История допинга (16 фото)
Несколько тысячелетий спустя общая картина, по большому счету, изменилась совсем немного.
Спортивный комментатор Washington Post Салли Дженкинс еще в 2007 году попыталась объяснить, почему идея допинга, несмотря на все ограничения и запреты, не умирает и принимает все более изощренные формы: «Суровая правда заключается в том, что великие спортсмены фундаментально отличаются от нас с вами. Они представляют собой ни что иное, как каприз природы, со сверхъестественной координацией движений или боковым зрением, которые они, по счастливой случайности, выудили из генетического пруда. Практически, они просто другой биологический вид. Кроме того, часто они являются и холодными представителями высшей элиты, чей моральный код не имеет ничего общего с нашим. Они считают, что сознательно игнорировать хоть какую-то возможность улучшить свою физическую форму, совершенно противоестественно».
Вот почитайте, как развивалась история разработки и применения стимулирующих веществ в спорте с древних времен до наших дней.
776 до н.э. – 393 н.э.
На олимпиадах античности разрешалось все, кроме игры в поддавки
На древних Олимпиадах не разрешалось предварительно договариваться о результатах и играть в поддавки. Все остальное – пожалуйста. Чарльз Йезалис, профессор Пенсильванского университета в США, занимающийся историей препаратов, улучшавших физическую форму, считает, что древние олимпийцы пили специальные настои трав в вине, принимали галлюциногены, а также злоупотребляли мясом, которое в древней Греции ели далеко не каждый день, и особенно налегали на сердца и тестикулы животных.
«Человечество никогда не знало чистого спорта», — считает он.
Ему вторит другой историк спорта, Уильям Блейк Тиррел, автор книги «Запах пота: Греческие атлеты, Олимпийские игры и культура»: «Победа была всем! Если они считали, что им поможет рог носорога, то они его растирали в пудру и принимали с вином».
Древний Рим, I век
В Древнем Риме допингом потчевали даже лошадей, участвовавших в состязаниях колесниц
Римские гладиаторы тоже не брезговали галлюциногенами и употребляли стрихнин, который в малых дозах оказывает стимулирующий эффект. Допинга не избежали даже лошади, принимавшие участие в гонках колесниц: их поили слабоалкогольным медом, чтобы они бежали еще быстрее.
Конец XIX века
«Вино Мариани» — напиток из вина с листьями коки так и назывался: «вино для атлетов».
Профессор американского биотехнического исследовательского института The Hastings Center Томас Марри в статье «Принудительная сила наркотиков в спорте» писал, что современное применение стимулирующих препаратов в спорте началось в конце XIX века: «Широко распространенное в конце XIX века в Европе и Америке «вино Мариани» [напиток из вина Бордо с листьями коки] так и называлось: «вино для атлетов». Его употребляли французские велосипедисты и даже, как говорят, члены команды по игре в лакросс. Кока и кокаин были очень популярны, потому что помогали бороться с усталостью и заглушали чувство голода, вызванное активными физическими упражнениями».
1904-1920гг.
В начале XX века популярным допингом была смесь стрихнина, героина, кокаина и кофеина. Каждый спортсмен устанавливал личную пропорцию.
Возрождение олимпийского движения привело и к возвращению препаратов, улучшающих физическую форму, или допинга в большой спорт.
На Играх 1904 года в Сент-Луисе американский марафонец британского происхождения Том Хикс пришел к финишу вторым. Однако его соперник был дисквалифицирован, так как часть пути проехал на автомобиле, и Хикс получил свою золотую медаль.
При этом, как позднее рассказывал тренер Хикса Шарль Люк, он победил при помощи допинга. За семь миль до финиша (около 11 км) Хикс упал в обморок. Тренер сделал ему укол — один миллиграмм сульфата стрихнина — и дал все это запить глотком коньяка. Хикс побежал дальше, но через три мили опять застопорился, и тренер повторил инъекцию. Хикс кое-как закончил дистанцию, после чего немедленно попал в больницу.
Автор книги «Улучшающие выступления препараты и наркотики» Марк Голд писал, что смесь стрихнина, героина, кокаина и кофеина широко применялась как спортсменами, так и их тренерами, причем каждый из них разрабатывал свою собственную уникальную формулу. Эта практика была широко распространена вплоть до 1920-х годов, когда героин и кокаин стали отпускать исключительно по рецептам».
