Взрыв на «Энтерпрайзе» (11 фото)
The First, the Finest («Первый и лучший») — один из девизов авианосца. Единой загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль. Общий боезапас вооружений 2520 т.
Но в 1969 году на этом корабле случилось происшествие, которое чуть ли не стало последним в истории существования этого авианосца
Эмблема авианосца
Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise, CVN-65), первоначально классифицировавшийся ВМС США как ударный авианосец (CVAN-65), вошел в боевой состав американских военно-морских сил более полувека назад — 25 ноября 1961 года и стал первым в мире надводным боевым кораблем с атомной главной энергетической установкой. Атомные подводные лодки появились, конечно же, несколько ранее. Первым гражданским судном с атомной энергоустановкой (АЭУ) стал советский атомный ледокол «Ленин», находящийся сегодня в Мурманске в качестве музея отечественного ледокольного флота.
В первое свое, скажем так, настоящее плавание атомный «Энтерпрайз», унаследовавший свое имя от легендарного авианосца времен Второй мировой войны — знаменитого «Скачущего призрака», вышел 12 января 1962 года. Это было так называемое гарантийное плавание. В ВМС США употребляется термин «shakedown cruise», в рамках которого корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового типа — атомоходов. Кроме того, в данном плавании были отработаны и задачи по эксплуатации с палубы авианосца новых истребителей — F-4 H «Фантом II» (затем переобозначены как F-4 B), которыми была вооружена 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102) авиации ВМС США. Причем во время данного плавания «Энтерпрайз» совершил заход в военно-морскую базу Гуантанамо, расположенную на Кубе. Демонстрация военно-морской мощи своим потенциальным противникам является неотъемлемым элементом внешней политики Вашингтона.
В октябре-ноябре 1965 года авианосец «Энтерпрайз» был переведен на Тихоокеанский флот и включен в состав 7-го оперативного флота ВМС США. После чего совершил переход к берегам Вьетнама и уже 2 декабря 1965 года получил боевое крещение. В тот день самолеты из состава корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» совершили 125 боевых вылетов и нанесли огневые удары по отрядам повстанческого движения «Вьетконг» и подразделениям северовьетнамской армии в районе Бьенхоа, сбросив на них 167 тонн боеприпасов. На следующий день авиация совершила уже 165 самолетовылетов, а всего в течение первой боевой службы у побережья Вьетнама корабельное авиакрыло «Энтерпрайза» выполнило 13020 самолетовылетов, в ходе которых американские летчики сбросили на противника около 9000 тонн различных боеприпасов. 21 июня 1966 года атомоход вернулся домой — к новому месту базирования, военно-морской базе Аламеда, штат Калифорния. А затем встал в док для проведения краткосрочного ремонта, в ходе которого на авианосце установили дополнительное оборонительное вооружение — две пусковые установки типа Мк 25 корабельного зенитного ракетного комплекса «Си Спарроу».
В январе 1969-го атомный авианосец отправился на очередную боевую службу к берегам Вьетнама. На маршруте следования в районе Гавайских островов предстояло пройти ежегодную проверку боевой/эксплуатационной готовности. В ВМС США она именуется «Operational Readiness Inspection» и является фактически последним рубежом, который необходимо преодолеть боевому кораблю перед тем, как он приступит к решению задач боевой службы. Однако на этот раз последний рубеж едва действительно не стал самым последним в истории атомохода.
14 января в районе Гавайских островов, примерно в 70 милях от Гонолулу, произошла катастрофа…
В 8:15 по местному времени, когда первая волна самолётов ушла в небо и готовилась вторая. Во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков F-4J «Фантом II» к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом 127-мм неуправляемого реактивного снаряда Mk 32 «Зуни» (Zuni). Согласно мнению членов комиссии, проводившей расследование данного инцидента, взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолёта, находившегося на полётной палубе авианосца и также готовившегося к вылету.
Взрыв на «Энтерпрайзе» 14 января 1969 года
В результате взрыва ракеты в кормовой части авианосца возник сильный пожар, который, в свою очередь, стал причиной серии взрывов авиационных бомб и неуправляемых авиационных ракет. По собранным комиссией данным и свидетельствам очевидцев, в течение всего лишь 20 минут на полётной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг). Если говорить подробнее, то согласно восстановленным в ходе расследования событиям того дня, первым взорвался боезапас на находившемся в районе кормовой части правого борта авианосца F-4J «Фантом II» (бортовой № 103), вследствие чего в том районе возник крупный очаг возгорания.
Однако через некоторое время, а именно в 8:26 в том же районе полётной палубы произошёл ещё один мощный взрыв — его причиной стала одновременная детонация боеприпасов, подвешенных на нескольких штурмовиках А-7 B «Корсар II» и включавших 500-фунтовые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты «Зуни» и более 400 снарядов калибра 20 мм для авиационных пушек самолётов.
Так «корсары» стояли на палубе «Энтерпрайза» до пожара
После этого командир корабля развернул «Энтерпрайз» против ветра, чтобы дым от пожара не застилал надстройку и не ограничивал обзор с ходового мостика корабля. Аварийные команды авианосца приступили к тушению очагов возгорания. Однако огонь добрался до семи стоявших неподалеку самолетов F-4J «Фантом II», каждый из которых был вооружен управляемыми ракетами «Спарроу» класса «воздух — воздух».
