когда-то крупнейшем в Европе, а нынче бездействующем сталепрокатном заводе (ООО «ОСПАЗ»).
У него всегда были открыты двери. Над кроватью висел флаг конфедерации, в шкафу хранились череп и пулемётные ленты, на полу в жестком кофре лежала красная бас-гитара, как у его кумира — Лемми Килмистера (Motörhead), стены были увешаны плакатами, фотками, а на двери — несколько слоёв рисунков и надписей.
«В 1990-х про него ходили легенды и слухи, что он бандит, что у него своя группировка, что они наркоманы и алкоголики, что к ним страшно подходить. Познакомиться с ними было запредельной мечтой, как с богами пообщаться. Они не были панками в стереотипном понимании — гребни, грязь, помойка. Они были ближе к модам 1970-х или американцам 1980-х уровня Dead Kennedys или Black Flag. Это были серьезные парни, употребляющие алкоголь, но с башкой. С ними было круто тусоваться», — вспоминает Нильс, нынешняя рок-звезда Орла, ближайший сосед Ступина по Микрону, ныне солист ска-панк-группы ЯйцЫ Фаберже, выступавшей несколько раз на «Нашествии». Нильс живёт в такой же панели, что и жил Ступа, и в начале 1990-х гг. он, молодой пацан, тусовался с ним, потом сам стал играть в группе Водозабор и помогать НТ организовывать концерты.
Первый триумф Ступы случился в 1990 году на Фестивале Надежд, организованном Московской рок-лабораторией — с этого же фестиваля начались карьеры известных и существующих до сих пор групп — Ногу Свело, Монгол Шуудан, НАИВ и Бахыт Компот. Победил тогда Макс Покровский с Ногой.
А НТ — тройка молодых провинциальных панков, наскоро записавших альбом в стенах родной школы — чудом прорвалась через 2 отборочных конкурса фестиваля, и, вклинившись единственной немосковской группой в афишу, — прогремела в ДК им. Горбунова песнями про «переросшего мальчика с антисоветской татуировкой», «пионеров, которых сожрали волки», «свободу, связанную по рукам и ногам», «роман с б***ю и приход от таблеток». И... увезла в Орёл Приз зрительских симпатий! Как и положено панкам, Трость играла плохо, но бодро и громко — и приз ей достался во многом благодаря Ступе.
«Я не понимаю, как можно жить, если не трахать, не пить и не петь», — голосил 18-летний Костик. Он был чертовски убедителен — свежий, гибкий, в фирменных шмотках, привезенных братом-дальнобойщиком, полный звериного обаяния. При всей своей хрупкой, даже нежной внешности вчерашнего подростка, у него, как у Егора Летова или Курта Кобейна, был мощный голос, добавлявший его словам какой-то нутряной правды. Отчаянные тексты, которые сочинял и пел Ступа, радикально отличались от всего того, что исполнялось тогда на Фестивале.
Казалось бы, жизнь — удалась, клепай хиты, будоражь тусовку. Но Ступину всё это было глубоко параллельно. "Жить быстро — умереть молодым" для кого-то — надпись на майке, а для кого-то смысл его короткой жизни, и Костя был из них, из этих, что ставит его в ряд с Джимом Моррисоном, Дмимми Хендриксом и Дженис Джоплин. Все эти Сиды Вишесы, Джонни Роттены, продуманно монетизирующие свой "как-бы протест" — и рядом со Ступой не стояли. Он был асоциален по жизни, в инстинктах, желаниях и действиях.
Рок-музыки такой деструктивной мощи в России ещё не было. Константин, который, по свидетельствам друзей, всегда переходил улицу только на красный — вымирающий представитель бунтарского рок-н-ролла, когда между сценическим имиджем и образом жизни нет уже никаких различий.
«Ступа встал на путь саморазрушения ещё в лет 16 , рассказывает Игорь С. по прозвищу Рудик, участник рок-н-ролльного движения Орла, один из старейших друзей Кости, — Ну, мы оба — художники. Костик любил всё, что даёт кайф — жёсткий рок-н-ролл, Motörhead, хорошую фирменную одежду, алкоголь, наркотики и девушек. Да он половину Микрона перетрахал!»