1928г. — Первый запрет допинга в спорте
Международная федерация легкой атлетики стала первой организацией, которая официально ввела запрет на допинг. Олимпийские игры в Амстердаме в 1928 году.
Определенная ирония состоит в том, что первой международной спортивной федерацией, запретившей допинг, была Федерация легкой атлетики IAAF.
В 1928 году в свод правил федерации были включены следующие положения: «Допингом является использование любого стимулятора, который не является обычным средством для улучшения показателей в легкоатлетических соревнованиях выше среднего. Любой человек, сознательно принимающий, или помогающий принимать вышеупомянутые препараты, будет исключен из любого соревнования, на которое распространяются эти правила, или отстранен от дальнейшего участия в состязаниях легкоатлетов-любителей, проводимых под юрисдикцией данной федерации».
Несмотря на определенную запутанность и архаичность формулировки, идея ясна: если вы не будете играть по правилам, то вы не будете играть вообще.
1945-1967гг.
Амфетамины получили широкое распространение после Второй мировой войны
Этот период характеризуют два процесса: рост употребления допинга в спорте, и расширение антидопинговых мер.
Первыми эффективными допингами стали амфетамины, стимуляторы нервной системы, которыми армии США, Британии, а также Германии и Японии снабжали своих солдат во время Второй мировой войны.
В 50-годы их употребление мигрировало в спорт. Амфетамины под кодовыми названиями «la bomba» у итальянских велосипедистов и «atoom» – у голландских помогали справляться с усталостью от тяжелых физических тренировок.
В 1958 году американский врач Джон Восли Зиглер разработал первый анаболический стероид, получивший название: «дианабол».
Легенда гласит, что в 1954 году Зиглер был в Вене, куда он сопровождал команду американских тяжелоатлетов. Там же он встретил своего коллегу – врача советской сборной. В процессе знакомства, сопровождавшегося умеренным употреблением алкоголя, советский врач несколько раз спросил Зиглера : «А что ты даешь своим ребятам?» Зиглер не совсем понял, что у него спрашивают, и решил «вернуть» вопрос. «А что ТЫ даешь своим ребятам?» — спросил он. Советский врач ответил, что его спортсмены получали тестостерон.
Смерть Кнута Йенссена сначала посчитали результатом теплового удара, но в действительности она наступила от амфетамина
Вернувшись в США, Зиглер опробовал тестостерон на себе и американских тяжелоатлетах. С одной стороны – мышечная масса стала расти как на дрожжах, с другой – появились и побочные эффекты.
Тогда Зиглер задался целью синтезировать вещество, которое бы оказывало такое же положительное действие, как и тестостерон, но не имело бы побочных эффектов. Так появился первый анаболический стероид, применение которого было одобрено FDA – Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США.
Позднее, Зиглер очень сожалел о своем открытии: «Я бы хотел полностью переписать эту главу моей жизни».
Амфетамины с коньяком — таким был состав средства, которым подбадривал себя британский велосипедист Томми Симпсон
26 августа 1960 года у допинга появилась первая жертва: датский велосипедист Кнут Йенссен рухнул во время 100-километровой гонки на Олимпиаде в Риме. Вскрытие показало наличие в его крови следов амфетамина.
13 июля 1967 года британский велосипедист Томми Симпсон умер во время 13-го этапа знаменитой велогонки «Тур де Франс». Девизом Симпсона было изречение: «Если тебя убьет десяток [таблеток, капсул, шприцов, доз, нужное подчеркнуть], прими девять и победи!» Он подбадривал себя огромным количеством амфетаминов, запивая их коньяком. В конце концов, его организм просто отказался функционировать дальше, и Симпсон умер.
1967- 1976гг.
После трагической гибели Симпсона борьба с допингом в спорте пошла стремительными темпами:
1980 – 1999
27 сентября 1988 года канадский спринтер Бен Джонсон был лишен золотой медали на Олимпийских играх в Сеуле после положительного теста на анаболический стероид – станозолол. Джонсон утверждал, что кто-то насыпал ему запрещённый препарат в травяной чай, но олимпийские власти ему не поверили и отстранили спортсмена от участия в соревнованиях на два года.
«Золотой» забег Джонсона. Этой медали его потом лишили
Падение коммунистического блока привело к тому, что многие неприятные аспекты социалистической действительности стали выходить на свет.