Аварийные команды ведут борьбу за живучесть «Энтерпрайза»
На 4 самолётах к тому же находились ещё и по шесть авиабомб калибра 500 фунтов и по восемь 127-мм неуправляемых авиационных ракет «Зуни». Последовали новые взрывы, площадь возгорания стремительно расширилась. В итоге аварийным командам, несмотря на всю их самоотверженную работу, не удалось локализовать пожар на правом борту, и пламя перекинулось с «Фантома» с бортовым № 112 на «Фантом» с бортовым № 310, стоявший на полётной палубе по левому борту.
По воспоминаниям очевидцев, занятый в борьбе за живучесть корабля л/с экипажа едва успел развернуть дополнительные средства для борьбы с огнём в районе левого борта полётной палубы, как там прогремел новый мощный взрыв. На этот раз сдетонировал боезапас находившихся там двух истребителей-бомбардировщиков «Фантом» с бортовыми №№ 105 и 106, а также топливные баки находившегося рядом самолёта радиоэлектронной борьбы А-3 «Скайуорриор».
В результате детонации боезапаса в бронированной полётной палубе образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода, а в правом борту «Энтерпрайза» зияла дыра диаметром 4,5 метра.
Взрыв был такой силы, что от «фантомов» не осталось даже двигателей — лишь небольшой фрагмент носовой части фюзеляжа остался лежать на полётной палубе. В огромном шаре пламени возникшего пожара погибли практически все военнослужащие, находившиеся на момент упомянутого взрыва в составе расчётов аварийных команд левого борта, а значительное количество моряков получили тяжелые ранения. Через некоторое время пламя перекинулось на ангар, где оно продолжало бушевать более 3 часов.
На атомном «Энтерпрайзе» творился настоящий ад
В это время на помощь атомному монстру спешили. Подошедшие эскадренный миноносец «Роджерс», типа «Гиринг», и эскадренный миноносец УРО «Бенджамин Стоддерт», типа «Чарльз Ф. Адамс», обрушили на горящий корабль тонны воды. Совместными усилиями пожар был потушен, однако авианосцу был нанесен значительный ущерб. Команда проявила самоотверженность, мужество и героизм, продолжая борьбу с огнём даже несмотря на то, что каждый из следовавших один за другим взрывов приносил всё новые жертвы, буквально выкашивая ряды моряков. Один из очевидцев назвал позднее это «настоящей мясорубкой».
У борта – эсминец «Роджерс» (DD-876), вдалеке виден идущий на помощь эсминец УРО «Бенджамин Стоддерт» (DDG-22), а на переднем плане – горящие штурмовик А-7В «Корсар II» (слева) и истребитель-бомбардировщик F-4J «Фантом II» (справа)
В рамках последующего расследования коммандер Харольд Маунт, проходивший службу в штабе командующего авиацией Тихоокеанского флота ВМС США, оценивая действия личного состава «Энтерпрайз», подчеркнул: «На мой взгляд, личный состав палубной команды проявил беспримерный героизм. Они раскатывали пожарные рукава и боролись с огнём, а когда очередной взрыв сметал половину аварийной партии, на смену павшим приходили их товарищи — они брали пожарные рукава и смело шли в огонь… Я считаю, что именно личный состав палубной команды своими действиями обеспечил локализацию и сумел снизить ущерб».
В свою очередь, капитан Роберт Хулхерст, руководитель учебной группы Тихоокеанского флота ВМС США и очевидец трагедии, заявил: «Тушить пожар в таких условиях было делом практически невозможным. Постоянно взрывались бомбы и другие боеприпасы, нанося потери в личном составе. Я не знаю, сколько человек были убиты или ранены в результате детонации боезапаса, но после того, как пожар был потушен, я обнаружил, что обращенная в корму часть надстройки-остова корабля буквально изрешечена осколками и шрапнелью».
Так выглядел авианосец после тушения пожара
В результате детонации авиационного боезапаса в бронированной полетной палубе авианосца, которая «рассчитана на то, чтобы выдержать попадание 500-фунтовой авиабомбы», образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода. В правом борту «Энтерпрайза» зияла зловещей пустотой дыра диаметром около 4,5 метра, значительные повреждения получили и внутренние помещения корабля. Фактически волна разрушений в той или иной степени достигла уровня ватерлинии авианосца.
… Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено в пламени огромного пожара и разрушено ударными волнами мощных взрывов, и говорить не стоит. Ущерб составил миллионы долларов, плюс к тому пришлось отложить боевую службу авианосца в районе побережья Вьетнама. «На войне, как на войне…»
Ремонт корабля, осуществлявшийся на верфи ВМС США в Перл-Харборе на Гавайах, занял шесть недель. 5 марта 1969-го авианосец вышел в море на пятидневные ходовые испытания, после завершения которых был вновь направлен в воды Тонкинского залива. Январская трагедия, получившая в американской военно-морской исторической литературе название «Большой пожар» (Big Fire), оказала большое влияние на её очевидцев и специалистов.
В итоге один из бывших членов экипажа атомохода, Майкл Джо Карлин (Michael Joe Carlin), написал и издал посвященную данной трагедии книгу под названием «Trial: Ordeal of the USS Enterprise», что можно перевести примерно как «Судный день «Энтерпрайза». Причем М. Д. Карлин лично находился на корабле во время трагедии и в процессе подготовки книги использовал не только материалы проводившегося под руководством генерального прокурора США (Judge Advocate General) официального расследования, но и свои воспоминания, а также многочисленные воспоминания очевидцев катастрофы — его сослуживцев. Книга выдержала уже три издания, постоянно пополняется новыми данными и фотографиями.