Как снимали «Спартак» 1960 года: классического пеплума Стэнли Кубрика и актера Кирка Дугласа (17 фото + 1 видео)
О фильме
Изначально популярный актер и влиятельный продюсер Кирк Дуглас намеревался попасть на главную роль другого пеплума - «Бен-Гур», однако после многочисленных личных собеседований и телефонных разговоров Уильям Уайлер предложил Кирку лишь вторую по важности мужскую роль – Мессалы.
Знаменитый артист отказался и начал работать над собственным проектом эпического жанра. На собственные средства он купил права на экранизацию романа «Spartacus» писателя Говарда Фаста и провел успешные переговоры с коллегами-продюсерами из студии United Artist, которая уже успела анонсировать кинопроект под рабочим названием «Гладиаторы».
Далее актер-продюсер не побоялся взять на работу опального сценариста Далтона Трамбо и нашел режиссера для киноленты – Энтони Манн, который, правда, отработал всего неделю, после чего режиссерское кресло занял Стэнли Кубрик.
Тридцатилетний гений и маниакальный перфекционист изначально рассматривался Дагласом как основная кандидатура на место режиссера «Спартака», ведь тремя годами ранее они сверхудачно поработали вместе и сняли один из лучших антивоенных фильмов за всю историю кинематографа. «Тропы славы» были абсолютным успехом, который оба голливудских селебрити-персонажа стремились повторить историческим кинофильмом о знаменитом восстании рабов. Правда, на этот раз дуэту предстояло реализовать сложнейший замысел и оперировать куда более серьёзным бюджетом.
Сюжет и трейлер
Древний Рим. 70-е годы до нашей эры. Владелец школы гладиаторов Батиат покупает фракийского раба Спартака в качестве нового бойца своего гладиаторского дома. Хозяин видит серьезный потенциал во фракийце, который с первого дня демонстрирует особое рвение на тренировках и бойцовскую смекалку в спаррингах.
Также гладиатор проникся симпатией к рабыне Варинии, которая в лучшем свободном мире могла бы стать любимой женщиной и надежным партнером. Тем временем дом Батиата посещают римские патриции Лициний Красс и Марк Глабр, которые обещают хозяину роскошную награду за проведение смертельного турнира между четырьмя лучшими гладиаторами.
Выбор падает на великих воинов Драбба, Галино, Крикса и Спартака – роковая ошибка надменных римлян, которые, заставив рабов драться насмерть, подтолкнули их к восстанию…
Интересные факты
1.Рядом с рекордсменом «Бен Гуром» «Спартаковская» коллекция наград выглядит скромнее, но также достаточно увесисто: Золотой Глобус за лучший фильм-драму и четыре Оскара за работу художника-постановщика, оператора, мужскую роль второго плана и дизайн костюмов.
2.В финансовом плане картина оказалась провальной, балансируя на грани окупаемости. Случился очередной провальный прокат пеплум-фильма, что подорвало у студийных боссов веру в жанр и ознаменовало закат эпохи масштабных проектов с многомиллионными бюджетами и сотнями статистов.
3.Другим значительным событием не только американского кинематографа, но социально-общественной жизни в целом стало окончание политики маккартизма или «охоты на ведьм», как называли её в прессе. Больше десяти лет артисты, сценаристы и режиссеры, симпатизировавшие социализму, коммунизму и СССР, пребывали в голливудской опале и «черном списке». Кирк Дуглас не только пригласил «левого» сценариста Трамбо – он взялся за экранизацию книги писателя, известного своими яростными прокоммунистическими взглядами.
4.В Америке на исторический кинофильм смотрели по-разному, а вот в Советском Союзе по вполне очевидным причинам «Spartacus» сразу же завоевал гигантскую популярность и оказался одним из лидеров проката.
5.Однако маккартизм продолжал жить в человеческих головах и премьера картины сопровождалась акциями протеста, которым нанес сокрушительный удар новоизбранный президент США Джон Кеннеди, пришедший на сеанс в кинотеатр Warner Theatre в Вашингтоне.
6.В 2020-м проект Кубрика-Дугласа отмечает 60-летний юбилей, а тридцать лет назад студия Universal решила отреставрировать картину, успевшую превратиться в предмет культа. Для работы киностудия наняла известного монтажера Роберта Харриса, потратившего на реставрацию больше миллиона долларов. Полученная 162-минутная версия ныне является классической.
Фото со съемок
Кубрик очень не любил фильм «Спартак», ведь в первый и последний раз оказался в шкуре студийного автора, по рукам и ногам скованного контрактными обязательствами и продюсерскими требованиями. Кирк и Стэнли постоянно спорили и ругались, британские актеры конфликтовали с американскими, звезды замучили своими истериками обслуживающий персонал.
Работа над кинолентой согласно остроумной шутке Дагласа заняла больше времени, чем само восстание. Но теперь, накануне шестидесятилетнего юбилея, мы можем уверенно констатировать, что дуэт Кубрик-Дуглас вместе с суперзвездами Лоренсом Оливье, Питером Устиновым, Чарльзом Лоутоном, Тони Кертисом, Джин Симмонс породили на свет замечательное кино с потрясающими фотографиями за кадром съёмок.