15 самых интересных неснятых фильмов (16 фото)
«На орлиных крыльях»
За свою звездную карьеру Арнольд Шварценеггер сыграл робота, киммерийца, русского, турка (камео в «Вокруг света за 80 дней»)… Но он ни разу не изображал немца — тем более нацистского офицера. И, оказывается, это роль, которую он очень хотел бы сыграть. В начале 2000-х Рэндал Уоллес, сценарист «Храброго сердца», сочинил основанный на реальных событиях сценарий о немецком военном, который в конце Второй мировой войны раскаивается в преступлениях Германии, отказывается расстрелять американских военнопленных и вместо этого выводит их к «своим». Шварценеггер с тех пор пытается найти деньги на такое кино, но с каждым годом вероятность его выхода становится все меньше и меньше. И даже если «На орлиных крыльях» будет снят, время для его съемок уже упущено. Шварценеггеру надо было сыграть эту роль тогда, когда сценарий был написан. Тогда он был бы правдоподобен как боевой офицер.
«Чужой 3»
Что? «Чужой 3» был снят и он мало кому пришелся по вкусу? Мы не спорим. Но мы сейчас не о той картине, которую с грехом пополам вымучил Дэвид Финчер, а о той, которая могла бы быть выпущена, если бы продюсеры Fox не выжили из проекта новозеландца Винсента Уорда. До того как сценарий был переработан, а Уорд заменен Финчером, «Чужой 3» планировался как картина о деревянном космическом корабле! Точнее, о построенном из металла, но изнутри обшитом деревом огромном шарообразном судне, созданном на деньги религиозных фанатиков, отрицающих «продвинутую» технологию. Представьте себе Звезду Смерти из «Звездных войн», у которой внутри не штурмовики и истребители, а пасторальный средневековый мирок с соборами, монахами, домашним скотом, пшеничными полями… И в этих полях прячется Чужой, прилетевший на корабле вместе с Рипли. Сюжет картины при этом не слишком бы отличался от сюжета того «Чужого 3», который мы знаем, но средневековый антураж и религиозная заостренность сценария Уорда породили бы куда более эффектное, необычное и сильное кино.
«Гладиатор 2»
«Гладиатор» Ридли Скотта закончился смертью главного героя, и это должно было пресечь все разговоры о возможном сиквеле. Но музыкант и писатель Ник Кейв все же сочинил сценарий продолжения, и Скотт и Расселл Кроу одно время подумывали о его экранизации. В этом сценарии римские боги возвращают Максимусу жизнь, чтобы он помог своим соплеменникам уничтожить зарождающееся христианство. Однако взрослый сын бывшего генерала оказывается последователем новой религии и приемным сыном одного из ее лидеров. Так что Максимус переходит на сторону христиан и побеждает римские войска. В наказание за это боги приговаривают его к вечному скитанию и вечной войне. В эпилоге Максимуса должны были показать то сражающимся в крестовом походе, то участвующим во Второй мировой войне и в войне во Вьетнаме, то заседающим в Пентагоне.
«Капитал»
12 октября 1927 года классик советского и мирового кино Сергей Эйзенштейн записал в своем дневнике: «Твердо решил снять „Капитал“ по сценарию Карла Маркса». Воплощение художественными средствами выкладок основателя коммунизма должно было стать радикальным новым шагом в развитии кинематографа. Идею постановки Эйзенштейну подсказал роман Джеймса Джойса «Улисс», где через призму одного дня из жизни одного человека показывается вся европейская цивилизация. Режиссер хотел создать нечто подобное, только более компактное и не литературное, а кинематографическое. Однако реализовать этот замысел ему не удалось, так как кино задумывалось символическое и отчасти абстрактное, а от советских режиссеров требовали простоты и понятности.
«Крестовый поход»
Мы знаем, что вышло из сотрудничества Арнольда Шварценеггера и Пола Верховена — замечательный фантастический боевик «Вспомнить все». Но что бы вышло из сотрудничества актера и режиссера, если бы они работали не над фантастической лентой, а над историческим полотном о Первом крестовом походе? К сожалению, мы этого уже никогда не узнаем. Сценарий «Крестового похода» был подготовлен к 1993 году, и в Испании уже началось строительство декораций, но студия Carolco отключила проекту кислород, когда стало ясно, что лента обойдется в 100 миллионов долларов. По мнению очевидцев, это мог бы быть ответ Верховена «Александру Невскому» и «Лоуренсу Аравийскому». Картина должна была не только передать размах средневековых баталий, но и прозрачно намекнуть, что европейцам и американцам на Ближнем Востоке делать нечего.
