История звукозаписи: механика (7 фото)
Механическая запись мелодии
Природа человека такова, что он попросту не представляет жизни без звуков, гармонии и музыкальных инструментов. На протяжение нескольких тысячелетий музыканты оттачивали свое мастерство в игре на лире, варгане, лютне или цистре. Но для того, чтобы усладить слух высокопоставленных господ всегда требовалось присутствие труппы музыкантов. Так возникла необходимость записать музыку с возможностью ее дальнейшего воспроизведения без участия человека. IX век по праву считается веком открытия эры механической звукозаписи. В 875 году братья Бану Муса открывают миру свое новое изобретение – «водный орган». Его принцип работы был чрезвычайно прост: равномерно вращающийся механический валик с искусно расположенными выступами ударял по сосудам с разным количеством воды (что влияет на звуковысотность) и таким образом заставляя звучать наполненные трубки. Спустя несколько лет братья представили и первую автоматическую флейту, в основу работы которой также лег принцип «водного органа».
Вплоть до XIX века именно изобретения братьев Бану Муса остается единственным доступным способом программируемой звукозаписи. Продемонстрированный в XIII веке механический карильон, использующий тот же принцип что орган Бану Муса, но с установленными колоколами, был очень скоро забыт. Начиная с XV века эпоху возрождения накрывает мода на механические музыкальные инструменты. Открывает парад музыкальных инструментов с принципом действия братьев Муса шарманка. В 1598 году появляются первые музыкальные часы, в середине XVI века – шкатулки. Первая половина XIX века продолжает тенденцию развития механических музыкальных инструментов: ящики, табакерки – все эти приспособления имели весьма ограниченный набор мелодий и могли воспроизводить ранее «сохраненный» мастером мотив. Записывать человеческий голос или звучание акустического инструмента с возможностью его дальнейшего воспроизведения, вплоть до 1857 года никто не мог.
Эра механической звукозаписи
Пока из окон и домов жителей Франции продолжали доноситься металлические звуки музыкальных шкатулок, ящиков и табакерок, Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль продолжал работу над первым звукозаписывающим устройством. 25 марта 1857 года правительство Франции регистрирует патент, получивший название «фоноавтографа».
Принцип работы фоноавтографа заключался в записи звуковой волны, посредством улавливания вибраций через специальный акустический рупор, на конце которого располагалась игла. Под действием звука игла начинала вибрировать, рисуя прерывистую волну на вращаемом стеклянном валике, поверхность которого покрыта либо бумагой, либо копотью. Увы, изобретение Эдуарда Скотта не умело воспроизводить записанный фрагмент. Семь лет назад в парижском архиве был найден 10-секундный отрывок записи народной песни «Лунный свет», исполненной самим изобретателем 9 апреля 1860 года.
Через 17 лет, в 1877 году «отец лампы накаливания» Томас Эдисон оканчивает работу над совершенно новым звукозаписывающим устройством – фонографом, который спустя год он запатентует в соответствующем ведомстве США. Принцип работы фонографа напоминал фоноавтограф Скотта: покрытый воском валик выступал в роли звуконосителя, запись на который осуществлялась при помощи иглы, подсоединенной к мембране – прародителю микрофона. Улавливая звук через специальный рупор, мембрана приводила в действие иглу, которая оставляла углубления на восковом валике.
Записанный звук впервые можно было воспроизвести, используя то же устройство, на котором и производилась сама запись. Увы, механической энергии было недостаточно для получения номинального уровня громкости.
Фонограф Эдисона сумел перевернуть тогдашний мир с ног на голову: сотни изобретателей стали экспериментировать с использованием различных материалов для покрытия цилиндра-носителя, а в 1906 году состоялся первый публичный концерт-прослушивание. Фонографу Эдисона аплодировал переполненный зал. В 1912 году мир увидел дисковый фонограф, в котором вместо привычного воскового валика стал использоваться диск, значительно упростивший конструкцию.
Появление дискового фонографа хоть и имело интерес общественности, с точки зрения эволюции звукозаписи практического применения так и не нашло. С 1888 года Эмиль Берлинер начал активно развивать собственное видение звукозаписи с помощью собственного устройства – граммофона.
В качестве альтернативы восковому барабану Берлинер предпочел более прочный целлулоид. В 1887 году пластинки изготавливают из шпата, сажи и шеллака. Принцип записи оставался прежним: рупор, звук, колебания иглы и равномерное вращение диска-пластинки.
Эксперименты со скоростями вращения записываемого диска позволили увеличить время записи одной стороны пластинки до 2-2,5 минут при скорости вращения в 78 оборотов за минуту. Записанные диски-пластины помещались в картонные чехлы (реже кожаные) из-за чего в дальнейшем получили название альбомов – внешне они очень напоминали фотоальбомы с достопримечательностями городов, повсеместно реализуемых в Европе.
Заменой громоздкому граммофону стал усовершенствованное и доработанное в 1907 году Гильоном Кеммлером устройство – патефон.
Маленький встроенный в корпус рупор, возможность размещения всего устройства в одном компактном чемодане привели к быстрой популяризации патефона. В 40-х года выходит компактная версия устройства – мини-патефон, получивший особую популярность среди солдат.