Античная проктология: наука о важном (12 фото)
Писать о личном, а тем более интимном, сексуальном всегда сложно. Общество не всегда готово к этому, вернее, даже так - оно всегда к этому не готово. Из-за этого, с одной стороны, мы получаем тех, кто на описании интимного выезжает, выпячивая свое вульгарное, с другой - если у нас самих возникают проблемы со здоровьем и они хоть чуть чуть могут показаться нам личными, или персональными, интимными - мы боимся не то что это обсуждать, а вообще идти к врачу, в аптеку, или хоть как-то упоминать об этом, пока дела не станут совсем плохи. Сегодня в дебри истории хирургии и лечения некоторых проктологических и урологических заболеваний отважно залезет теплыми мужскими руками ваш SV.
«Хранители ануса»
В наши дни проктология, как ни странно, пользуется неоднозначной славой. Как отдельная, но неотъемлемая часть хирургии, она берёт свое начало в Древнем Египте, где была не только относительно развита и изучена, но и вполне почитаема среди докторов. Из восьми медицинских папирусов, касающихся проктологии, мы считаем наиболее важным Медицинский папирус Честер Битти (ради Бога, не путайте его с обычными папирусами Честера Битти, которые датируются гораздо более поздним временем и местом и вообще излагают Евангелие). Медицинский же папирус ЧБ относится к Египту 13-го столетия до нашей эры и представляет из себя монографию по лечению головных болей и болезней ануса. Так сказать, две стороны одного организма.
Откуда мы столько знаем про Древний Египет и его медицину? И почему, например, ничего не знаем про геморрой или цистит в Шумере или Южной Африке? Всему виной – научная копипаста и любопытные «соседи по парте» Средиземноморскогорегиона. В 450 году до н.э. древний Египет начинают посещать древние греки и копировать у них их древние папирусы, чтобы скопипастить их способы лечения. А затем Рим, а затем вся средневековая Европа… Так что по большей части всему виной – просто хорошая реклама средства от геморроя и обилие копипасты. В частности Геродот вполне детально описал вообще всю египетскую систему здравоохранения. Вот, например: «Медицина практикуется по принципу разделения, каждый врач лечит одно расстройство и не более, таким образом страна наполнена самыми разными специалистами. Одни лечат глаза, другие головы, третьи зубы или кишечник».
Отлично иллюстрирует иерархичность медиков и уважение к отдельным профессионалам своего дела пара стел, посвященных врачам-проктологам. Стела Кхоуи и стела Ир-ен-Ахты 2-го (находки Кибелла и Юнкера в 1905г. и 1926г. соответственно). Стелы датируются примерно 28-ым столетием до нашей эры и были найдены возле пирамиды Джосера, в Саккаре. На стелах действительно есть две надписи, обозначающие профессию и специализацию по органу, но фразы начинаются не со слова «Целитель», как обычно, а с Nrwphw - что буквально переводится как Хранитель. Это высшая степень уважения к докторам и, пожалуй, признание их медицинских заслуг. Примерно на уровне как памятник на центральной площади. Сейчас в это сложно поверить, но конкретно анус в древнеегипетской медицине – это вообще отдельный орган, имеющий важное значение для всего организма и человеческого быта. А не постыдный субъект дефекации. Поэтому полное название почетной профессии дословно переводится как Хранитель Ануса.
Пирамида в Саккаре:
Чем вызвано такое уважение к профессии проктолога и откуда собственно в Египте возникла проктология как наука. На самом деле многое из профессии Хранителя Ануса проистекает из жаркого климата вдоль реки Нил. Тепло, влага и легкий романтический налет античной антисанитарии располагали практически всё население к обзаведению паразитами, которые могли вызывать множество кишечных проблем, которые уже... вплоть до геморроя, ну, вы поняли. Кто жил в древних египтянах? Рекомендую мои посты про паразитов в речной рыбе :) Добавьте сюда скудный рацион у бедных и излишне роскошный у богатых, тяжелый физический труд или долгосидение во дворце…В общем, не удивительно, что профессия проктолога имела место быть. Естественно, у фараонов были свои собственные VIP-проктологи в центрах здоровья и медицины, с видом на Нил. Ир-ен-Ахт 2-ой, кстати, как раз таким и был.