«Сердце тьмы»
Повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы» легла в основу «Апокалипсиса сегодня», и она была превращена в более близкий к тексту одноименный телефильм 1993 года с Тимом Ротом и Джоном Малковичем. Но все американские кинокритики и киноманы предпочли бы увидеть «Сердце тьмы», историю о путешествии по реке в дебрях Африки, в постановке Орсона Уэллса, одного из величайших режиссеров в голливудской истории. Уэллс задумал эту картину в конце 1930-х, еще до съемок своего главного шедевра «Гражданин Кейн», и она могла стать своевременным предупреждением об опасности нацизма и фашизма. Помимо прочего, этот проект был интересен тем, что Уэллс, предвосхитив нынешние ленты жанра «найденные пленки», хотел снять «Сердце тьмы» от первого лица и показать кошмар в джунглях глазами главного героя, моряка Марлоу. Сам Уэллс намеревался сыграть Курца, персонажа Марлона Брандо из «Апокалипсиса».
«Наполеон»
Мировое кино избаловано картинами о французском императоре, но мы все же хотели бы увидеть эпическую постановку, задуманную Стэнли Кубриком после успеха его шедевра «2001 год: Космическая одиссея». Режиссер с типичной для него въедливостью годами изучал биографию полководца и создал целую картотеку событий из жизни Наполеона и его ближайших соратников. Также он договорился с румынской армией о предоставлении в его распоряжение 40 тысяч пехотинцев и 10 тысяч кавалеристов. Сыграть Наполеона и его жену Жозефину должны были Дэвид Хеммингс и Одри Хепберн. Крест на этих планах поставили западный релиз «Войны и мира» Сергея Бондарчука и последовавший за ним провал «Ватерлоо», поставленного Бондарчуком на Западе. После двух этих грандиозных лент оплатить еще одну наполеоновскую эпопею никто не решился.
«Завоевание Мексики»
Помните картину Мела Гибсона «Апокалипсис», рассказывающую о жизни народа майя до появления в Америке конкистадоров? Вернер Херцог, классик немецкого и мирового артхауса, одно время хотел снять нечто подобное — фильм о завоевании Мексики, снятый с точки зрения ацтеков и майя, а не испанских солдат. К несчастью, это был слишком дорогой проект для независимого кино, а переговоры Херцога с крупными студиями быстро заходили в тупик, поскольку у тех было слишком много «коммерческих» претензий к наработкам режиссера. Так что даже упрямому и упорному немцу пришлось сдаться и отправить проект в архив.
«Туристка»
Представьте себе «Людей в черном» и «Чужих среди нас», снятых с точки зрения замаскированных пришельцев, прячущихся среди людей. Именно такое кино в 1980 году придумала сценаристка Клэр Ното. Главной героиней «Туристки» была инопланетянка, живущая в Нью-Йорке в облике привлекательной корпоративной начальницы и посещающая тайный секс-клуб для пришельцев разных рас — единственное место, где они позволяют себе принимать свой истинный облик. Ганс Рудольф Гигер, ранее работавший над «Чужим», сделал предварительные наброски монстроидальных инопланетян, когда сценарий изучался на студии Universal. К сожалению, ни эта компания, ни позднее занимавшаяся «Туристкой» студия Фрэнсиса Форда Копполы Zoetrope так и не решились экранизировать произведение Ното.
«Бэтмен: Год первый»
Традиция предписывает Бэтмену быть миллионером и жить в поместье, но кто сказал, что всегда нужно следовать традиции? Режиссер Даррен Аронофски и сценарист комиксов Фрэнк Миллер в самом конце 1990-х придумали вариацию на тему «Бэтмена», в которой заглавный герой, в детстве лишившись семейного состояния, днем работал в мастерской у ставшего автомехаником дворецкого Альфреда, а по ночам выходил на улицу бороться с преступниками. При таком подходе к персонажу Брюс Уэйн был больше похож на Трэвиса Бикла из «Таксиста» и Роршаха из «Хранителей», чем на интеллигентного Бэтмена из фильма Тима Бертона. Картина предполагалась жесткой и максимально реалистичной, в духе полицейских боевиков 1970-х. Сыграть же главного героя должен был Кристиан Бейл, который как раз «зажег» в «Американском психопате». Как мы теперь знаем, студия Warner наняла Бейла, но предпочла более близкий к комиксам и менее мрачный сценарий под названием «Бэтмен: Начало».
