Бельгийские бронепоезда в Первой мировой войне (11 фото)
По его приказу в начале сентября 1914 года, для укрепления бельгийской обороны, из запасов британского королевского военно-морского флота передают шесть орудий калибра 4,7 дюйма (около 120 мм) и два калибра 6 дюймов (150 мм).
Поскольку все орудия были на тумбовых установках, то оптимальным представлялся вариант — установить их на железнодорожные платформы и получить таким образом высокоманевренные артиллерийские батареи. Что бельгийские инженеры и сделали.
Причем, в отличие от орудий мортирного бронепоезда, дальнобойность этих пушек составляла 10 000 м. Пушки были доставлены 9-го сентября, а уже 14-го первый бепо покинул сборочный цех. Все работы по созданию бронепоездов проводились в железнодорожном депо города Хабокен. Нужно отдать должное и проектировщикам, и рабочим, которые в такой короткий срок смогли изготовить такие совершенные бронепоезда.
Как и у легких бепо, вагоны тяжелых устанавливались на удлиненные 4-х-осные железнодорожные площадки грузоподъемностью 35 тонн. В центре каждой такой площадки устанавливалось одно 4,7-дюймовое орудие, защищенное бронещитом, открытым только со стороны казенной части.
Бронепоезда имели следующую конфигурацию. Впереди шел вагон с 4,7-дюймовкой, за ним бронепаровоз «тип 32», за паровозом опять вагон с 4,7-дюймовкой, далее опять паровоз «тип 32», и замыкал состав опять вагон с 4,7-дюймовкой.
Тем самым получалось в составе 3 броневагона с вооружением 4,7-дюймовое орудие, защищенное бронещитом. И два бронепаровоза "Тип 32" Поскольку орудия принадлежали флоту Ее Величества, то и прислуга у них состояла из британских матросов. В команду бронепоезда входили: лейтенант, 3 сержанта, 15 британских матросов (артиллеристы), 70 солдат из крепостной линии Антверпен, второго эшелона, ну и 6 машинистов.
6-дюймовки поставили две на одну платформу. Сами вагоны обшивались корабельной броней, и с каждой стороны, за исключением двухорудийного вагона, имели 10 бойниц для ружейной стрельбы.
Все бронеплощадки были открыты сверху, и на случай непогоды над ними натягивался брезент. Поскольку морские орудия имели довольно-таки немалые габариты, то с каждого борта на месте поворота орудийной установки имелись открывающиеся створки, для удобства работы расчета со стороны казенной части пушки.
Бепо, вооруженный орудиями калибра 6 дюймов, имел один вагон и один бронированный локомотив «тип 32». Количественный состав бепо, вооруженного 6-дюймовыми орудиями, неизвестен.
Напряженная ситуация на фронте вынудила командование срочно вводить тяжелые бронепоезда в бой. Из-за этой спешки второй бепо, вооруженный 4,7-дюймовками, отбыл на фронт с двумя вагонами, не обшитыми броней и без орудийных щитов. Но вскоре и эти вагоны забронируют.
Первое боевое столкновение с противником произошло 23-го сентября. В этот день, по решению командования испытать новый бепо огнем, состав вышел в 11 часов утра из Антверпена и отправился на бомбардировку немецких артиллерийских складов под местечком Ливермор.
Стрелять пришлось наугад, так как местность накрыл густой туман. Но это природное явление не стало помехой, и буквально через пару минут после открытия огня со стороны противника прогремел мощный взрыв. Выпустив еще несколько снарядов в сторону немцев, бепо отошел во избежание возможности попасть под контрбатарейный огонь.
С 24 по 27-е бронепоезд обстреливает позиции противника в районе городка Мехелен, в этом ему помогают французские аэропланы и аэростаты наблюдения, корректируя ведение огня. 27-го бронепоезд, подойдя слишком близко к линии фронта, попал под пулеметный огонь немцев.
С 28-го по 30-е сентября все три бепо оказывают поддержку защитникам форта Сант-Каталин. Приближаясь на максимально близкую дистанцию к цепям вражеской пехоты, бронепоезда вначале остановили, а затем отбросили назад наступающих немцев. Как вспоминали впоследствии английские комендоры: «По броне вагона стучали пули и осколки, как будто шел ливень, а не бой».
Весь октябрь бронепоезда продолжают вести бои в районе Антверпена. В этот период бепо осуществляют доставку боеприпасов, поддерживают контратакующую пехоту, ведут контрбатарейный огонь по врагу. В эти нелегкие дни в англо-бельгийских командах бронепоездов появляются первые убитые и раненые.
9-го ноября всем трем тяжелым бронепоездам присваивают собственные имена. Теперь в бой вступают «Его Величества бронированный поезд «Черчилль» — Н.М.А.Т. «Churchil», «Его Величества бронированный поезд «Дегюс» — Н.М.А.Т. «Deguisе» и «Его Величества бронированный поезд «Джеллико» — Н.М.А.Т. «Jellicoе» соответственно.
Примечательно то, что на бескозырках британских морских артиллеристов появляется надпись с названием бронепоезда, по типу названия корабля, на котором служит матрос. Но это нововведение просуществует недолго, и уже скоро бескозырки английских матросов заменят бельгийскими армейскими пилотками.
С 7-го по 10-е ноября «Дегюс» ремонтируется в Болонье, а 11-го бепо отправляется в Оосткерке, где на железнодорожной станции попадает под артиллерийский обстрел. Гаубичные снаряды, рвущиеся в 14-ти метрах от поезда, вынуждают его командира принять решение отступить. А расхлебывать всю эту кашу остаются бельгийские фузилеры.
12-го, под прикрытием тумана, бронепоезд атаковал немцев, засевших в деревушке Владсло. Момент внезапности сыграл на пользу бельгийцам — и вражеская пехота в панике бросила свои позиции и отступила.
13-го ноября «Дегюс», в 23 км от Кааскерке, попадает под обстрел немецкой полевой артиллерии. Точный огонь вражеских артиллеристов выводит из строя оба локомотива бепо, в бою погибли все машинисты поезда. «Дегюс» удается отвести из-под огня только ночью, и он два месяца не принимает участие в боях.
17-го ноября гаубичный снаряд попадает и в «Джеллико». Воевать бронепоездам становится сложнее, в буквальном смысле слова, с каждым днем. Плотность вражеской артиллерии растет, и вместе с этим растет количество повреждений железнодорожного полотна, что сразу же сказывается на маневренности бепо, превращая их в легкие мишени.
С 18-го по 20-е ноября бепо «Джеллико» сражается под Ипром, в этих боях он снова получает серьезные повреждения, выведена из строя одна из двух его 6-дюймовок.
В декабре под Ипром отметился и «Черчилль», не очень результативно для себя (точной стрельбе постоянно мешал густой туман и задымленность).
Почти весь следующий 1915-й год все три бронепоезда проведут на передовой. Но вместо ведения эффективной борьбы с врагом они чаще будут «залечивать раны» в железнодорожных мастерских.
Это и подвигнет командование бельгийской армии принять решение о расформировании бронепоездов. Орудия сдадут на склад, британцы вернутся на флот, а бельгийцев отправят на фронт.
Здесь в «деле» об истории бельгийских поездов жирную точку поставила германская артиллерия, сделавшая просто невозможным применение стальных исполинов на передовой.