Ключи к фильмам. Жанр "Супергеройское кино"
А теперь про Супергеройское кино:
«Расслабься. Тебя спасёт бэтмен». Ключ: супергерой – безоговорочно положительная сила, которая решит все твои проблемы – государство, система, элита, армия. Суперзлодей – безоговорочно отрицательная сила, которая создаёт все твои проблемы – любое другое государство, противник, враг, чужая система и идеология. Вы – парень выпавший из небоскрёба.
Вы ничего не решаете и не влияете на ход событий, вы выпадаете из них. Но вы не разобьётесь, пока рядом с вами будет супермен. Посыл от психиологов: вы – маленький человек, и поэтому за вами должен присматривать супердруг, которому можно без колебаний доверить свою жизнь. Ваша роль – просто смотреть за происходящим, стоять в сторонке и не мешать.
Вы можете возразить: нет, моя роль – это и есть супергерой, ведь все мы должны равняться на него. Какая наивность. У меня в детстве был друг, он слепо верил, что однажды научится пускать лазеры из глаз. Сейчас он алкоголик. Но большинство детей прекрасно понимали: супергерой лучше них знает, что нужно делать, и он всё делает правильно, всегда побеждает, он решит судьбу попавшего в беду города и целого мира (потому что он хороший). А задача простых людей – выйти толпой на площадь разрушенного города в конце фильма и поблагодарить под торжественные звуки «Знамя, усыпанное звёздами» своего героя за всё, что он для них сделал. Так поступают все идеальные граждане. Их домов больше нет, но они понимают, что по-другому победить зло нельзя. Их друзья и родственники умерли под завалами – это плата за справедливость. И они вновь и вновь вытирают свои искренние слёзы умиления, глядя на широкие скулы на волевом суперлице своего спасителя.
А вот вам ещё один ключ: «суперспособность» – власть. Однажды главный герой получает её и сразу становится не таким как простые смертные. Он может то, что не могут остальные. Например, одеть трусы поверх трико. Шутка. Он может передвигаться по воздуху, решать государственные проблемы, он всегда в центре событий, борется с преступниками (в основном с грабителями и хулиганами), полиция отдаёт ему честь, у него есть свой штаб, у него всегда есть враг, он громит целые армии, и в тоже время он простой скромный парень в очках и галстуке.
Нас приучают любить супергероев не за их человеческие качества, а за их суперспособности. Кем бы был супермен без своей силы? Ряженым клоуном в трусах. Максимум, что о нём могли снять – это комедию. Посмотрите на всех супергероев так, как будто у них нет суперсилы. Кого вы видите? Латексных фриков в обтягивающих одеждах. Один карабкается по стене, у другого ножик торчит из руки, третий корчится от лучевой болезни, у четвёртого вообще морда позеленела, пятый с мечом бегает по городу, какая-то баба в кожаном костюме с хвостом. Что за… У всех маски, все не те, за кого себя выдают, все с кем-то постоянно противоборствуют, никто не живёт в ладу. Это же политики. Заберите у политика власть, полномочия и охрану, и кого вы увидите? Смешного жирного орущего мужика, который только обещает и обманывает. Таких безжалостно бьют на улице.
Посыл от психиологов: люби, уважай, фанатей и подчиняйся власти. И если вы посмотрите на страну-производителя подобных фильмов, несложно догадаться чья конкретно власть имеется в виду.
Отрывок из рассказа Тохи Ха "О «психиологах» и ключах к фильмам"