В 1990-х гг. Рудик тоже модно одевался, слушал Motörhead и Sex Pistols, играл в рок-группе Фрекен Бок и тусовал на «Пенте» — «Пентагоне», в миру — Площадь Ленина, сквер у Дома советов (ныне — администрации Орловской области и приёмной губернатора) — центре притяжения орловских неформалов, одним из королей которых был Костик.
Чуть ли не первая песня Ступы, сыгранная и записанная НТ, называлась «Смерть — свобода». И была она о том, что смерть — это праздник. Костик истошно прокричал, что его путь — это длинный спуск в ад, и всей своей биографией подтвердил, что это была вовсе не метафора.
После выступления на московской Надежде`90, Трость превратилась в ведущую рок-группу Орла. «Мы в Орле, практически, всю эту рок-движуху и затеяли, — вспоминает Рост, — появилась масса групп. В Орле стал устраивать сборные концерты и фестивали».
По примеру Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории, группы Орла хотели объединиться, и заявить о себе официально, нашли даже помещение для концертов и выбрали президента, но встретили противодействие со стороны местных властей. Затея с рок-клубом, которая могла бы изменить неустроенную жизнь многих местных музыкантов, где-то в 1991 году провалилась. В том же году впервые распалась и НТ — гитарист Кузя получил срок, Рост женился, а Ступа с головой ушёл в маргинальный образ жизни и начал свой «роман с героином».
Затем, в середине 1990-е гг. группа иногда ещё собиралась для выступлений на местных фестивалях, но Ступа к концертам даже и не готовится. А в 1995 году его ещё и арестовали.
В начале 1990-х гг., когда Костя ушёл из группы, посчитав, что челночный бизнес и супруга важнее музыки, он пристрастился к марихуане и тяжёлым наркотикам, а их остатки как-то забыл в хлебнице. Там-то их милиция и нашла. Это и был его первый срок.
В 1996 году Трость играет на фестивале «Рок-Орёл’96»», где получает приз зрительских симпатий — двухкассетник, который только что «откинувшийся» Ступа тут же сдаёт на рынке.
По воспоминаниям Нильса, Костик уже тогда выглядел не как рокер, а как уркаган — коротко стриженый, в футболке без рукавов с немецким имперским орлом, — поэтому по дороге на рынок орловского Лемми взяли менты, не поверившие, что перед ними «великий музыкант».
«Нас охотно звали выступать, — вспоминает Рост, — но у нас не было стимула. Мы жили каждый своей жизнью. У Ступы — своя, у меня — своя. Ну и плюс — наркотики, алкоголь. А песни время от времени для себя записывали. О славе и не думали. В нашем лексиконе и слова такого не было».
Второй срок Ступин отсидел за кражи из машин, всего же в тюрьме он провёл 9 лет. Сидел Константин неоднократно, но в перерывах всё же умудрялся заниматься музыкой и пытался возродить группу, активно принимал участие в местных фестах. Однако, музыка дохода не приносила, а работать он и не пытался, поэтому продолжал воровать (в последний раз освободился в 2013 году).
К концу 1990-х гг. и Ступа, и Рост прекратили всякую музыкальную деятельность. Ступа продолжал ходить по кругам ада — притоны, тюрьмы, загулы, отходняки. А Рост начал паломничать по христианским монастырям.
А спустя 17 лет после своей последней записи, НТ вдруг воскресла, когда Денис Греков разыскал Роста в мурманском монастыре, и школьные друзья начали записывать новые песни Ступы, вошедшие затем в альбомы «Эксперименты Роста», «Экспедиция» и «Всё уже было».
Росту больше всего нравится «Экспедиция» — это и в самом деле мощная запись о долгожданном прибытии в преисподнюю. Каждая песня на альбоме о том, что смерть — это не конец, не отдых после работы, не свобода, как полагал юный Костик Ступин, — после неё мертвеца ожидает долгая ледяная вечность. Каждая песня была пропета замогильным голосом человека, который много раз заглянул в эту бездну и уже чувствует подступающий к сердцу холод. «Экспедиция» — это ответ самому безумному black и death metal, аутентичный русский «смерть-метал» — бедный, суровый и жуткий, как задворки Микрона.
Этими песнями Ступа, несостоявшийся герой русского рок-н-ролла, как гвоздями заколотил крышку гроба, приоткрытую им четверть века назад в первых песнях НТ. И «Экспедиция» утянула её авторов на дно.