В 1991 году международный обозреватель New York Times Майкл Яновский написал: «Невероятное превосходство женской сборной по плаванию из Восточной Германии на протяжении почти двух десятилетий, как оказалось, основывалось на систематическом применении анаболических стероидов, к которым прибегали около 20 бывших тренеров.
Их признания стали самым убедительным доказательством того, что спортивная администрация коммунистических государств превратила допинг в ключевую часть программы подготовки элитных атлетов страны.
Спортсмены из ГДР долгие годы доминировали в плавании и многих легкоатлетических дисциплинах
Признания восточногерманских тренеров подтвердили то, что и так годами знали или подозревали тренеры и спортсмены из конкурирующих команд, несмотря на то, что ни один пловец из Восточной Германии ни разу не был наказан за употребление допинга.
Международный олимпийский комитет и другие крупные мировые федерации спорта не наказывают спортсменов задним числом, без признания со стороны самого атлета. В результате спортсмены, замешанные в этом скандале, не рискуют потерять ни свои медали, ни свои рекорды».
В 1994 году на Азиатских играх в Хиросиме 11 китайских спортсменов, в том числе 7 пловцов, показали положительные результаты на допинг. Китайские атлеты были лишены девяти из 23 завоеванных ими золотых медалей.
Девиз WADA: «Играй по честному»
10 ноября 1999 года было создано Всемирное антидопинговое агентство WADA. Решение о его создании было принято на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, которая прошла в Лозанне в феврале того же года. В соответствии с Лозаннской декларацией агентство должно было начать полноценную работу уже на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году.
2000 – 2015гг.
В 2002 году борцы за честный спорт получили в руки еще одно мощное оружие: американский биохимик доктор Дон Кэтлин впервые разработал тест, позволяющий находить в моче спортсменов синтезированные анаболические стероиды. До того, как он придумал свою технологию, спортсменам, употреблявшим синтезированные стероиды, как правило, удавалось выходить сухими из воды.
Дон Кэтлин разработал первый успешный тест на синтезированные стероиды.
Через два года, в 2004 году, борьба с допингом шла уже настолько широко и успешно, что WADA решила даже немного смягчить правила и… убрала кофеин из списка запрещенных препаратов. Тому было две причины: во-первых, выяснилось, что слишком большое содержание кофеина в крови негативно сказывается на спортивных достижениях, а во-вторых, решили все-таки не наказывать тех спортсменов, чей метаболизм перерабатывает кофеин с несколько нестандартной скоростью.
На протяжении четырех лет, с 2009 по 2013годы западная пресса много писала о широкомасштабном допинге «на государственном уровне» в ГДР.
В прошлом году американский журнал Newsweek опубликовал статью о программе тренировок атлетов в ГДР, в которой говорилось: «Между 1964 и 1988 годами эта страна [ГДР] с менее чем 17 миллионами населения завоевала 454 медали только на летних олимпиадах. Согласно материалам «Штази» допинг был неотъемлемой частью великолепно организованной программы подготовки спортсменов в стране».
Ланс Армстронг после очередной победы на Тур де Франс. После допингового скандала его лишили титула семикратного победителя этой велогонки.
В 2012 году крупнейший допинговый скандал накрыл велосипедный спорт: американский велосипедист Ланс Армстронг был лишен всех своих семи побед на «Тур де Франс».
В 2015 году в центре обвинений о применении допинга оказалась Международная федерация легкой атлетики IAAF и Россия.
Профессор Чарльз Йезалис из Пенсильванского университета в США так объясняет непрекращающиеся баталии на полях фармакологических сражений.
Главный вопрос: готовы ли болельщики выключить телевизор и перестать ходить на стадионы?
«Наше общество, — пишет он в статье «История допинга в спорте», — поощряет и награждает скорость, силу, размер, агрессию, и, превыше всего, победу. Проблема употребления допинга, как, впрочем, и других наркотиков – это проблема, которая вызвана спросом. Этот спрос не ограничивается спросом атлетов на препараты, улучшающие спортивную форму, но и спросом болельщиков на тот высочайший уровень достижений, который приносит допинг. Можно поспорить, что поведение атлетов и спортивных чиновников соответствует запросам «потребителей» большого спорта. В этом и заключается главный вопрос: насколько спортивных болельщиков реально заботит применение допинга в спорте? Скорее всего, большинство из них, допинг действительно не одобряют. Но, и это самое главное, заходит ли их неодобрение настолько далеко, чтобы выключить телевизор?»