Божественные клизмы
В папирусе Эберса мы можем встретить описание терапевтического лечения. Помимо различных растительных лекарств и смесей минеральных и животных продуктов можно выделить топленый жир с листьями акации (почти ректальные свечи), касторовое масло и клизмы для облегчения и очищения. Огромное внимание в свитке уделяется гигиене и гигиеническим мероприятиям: от вытирания задницы до приема профилактических слабительных средств в течение трех дней каждый месяц. Хирургический папирус, так же известный как папирус Эдвина Смита, 15-го века до нашей эры, содержит около 50 описаний операций, среди которых – удаление геморроя и последующее прижигание для гемостаза (остановки крови). Более того, именно древнеегипетским медикам принадлежит полумифическое открытие средства, широко применяемого и сегодня. Да, да, речь идет об очистке нижних отделов кишечника с помощью спринцовки, или в бытовом фольклоре - “клизьмы”.
Ассоциативный ряд был выстроен следующим образом. Птица Ибис живет на берегах Нила. Египтяне верили, что она чистит не только перья, но и кишечник. Причем последний – оригинальным способом: набрав полный рот воды, она засовывает себе в задний проход свой тонкий клюв по самые выпученные глазищи, сдувает щёчки и всё там промывает. Наверное, поэтому с точки зрения египтян у неё вся голова и шея черные… Но не суть! В общем, последовав примеру отважной пташки, живущей по соседству, египтяне изобрели клизму. А птичка стала олицетворением бога Тота, божества мудрости и покровителя всяких полезных и интересных ноу-хау.
Аналогичные божественные системы – не клизмы, конечно, а в целом медицинских откровений, когда какой-нибудь доктор подытожил труды пары поколений в одно большое пособие для учащихся первого курса, – характерны для многих культур. Например, прекрасен и колоритен пример Индии. У них есть свой аналог греческого Гиппократа: Сушрута - медик и писатель, живший приблизительно между 1-ым и 5-ым вв. нашей эры.
Согласно легендам, он приходился сыном Вишвамитре - ведийскому мудрецу, который был одним из 7 сыновей бога Брахмы, рожденных прямо из – откуда бы вы думали? - из его ума. Эта семерка детей бога считается творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих. Так вот, выходит что Сушрута - медик из благородной семьи и мудрец в трех поколениях – написал труд «Сушрута-самхита». Можно бесконечно спорить, было ли это на самом деле коллективное авторство или всё же Сушрута – историческая личность, но в книге описаны 1120 болезней, несколько сотен лекарственных растений, хирургические методы проведения надрезов, вскрытий, зондирования, удаление геморроя и лечения анальных свищей с последующим щелочным и термическим прижиганием.
Каленое железо.
Операционная проктология, да и вообще вся хирургия, в античности зенита своей славы и максимального уровня развития достигли при Гиппократе (460-377 гг до н.э.). Большинство операций по-прежнему проводились при помощи лезвий с последующим прижиганием геморроидальных узлов, но к этому времени (вероятно, с Востока) приходит метод лигации. Но если сейчас лигирование - это надевание латексных колец на геморройный узел для его последующего постепенного усыхания и, в итоге, отмирания, то при Гиппократе операцию делали по другому. Льняную нить постепенно затягивали до тех пор, пока не удавалось отсечь узел. Нить при этом формировала жгут для венозного сосуда, а вместо вакуумного насоса для извлечения узла из ануса использовали оловянный зонд и пальцы. Лечили и образующиеся свищи. При Гиппократе это делали инъекциями серы и селитры, и порошка мирры (камедистая смола от аравийских деревьев семейства Бурзеровые) смешанного с мочой, в свищевые каналы. Последнее, конечно, выглядит не сильно безопасно, но на заре медицины пробовали и не такое.
Фирменным методом всё ещё было прижигание. Оно описано следующим образом: «Анус выталкивается пальцами из больного как можно больше. Металл раскаляется до яркого свечения. Узлы прижигаются до высыхания. В момент прижигания пациента держат за руки и голову, чтобы он не мог двигаться. Крики и рыдания в таком случае желательны, ибо так кишечник легче выходит наружу».