«До 2013 года я не торчал и не бухал лет 8, — объясняет Рост, — завязал в середине 2000-х гг., и в монастыре на Валааме жил. А как с музыкой снова связался — вспомнил всё — и понеслось. Мы начали спиваться и старчиваться».
Продюсерами Константина можно назвать Дениса Грекова и Павла Калинина. Как и Ступин, они выросли «на Микроне», с детских лет знали о безбашенном Ступе — звезде неблагополучного района. Местные подростки выдавали песни его группы за свои, и орали их во дворах под гитару — наравне с сочинениями Летова или Цоя. «Когда я послушал Ночную Трость на кассете, я обалдел от того, что это наша, орловская группа с Микрона, — вспоминает Калинин, — уровень, как у ГрОба или Nirvana, но разница в том, что Летов и Кобейн где-то там, за облаками, а Ступа с переломанным носом под окном на торчево собирает».
Греков дружит с Константином с 2000 года (познакомились они у ларька с фруктами, где Ступа апельсины воровал). Он считал Ступина пропащим талантом, но в редкие минуты трезвости — крайне умным, начитанным и интересным собеседником.
Примерно с 2013 года Денис и Павел начали заниматься продвижением Ступина в Интернете. Вели его официальный паблик во ВКонтакте и канал на YouTube, придумывали и монтировали музыкальные и абсурдные видеоролики, финансировали записи новых песен, пытались устраивать гастроли, поддерживали деньгами и едой никогда в жизни не работавшего Ступу, откупали его от полиции, когда он в очередной раз попадался на кражах. В «ступомобиле» — Renault Kangoo, в котором они записывали все дикие байки Ступы о его жизни — возили Костю по орловским больницам, когда у него обнаружилась в лёгком дырка, и в Задонский монастырь, когда и он решил окончательно отвернуться от Одина и обратиться к Христу.
В то же время, Павел и Денис рассказывают о том, как трудно они работали с музыкантом, и как захлебнулись все их продюсерские инициативы. Идея вернуть в музыку замолчавшую ещё в конце 1990 гг. звезду рок-н-ролла, принадлежала Грекову. Она появилась в 2011 году, когда обитавший на дне Ступа снова воскрес из мёртвых — после очередной отсидки он, как ни в чём ни бывало, объявился в одном из пивняков Микрона. Что произвело переполох в городе, где считали, что экс-звезда давно уже сгинул где-то в тюрьме.
«После выхода из зоны Ступа обычно себя хорошо вёл, — вспоминает Греков, — я ему и предложил заняться музыкой. При моей финансовой и моральной поддержке записали несколько треков. Тут же появилось много людей с предложениями — давай рок-н-ролл мутить, возрождать Трость. С ней мы промаялись с год. Ничего не вышло, потому что люди, которые окружали Ступу — наркоманы и маргиналы. Кроме наркотиков и бухла, репетиции ничем не заканчивались. Поэтому мы в конце 2013 года решили с Пашей все начать с нуля. Сделали канал на YouTube, сделали новый паблик, и стали позиционировать Ступу, как отдельного персонажа — артиста, поэта, певца и рок-н-ролльщика. Хитростью заставили его играть на акустической гитаре. Ступа поначалу сопротивлялся — он же всю жизнь на басу играл. Но у него стало получаться, песни людям понравились, и количество поклонников стало расти».
После последней отсидки, в 2013 году, музыкант, так и не сумев возродить коллектив, решил заняться сольным творчеством. Написал новые песни, которые исполнял благодарной публике. Не чурался и исполнения своих старых хитов. В этих песнях Ступы поселилась какая-то безграничная трагедия, но при этом его лирический герой равнодушно созерцал окружающий его мир.
Ну а дальше начались постоянные болезни, запои и очень редкие выступления.
Калинин дополняет: «У нас был график — когда Ступа был в запое и полном угаре, мы ждали 2 недели. Мы знали, что через 2 недели организм не выдержит, и он осядет дома. Выждав пару дней, заходили к нему домой — и брали его трезвым на запись. А через 3 дня он снова уходил в запой…»
Собственно, вся информация, мелькавшая о Ступе в конце 1990-х и на протяжении 2000-х гг., была написана пунктиром: «сел в тюрьму – видели пьяным – умер – украл телефон – сел в тюрьму – замечен в маршрутке с расширенными зрачками – откинулся – умер – сел в тюрьму».