«Калейдоскоп»
Через четыре года после постановки в 1960 году «Психо» Альфред Хичкок задумал куда более экстремальный и радикальный фильм о серийном убийце. Снятая ручной камерой от первого лица картина должна была содержать сцены убийств, изнасилований и даже некрофилии. Главным героем фильма должен был стать внешне привлекательный маньяк, заманивающий девушек в укромные места и жестоко расправляющийся с ними. Судя по тому, что основатель французской «новой волны» Франсуа Трюффо, которому Хичкок показал свой сценарий, был шокирован его содержанием, лента обещала быть исключительно жесткой. К сожалению, по этой же причине «Калейдоскоп» не был снят — студия Universal сочла замысел мэтра садистским и чрезмерно экстравагантным.
«Хребты безумия»
Свежее дополнение к перечню знаменитых неснятых картин, экранизация одноименного фантастического романа Говарда Лавкрафта была задумана в середине 2000-х. Но когда у поклонников мифологии Ктулху потекли слюнки от мысли о том, что Гильермо дель Торо снимет эпический блокбастер по мотивам книги о Древних и что главную роль в этом фильме сыграет Том Круз, студия Universal в 2011 году отказалась оплачивать картину. Она была готова сделать это лишь при условии, что картина получит рейтинг PG-13 и закончится хеппи-эндом, а дель Торо согласиться на такое упрощение и смягчение мрачного повествования никак не мог. Пока еще рано утверждать, что «Хребты» никогда не будут сняты, но в нынешнем голливудском климате это маловероятно.
«Дюна»
Чилийский авангардист Алехандро Ходоровски в качестве режиссера, знаменитый художник Сальвадор Дали в роли императора, голливудский классик Орсон Уэллс в роли барона Владимира Харконнена, оригинальная музыка группы Pink Floyd, французский художник комиксов Жан Жиро и швейцарский сюрреалист Ганс Гигер в качестве концепт-дизайнеров… Задуманная в середине 1970-х экранизация эпического фантастического романа Фрэнка Герберта обещала стать не менее значимым кинособытием десятилетия, чем триумф «Звездных войн». Однако Ходоровски переоценил возможности его инвесторов, и проект развалился от нехватки финансов. Несколько лет спустя «Дюну» снял Дэвид Линч, но это уже была другая, заметно менее амбициозная «Дюна».
«Страсти по князю Мышкину»
Экранизация романа Достоевского «Идиот» была многолетней мечтой советского мастера Андрея Тарковского. Он тщательно штудировал книгу, размышлял о возможных режиссерских решениях ключевых сцен, планировал многосерийную эпопею, показывающую события книги сперва с позиции Мышкина, а затем — с позиции Рогожина… Но к тому времени, когда Тарковский «созрел» для сценарной заявки, он уже поссорился с руководством советского кино, и ему не доверили такой дорогостоящий и ответственный проект, который мог стать проблемой для коммунистических идеологов. Позднее обсуждалась возможность совместной экранизации «Идиота» с итальянцами, однако в этом случае Настасью Филипповну должна была сыграть итальянская актриса, а Тарковский считал, что для этой роли подходит только русская женщина — например, Маргарита Терехова. На роль Рогожина режиссер прочил Александра Кайдановского, а Мышкина он хотел поручить непрофессионалу, чтобы князь «не от мира сего» сразу выделялся на фоне прочих персонажей.
«Ленинград: 900 дней блокады»
В 1982 году знаменитый итальянский режиссер Серджо Леоне завершал в США работу над эпической гангстерской лентой «Однажды в Америке». Тогда же он прочел документальную книгу американского журналиста Гаррисона Салисбери (первого после окончания войны московского спецкора газеты The New York Times) «900 дней: Осада Ленинграда» и загорелся идеей снять военную драму о ленинградской блокаде. Чтобы сделать картину близкой западному зрителю, главным героем сценария стал американский фотокорреспондент, который до начала войны приезжает в Ленинград и оказывается там заперт немецкими войсками. Его мог сыграть Роберт де Ниро. В 1989 году Леоне нашел на «Ленинград» 100 миллионов долларов и занялся предварительными переговорами о съемках в СССР. К несчастью, мэтр умер за несколько дней до подписания окончательного контракта.