Атаманша из сказки «Снежная королева» - судьба и одинокая старость яркой советской актрисы Ольги Вик (13 фото)
Сцена была для неё всем – мечтой, любовью, жизнью, эпохой – она обожала эту особую атмосферу, запах пыли и пудры, даже закулисную войну и интриги, без которых не обходится ни один театр.
Её называли Большой актрисой, ставили в один ряд с Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Риной Зелёной. Она прожила длинную, богатую важными событиями жизнь, её карьера и в театре, и в кино сложилась блестяще, но стать по-настоящему счастливой как женщина и мать, не смогла.
Родилась Ольга в 1911 году в Москве, отец был богатым предпринимателем, а мать домохозяйкой. В 1917 году глава семьи исчез в неизвестном направлении, оставив жену и двоих дочерей без копейки денег, и пришлось им перебираться в подмосковный дом, возделывать огород, который и помог семье не умереть с голоду в непростые послереволюционные годы.
Оля с детства отличалась артистичностью, и заручившись поддержкой матери, поступила в драматическую школу при Театре имени МОСПС (нынешний театр им. Моссовета), где её педагогом и наставником стал Василий Ванин, уже достаточно известный актёр и режиссёр.
Отношения между учителем и его прекрасной ученицей быстро приобрели романтический оттенок, они начали тайком встречаться после занятий, и впоследствии поженились. Василий сыграл большую роль в становлении своей жены, как актрисы (уже в первый год обучения он вывел её на большую сцену), но женского счастья ей этот брак не принёс.
Красивый, обаятельный мужчина всегда пользовался повышенным вниманием слабого пола, и неустанно заводил ни к чему не обязывающие романы. После женитьбы он решил не изменять своим привычкам, несмотря даже на то, что безумно любил свою молодую жену.
Долгое время она ничего не знала, так как режиссёр принимал строжайшие меры предосторожности. Когда же узнала, то почувствовала такую боль, что думала - умрёт.
Она неистово ревновала его, кричала, била посуду, даже пыталась следить за мужем, но ничего не помогало. Василий, в очередной раз пойманный с поличным, просил прощения, клялся в любви и божился, что больше - никогда. Актриса с головой ушла в работу, оттачивая до совершенства своё мастерство, и вскоре стала примой театра.
А во время войны всю труппу эвакуировали в Чимкент, и там приняли в массовку нового актёра, Михаила Названова. Он был родом из богатой интеллигентной семьи, его мать, известная камерная певица блистала на сценах Рима и Парижа, и парень унаследовал её талант.
Он окончил музыкальное училище при консерватории, но захотел стать актёром и поступил в Малый Театр. Его карьера развивалась стремительно, но нашлись завистники, написавшие на Михаила донос, в результате которого он получил 5 лет лагерей.
Познакомившись в эвакуированном театре Моссовета с Ольгой Викландт, он влюбился в неё мгновенно. И дело было даже не в красоте и необыкновенной харизме актрисы, сколько в её личных качествах. Она привыкла всем помогать, выделяла молодых, талантливых коллег, которые не могли пробиться самостоятельно, и брала их под своё крыло.
А уж когда Названов увидел её на сцене, то и вовсе обомлел – такой смеси взрывного темперамента, озорства, женственности, искромётности, и гениальности ему наблюдать ещё не приходилось.
Он стал ухаживать за Ольгой, сразу признался ей в любви, она же его увлечения не разделяла – она его жалела. Невезучий, неудачливый, битый судьбой, этот парень вызывал в ней неизведанное до сих пор материнское чувство – хотелось его приголубить и успокоить, и она приложила все усилия, и поспособствовала продвижению его карьеры.
А его страстные чувства нашли всё же отклик в её душе – на фоне несчастливой семейной жизни и постоянных измен мужа, его чистая любовь служила для актрисы утешением и наградой.
Она ушла от Ванина и вышла замуж за Михаила. Они прожили душа в душу почти 20 лет, но и в этом браке ей не дано было познать радость материнства. Всю свою нерастраченную любовь и энергию Ольга Артуровна привычно отдавала театру, после окончания войны стала много сниматься в кино, дебютировав ещё в 1944-м, в фильме «Родные поля».
В 1949 году ей доверили уже главную роль в картине «Счастливый рейс», потом была сказка «Садко», где актриса воплотилась в Царицу-Водяницу, «Хозяйка гостиницы» - Мирандолина, «Гуттаперчевый мальчик», «Дон Кихот», и многие, многие другие.
Критики считали, что актрисе лучше всего удаются острохарактерные роли, у неё был великий талант комедийной актрисы, и зрители запомнили Викландт по большей части в комедиях и сказках.
Бабариха из «Сказки о царе Салтане», Атаманша из «Снежной королевы», Мачеха из «Двенадцати месяцев» - в этих ролях актрису запомнили и полюбили несколько поколений нашей страны. Всего Ольга Артуровна сыграла 40 киноролей, и множество театральных – сначала в театре им. Моссовета, а потом в Пушкинском, куда они с Михаилом ушли вслед за Василием Ваниным.
Оба мужа артистки покинули этот мир в достаточно молодом возрасте – Василий в 53 года, а Михаил в 50. Со вторым супругом они очень любили отдыхать в Крыму, Названов самозабвенно любил этот полуостров, и как-то, во время очередного отпуска, на полном серьёзе завещал Ольге – кремировать его, а прах развеять над Чёрным морем.
Она лишь улыбнулась тогда и потрепала его по волосам: О чём ты говоришь, молодой совсем, ещё жить, да жить!
Но, к несчастью, его слова сбылись очень скоро, и потерянная женщина выполнила просьбу мужа. С тех пор она замкнулась в себе, не пускала в душу и жизнь посторонних, жила лишь кино и театром, пока новые режиссёры не посчитали, что она уже слишком стара, и стали предлагать незначительные эпизоды только из жалости.
Викландт, не дожидаясь ещё большего унижения, написала заявление по собственному желанию, а в кино сыграла ещё в двух фильмах.
Около 10 лет прожила актриса в затворничестве, всеми забытая и одинокая – ещё навещала лишь племянница с детьми, да заходила соседка. На 84 году Ольга Артуровна сломала шейку бедра, и поняла, что в таком возрасте больше не сможет нормально ходить.
Быть в тягость родным людям она не хотела, поэтому отказалась от еды и воды, отвернулась к стене, и «выключила» органы жизнедеятельности.
Перед уходом актриса попросила похоронить её рядом с Василием Ваниным, неверным мужем, которого она продолжала любить всю свою жизнь..
- "Душа как самогонный аппарат": Александр Ширвиндт о возрасте, женщинах и светлом будущем
- Как сложилась жизнь Мэри с тройной грудью из фильма «Вспомнить всё»
- Мадам Грицацуева и другие роли Натальи Крачковской, которые дарили радость зрителям
- Лучшие фильмы с участием Марго Робби в главной роли
- Зинаида Кириенко: почему любимица советских зрителей пропала с экранов, и как живёт в наши дни