Последние лет 15 Ступин и выглядел так, что встретив его случайно на улице, вы бы захотели на всякий случай перейти на другую сторону.
«Ступа понимал, что скоро умрёт, — говорит Греков, — что при таком образе жизни долго не протянет. Ему нужен был последний выплеск. Я его в этом поддержал. Ну и нормально всё получалось: Ступа писал новые песни, вместе с Ростиком, басистом Трости, они записали 3 альбома в электричестве. Когда Ступа трезвый, он работоспособный. Наша задача, как продюсеров, сводилась к тому, чтобы оградить его от алкоголя, наркотиков и его старых корешей, которые ревновали Ступу, и специально накачивали его накануне гастролей. Но с этой задачей мы не справились».
«Ступа — это жесть, а не человек, — это панк во всех своих проявлениях. Участники Sex Pistols с ним рядом не стояли» (П. Калинин).
Всего музыкант написал более 200 песен, среди которых широко известные в узких кругах: «Когда я умер», «Лёд и ветер», «Ирина и Марина», «Пушистый хвост лисицы».
В 2015-2016 гг. Ступа записал так же несколько совместных синглов с вокалистом орловской группы Plas+ika (ех-Магистраль, Битлджус, Раствор 646), автором проекта BANEV! Алексеем Ракитиным.
В конце лета 2016 года Константина пригласили в качестве специального гостя на концерт группы из подмосковного Красногорска Гранитный Цех, где он исполнил несколько своих композиций в акустике, а во 2-ой части ещё и спел несколько вещей вместе с фронтменом Цеха — Юрием Карпиковым. И, примерно в то же время, пользуясь случаем, Юра и Костя записали на студии совместный материал.
Так же Ступа внезапно стал и звездой интернета. Видеоролик, в котором он, сидя на некрасивом холме, исполняет собственную песню «Пушистый хвост лисицы», стал хитом во ВКонтакте под названием: «Бомж отжигает на гитаре». У этого видео на разных сайтах набралось в общей сложности более 1 млн. просмотров.
При этом сам Ступа повёл себя, как всегда. Достойно. Народ хочет жрать клоунаду, а не песни? Пожалуйста! И посыпались ролики с его откровениями, записанными в «ступомобиле» или на «Ступодроме» — холме над бывшим бомбоубежищем на территории завода УВМ, где снимались и «Пушистый хвост лисицы», и ещё несколько десятков роликов с участием Ступы и его друзей по Микрону, — тысячи просмотров, лайки и перепосты.
Последний концерт Ступы состоялся в Москве 12 марта 2017 года. А в ночь с 16 на 17 апреля, у себя дома в Орле, Константин Ступин умер во сне. Близкие музыканта говорят о том, что у него было сразу несколько неизлечимых болезней – следствие пребываний в местах, не столь отдалённых, – поэтому, смерть была делом предрешённым. Есть данные, что он страдал открытой формой туберкулёза, лежал в больнице, но сбежал.
Похоронен Константин Валентинович Ступин на Лепёшкинском кладбище Орла.
Российский музыкант и шоумен Станислав «Стас» Барецкий (ех-Ленинград) заявил: «Ступин был истинным рокером. Он просто любил то, что делал. И жизнь любил. Мог бы, конечно, больше раскрутиться. Но для него рок был истинной страстью».
«Иссушённый, усталый мужчина без нескольких зубов чрезвычайно убедительно, мощно исполняет песни под акустическую гитару. У каждой записи — сотни тысяч просмотров, и комментарии в духе: «талантище», «это настоящий рок», «Ступа — последний панк России». (Алексей Ширинкин).
«Он много сделал для искусства: и в кино, и как рок-музыкант… Его считают родоначальником таёжного рока; и люди, которых ничем невозможно удивить, — были удивлены его талантом». (Аркадий Давидович, писатель).
«Свет не падал с небес для меня
и только древности тень как холод, как страх…
Где-то там далеко умирает луна
и мечты как пыль рассыпались в прах…
В глубине веков где остыл огонь…
И только лёд на вершинах гор…
Лёд и ветер…»
Константин Ступин
Через несколько месяцев после смерти Константина разработчики компьютерной игры Ash of Gods создали в память о нём персонажа по имени Руор.
Ступин навсегда остался настоящим андеграундным музыкантом, играющим в европейском стиле классического рок-н-ролла, панка и heavy metal.
