Религиозный троллинг (4 фото)
Родившийся в 1854 г. в Марселе Лео Таксиль, несмотря на воспитание в иезуитском монастыре, с детства отличался озорством и вольнодумством. Когда ему было 19 лет, город захлестнула паника. Все рассказывали про акул, разорявших местные гавани, в газетах печатались жуткие рассказы чудом спасшихся рыбаков, купальщики покинули пляжи. По просьбе муниципалитета военные отправили вооруженную экспедицию, но и следов акул не нашли. Оказалось, истерику создал наш юный герой, фальсифицировавший все письма об акулах в газеты.
В 1879 году в Париже вышла книга двадцатипятилетнего журналиста «Скуфь и скуфейники», которая должна была показать читателям, каковы же они, эти «непогрешимые» папы. (Скуфья – круглая шапочка из одной тульи, без полей, головной убор римских пап; скуфейники – те, кто носят скуфьи, то есть папы.)
Читатель познакомился с сокращенным переводом этого памфлета, который получил в русском издании заглавие «Священный вертеп» (думается, это название вполне адекватно выражает содержание книги). Многим советским читателям имя Лео Таксиля хорошо знакомо по книгам «Забавная Библия» и «Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса», которые вышли в русском переводе тиражом около полутора миллионов экземпляров, так что здесь уместно напомнить лишь некоторые моменты биографии и творческой судьбы этого своеобразного талантливого антирелигиозного писателя.
Постепенно одна тема начинает превалировать в его творчестве – критика религии и ее служителей. Прибыв в Париж в 1879 году, он целиком отдается этой теме и воплощает ее в жанре антирелигиозного сатирического памфлета. Всего лишь за пять лет им написано и опубликовано около двух десятков острых сатирических памфлетов: «Любовные похождения папы Пия девятого», «Сын иезуита», «Семейство Борджиа», «Отравитель Лев тринадцатый и пять миллионов каноников», «Жизнь Иисуса» и другие.
Солидная историческая и теологическая подготовка, богатая эрудиция, блестящее владение пером, ирония и сарказм, пронизывающие книги Таксиля, – все было направлено на борьбу против всевластия римских пап, против застывшей системы христианской догматики, самих основ христианского вероучения – представлений о первородном грехе и его искуплений, триединстве бога, о «вочеловечении» Христа, о крещении, о рае и аде, о папе как наместнике бога на земле и так далее Естественно, что Таксиль становится для католической церкви одним из опаснейших противников.
Клерикалы его ненавидели. И вдруг происходит неожиданное ! Таксиль заявил о раскаянии. Со слезами на глазах, стоя на коленях, просил он принять его обратно в лоно «матери-церкви».
Он отрекся от своих прежних работ и был вновь принят в лоно католической церкви. Более того, он стал видным религиозным активистом. В то время церковь вела войну с масонством, и Таксиль стал одним из знаменосцев этой войны. В книгах «Дьявол в XIX веке» и «Антихрист, или Происхождение франкмасонства» он обвинял масонов в дьяволопоклонстве, немыслимых извращениях, убийствах и стремлении захватить мировое господство. Основным источником информации для книг стала госпожа Диана Воган – раскаявшаяся жрица масонской ложи.
Антимасонская публицистика Таксиля вызвала бурный восторг католиков. Таксиль был удостоен аудиенции у Папы, благословившего его на борьбу с масонами. В то же время, некоторые высказывали сомнения в достоверности источников в его работах. Таксиль пообещал представить их, а также саму госпожу Воган на пресс–конференции в апреле 1897 г. И вот на пресс–конференции, собравшей огромное количество присутствующих, Таксиль заявил, что … его 12–летнее служение церкви было розыгрышем, что Диана Воган – обычная машинистка, что все антимасонские тексты были высосаны из пальца, а сам он все это время оставался убежденным безбожником.
Таксиль хотел узнать, каковы возможности распространения веры во всякую чертовщину в среде священнослужителей. Оказалось, они беспредельны. Любой фантастический вымысел Таксиля о шабашах ведьм, деяниях дьявола и так далее принимался виднейшими епископами, кардиналами и самим папой за чистую монету, во всяком случае, использовался ими для оглупления легковерных людей.
Мистификация увенчалась успехом. Скандал был невероятный.
Французский публицист Анри Рошфор (1831-1913) писал: «Святейший отец, милостиво принимавший мистификатора в личной аудиенции, не может доказать свою непричастность к этому делу. Эта штука полностью уничтожает непогрешимость святейшего папы, которую он возвел в нерушимый догмат.
Во что превращается – раз святой отец не мог заметить, какую шутку разыгрывал его посетитель, – то божественное наитие, на котором, с точки зрения благочестивых католиков, основано могущество преемников апостола Петра? Лео Таксиль издевался над папой и христианством, но ведь и святейший отец издевался над нами… Одно из двух: или вышеупомянутый святой и непогрешимый папа не более непогрешим, чем все мы, – тогда ему надлежит немедленно подать в отставку… Или же, если папа действительно непогрешим, значит, он был сообщником насмешника; папа использовал его в корыстных целях; – тогда надо послать жандармов с приказом арестовать святого отца за злоупотребление доверчивостью людей и мошенническое вымогательство». Следует отметить, что в этом высказывании Рошфора нет никаких преувеличений. Папа действительно своим авторитетом содействовал успеху мистификации.
Итак, Таксиль снова стал на путь открытой борьбы против религии и церкви, с этого пути он не сходил до самой смерти в 1907 году.
Несколько книг, впоследствии оказались в большом в почете в Советском Союзе. Впрочем, и его антимасонские сочинения, излагающие основы теории заговора масонов, тоже нередко цитируются — причем, как правило, без понимания того, что эти тексты являются всего лишь затейливой формой троллинга.