Горький вкус победы Хэтти Макдэниел на премии «Оскар» (10 фото)
Хэтти Макдэниел родилась в 1895 году в многодетной семье бывших рабов. Несмотря на религиозность родителей в доме постоянно было много музыки и смеха. Братья и сестры актрисы обладали творческими талантами и даже выступали в различных шоу менестрелей. Самая младшая Хэтти не оставалась в стороне, оттачивая танцевальные навыки и вокал. Повзрослев, Хэтти в 1920-х годах путешествовала по стране с ансамблем.
На пути к успеху стояли бесчисленные преграды, мешавшие Хэтти реализовать свою мечту стать артисткой. Возможности девушки были ограничены в период расовой сегрегации, поэтому она придумывала различные способы проявить себя и свой талант. Работая посудомойкой, официанткой, уборщицей и горничной, она неустанно пела. Жизнелюбие и оптимизм не раз помогали Хэтти справиться со сложностями.
До съемочных площадок и софитов еще было далеко, вначале талант и трудолюбие привели Хэтти на радио. Она стала первой чернокожей женщиной, когда-либо певшей в эфире. Это был не последний рекорд, который она установила. В 30-х годах ее пригласили выступать со своими песнями на радио.
Мечты о кино не оставляли Хэтти, и в 1932 году ей удалось заполучить маленькую эпизодическую роль в фильме «Золотой Запад». С этого момента в репертуаре начинающей актрисы появились многочисленные эпизоды в качестве певиц, исполнительниц в хоре и горничных. Биографы подсчитали, что за свою карьеру Хэтти сыграла 74 роли домашней прислуги. На большее расчитывать не приходилось. Из-за расовой дискриминации большая часть ее работы оставалась за кадром. Об упоминании имени Хэтти Макдэниел в титрах фильмов речи даже не шло. Время диктовало свои условия.
В 1934 году Хэтти Макдэниел стала членом Гильдии киноактеров США, и с этого времени смогла претендовать на более достойные роли и больший гонорар. В том же году она спела дуэтом с Уиллом Роджерсом в фильме «Судья Прист». Несмотря на открытый расизм, с которым она столкнулась на съемочной площадке, ее заметили и полюбили.
На протяжении 30-х годов Хэтти поддерживала дружеские отношения с такими знаменитостями, как Бетт Дэвис, Кларк Гейбл и Джоан Кроуфорд. Именно Гейбл «Король Голливуда» помог Макдэниел получить роль Мамушки в фильме «Унесенных ветром», хотя на нее претендовало много актрис. Сложно поверить, но сама Элеонора Рузвельт на личной аудиенции просила продюсера картины присмотреться к ее горничной, но безуспешно.
Несмотря на успех, NAACP (Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения) часто обвиняла актрису в том, что она увековечивает расистские стереотипы на большом экране. Отметим, что в то время ассоциация призывала чернокожих актеров бойкотировать роли, содержащие оскорбительные изображения их народа, а также избегать персонажей, которые показывают расистские идеалы рабовладельческого строя.
Роль Мамушки в «Унесенных ветром» была самой громкой и, безусловно, самой противоречивой в карьере актрисы. Фильм имел мгновенный успех, но ее персонаж — домашняя рабыня был плохо принят представителями темнокожего сообщества и NAACP. Хэтти Макдэниел не соглашалась с обвинениями, что ее роли укрепляют вредные стереотипы. Она считала, что создает позитивных героев, которые призывают к человечности и взаимоуважению. Ее ответом на обвинения в очередной сыгранной роли прислуги было: «Я бы предпочла играть горничную, чем быть ею». В то время как Хэтти остроумно парировала на нападки, она не могла не знать об ущемлении прав чернокожого населения. Например, премьеру «Унесенных ветром» могли посетить только зрители с белой кожей. Чернокожим, в том числе и самой актрисе, вход был запрещен.
Несмотря на противоречивость своей позиции, Хэтти Макдэниел вошла в историю как первый чернокожий лауреат премии «Оскар». Она получила статуэтку за Лучшую женскую роль второго плана в фильме «Унесенные ветром» 29 февраля 1940 года. К сожалению, даже ее победа была омрачена законами сегрегации и дискриминацией. Продюсеру Дэвиду Селезнику пришлось уговаривать руководство MGM и отель, где проходила премия, разрешить Хэтти присутствовать на мероприятии. Кларк Гейбл, сыгравший главного героя Ретта Батлера, грозился бойкотировать премьеру (Макдэниэл попросила не идти на подобные жертвы ради нее). К счастью, с большими оговорками, актрисе выделили укромное место в зале, вдали от гостей. С такими же трудностями она смогла попасть на дебютный показ фильма в Голливуде 28 декабря 1939 года.
Мало кто знает, но хозяйку Мамочку Два Тапочка знаменитого проказника кота из диснеевского мультика «Том и Джерри» срисовали с Хэтти Макдэниел в далеком 1940 году. Именно голос Хэтти звучит с экрана, когда раздается пронзительный крик: «Томас!».
Актриса с легкостью разрушила стереотипы и дальше, во время Второй мировой войны Макдэниел поддержала инициативу помощи военным Кларка Гейбла и стала председателем «Негритянского дивизиона голливудского комитета победы». Под ее руководством проходили концерты для солдат. После войны она посвятила себя комедийному радиосериалу «Бьюла» и потом телеверсии на канале АВС, которые пользовались большой популярностью.
К победе Хэтти на премии «Оскар» до сих пор относятся неоднозначно. Одни считают, что это стало реальностью благодаря борьбе за гражданские права. Другие отмечали харизму и уникальный комедийный талант актрисы, который позволил ей пробить стеклянный потолок расовой сегрегации первой половины ХХ века. Драгоценная статуэтка премии «Оскар» Хэтти Макдэниел сначала была отдана в дар Университету Говарда, но в 60-х годах бесследно исчезла. Есть предположения, что она была перемещена в хранилище и затерялася в «какой-то» из комнат. Другие говорят, что ее могли украсть в знак протеста. Ведь награда была дана за персонажа с позитивным восприятием сегрегированного Юга.