Некоторые его песни неплохо звучат и сегодня. ЯйцЫ Фаберже перепели несколько песен Трости: «Тварь», «Холодный воздух», «Где же кайф, где же драйв?» и «Мой враг» (в оригинале — «Мой друг»).
Ступа — кривое зеркало нашего общества, бездна, разгуливавшая в драных джинсах и потягивавшая папироску между глотками пива.
Есть дверь, которую многие не решаются открыть. Ступа же не только открыл эту дверь, он не из тех, кто подглядывал в щёлочку — он распахивал двери широко и входил...
Дискография К. Ступина:
Альбомы и синглы:
1990: Ночная Трость — «Гремит моя музыка», «Новый порядок» «Новый порядок-2», «Фестиваль Надежд»;
1996: НТ — «Машины»;
2013: НТ — «Лёд и ветер» (single), «Ночная Трость» (single), «Ступа & Рост», «Эксперименты Роста», «1988-2013», «Фантастика», «Live», «Акустика»;
2014: НТ — «Экспедиция», «Всё уже было»; Ступа & Белый — «Кайф» (single); К. Ступин — «Ирина и Марина» (single), «Клуб „Пуля Серебра“», «Акустика Live»;
2015: К. Ступин — «Наша жизнь» (single), «Корсары» (single), «Подводник» (single), «Какая разница?», «Мой друг» (single).
2016: К. Ступин — «Героин» (single); К. Ступин & А. Ракитин — «Сны комиссара» (single); «Осень» (single), «Wild Thing» (сover single); «Stupa 2.0»; «Всё как есть»; К. Ступин UND Гранитный Цех — «Лепрозорий» (Крематорий сover single), «Breaking the Law» (сover single), «И я решил» (single).
2017 (релиз): К. Ступин UND Гранитный Цех — «Кайф» (single), «Электричество».
2018 (релиз): К. Ступин — «Ремесло».
2019 (релиз): К. Ступин & А. Ракитин — «Год чумы»; К. Ступин — «Punk’s Not Dead».
Посмертный альбом. 23 марта 2017 года в сети был опубликован посмертный альбом, под названием «STUPA 2.0», который попал в музыкальную библиотеку Apple. Над пластинкой Ступин работал вместе с Ракитиным, подготовка релиза заняла 1,5 года.
«Альбом, которым мы хотели показать, что песни Константина — это актуально, это творчество вне времени, вне рамок; показать, что Ступа — не просто панк и отвязный рок-н-ролльщик, но, — в первую очередь — очень и очень талантливый автор. И в то же время мы хотели очень аккуратно и бережно отнестись к песням, чтобы сохранить их дух, мощь и харизму Константина, как исполнителя. Как нам кажется, это удалось. Эта пластинка — ни в коем случае не эпитафия, не прощальный аккорд. Творец жив, пока живёт то, что он создал, в душах других людей, пока резонируют песни и стихи в такт с сердцами слушателей» (А. Ракитин).
Фильмография:
4 и 5 июля 2015 года в художественной галерее современного искусства «Х.Л.А.М.» (Воронеж) состоялся премьерный показ фильма «Гомункул» (реж. Р. Дмитриев и К. Савельев, художник Валентина Золотых), в котором Ступа сыграл одну из главных ролей. Константин прославился благодаря тизеру этого фильма, — в котором он, в беседе с воронежским писателем Аркадием Давидовичем (Адольф Филиппович Фрейдберг, автор более 60 000 афоризмов), произносит ставшую мемом фразу: «Ты втираешь мне какую-то дичь!» (более 7 млн. просмотров на конец 2019 г.);
«Ступа» (д/ф, реж.: Кирилл Ненашев, 2019).
P.S. Заранее прошу извинить за где-то местами может быть излишний пафос, т.к. пост на 80% основан на воспоминаниях и высказываниях друзей, знакомых и соратников Константина.
Источники:
https://amdm.ru/akkordi/konstantin_stupin/wiki/
https://zen.yandex.ru/media/id/5d1e385cf221ef00adfa78bf/konstantin-stupin
https://www.yaplakal.com/forum2/topic1728648.html
https://www.last.fm/ru/music/Гранитный+Цех/+wiki
https://www.kinopoisk.ru/film/1329922/
https://soullaway.livejournal.com/171848.html
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/eptoclub/1763726.html
https://takiedela.ru/2015/05/alkoroker/