Был у греков и аналог склеротерапии. Сейчас это введение через шприц состава, который закупоривает сосуд, в итоге узел отмирает. А в античной Греции это проделывали комбо с хирургией. Сначала пациента бодрили суппозиториями из жира и квасцов (двойные соли одновалентных металлов, например alumen - по Плинию,они вызывают денатурацию белков и оказывает сильнейшее дубящее воздействие), затем отрезали подсохшее и отпускали пролеченного на все четыре стороны Эллады.
С приходом Римской империи колоноскопию или ректоманоскопию не изобрели, но дело продвигалось, так сказать, глубже и глубже. Римская хирургия была наукой более чем практичной и более чем современной для своей эпохи. Большинство римских инструментов вообще идентичны сегодняшним.
Ректальный спекулум времен ранней империи:
Вот, например, развились техники лигатуры и иссечения. Удаление геморроя стало более простым, римляне совместили все три способа, минимизируя травматичность: нитка + дубильные вещества + скальпель. Древнеримский хирург Авл (или Аулус – есть варианты…) Корнелий Цельс придумал, как оперировать свищ, закрывая его потом лоскутом кожи. В это сложно поверить, но в 1-ом веке нашей эры уже были шприцы! Авл Корнелий Цельс упоминает о них в своем труде De Medicina, и у нас есть пара археологических подтверждений тому из Греции. Авторство изобретения вообще принято относить к Ктесибию, жившему в 280 году до н.э. Правда, в отличие от современных шприцов, назначение у них было противоположное: это были миниатюрные насосы для откачки плохих жидкостей, а не для ввода полезных. В римской империи Гален успешно выкачивал таким способом гной из свищевых ходов. Гален был талантливый парень, он хоть и не вскрывал человеческие тела (в его эпоху операции над мертвыми были дурным делом), но активно изучал анатомию других животных. построив аналогии, Основываясь на изучении строения мышц ануса обезьян, он, по аналогии, описал человеческий аналог этого органа. Надо сказать, что ему удалось это сделать достаточно точно.
Ещё римские спекулумы:
Кудри Гефестиона.
При всем обилии и развитости хирургии в древние века, прежде всего, хочется спросить - откуда столько проблем? Ясное дело, когда мы видим инструменты для расширения ран и вынимания наконечников копий и стрел, мы с пониманием одобрительно киваем античным предкам, живших в эпоху бесконечных кровавых войн. Будь то Рим, Афины или Спарта, Верхние и Нижние царства Египта - вооруженное противостояние было обычным способом урегулировать политические и экономические споры. И если у фараона или патриция сидячий образ жизни и, как следствие, застой крови в нижних конечностях мы ещё можем предположить, что в купе с алкоголизмом, жирным, жареным, соленым, перченым и запорами приводит к геморрою, то откуда он, геморрой, возникал у римских легионеров?
Обжорствующие римляне:
Возможно, самые эрудированные из вас вспомнят Гефестиона, возлюбленного друга Александра Великого, или полулегендарный Отряд из Фив, состоявший целиком из таких друзей и потому сражавшихся особо отважно, дабы не потерять близких, Ахилла и Патрокла и многие другие примеры такой дружбы. Но если на заре эллинской цивилизации, в общинно-племенном строе мужское доминирование над более юными и не перешедшими в статус взрослого и самостоятельного гражданина мальчиками ещё теоретически имело место быть, то в более развитых полисах изображения однополой любви, дошедшие до нас, скорее похожи на утрированное восприятие эмоций. В римском патриархальном обществе же вообще ничего такого не признавалось, и чтобы этим заниматься, нужно было выпасть из системы прав римских граждан и стать рабом/наложницей мужского пола. С учетом такой дихотомии и понимания virtus - добродетели как активного поведения по управлению своим телом, домашним хозяйством, создание семьи и внесения вклада в общество, говорить о том, что гомосексуализм мог повлиять на развитие проктологии или, не дай-то Марс, присутствовал в войсках – жутчайший бред.
Тогда что? Геморрой – это патологическое расширение, воспаление и тромбоз геморроидальных вен. В нормальном состоянии речь идет об огромном количестве венных протоков и особенных структур. В анальном канале – конечном отделе толстой кишки они создают венозные полости, похожие на подушки, а также обвивают мышцы, ответственные за сброс отходов вашего организма и их конечную форму. Но так как это кишечник, вместо эластичной и упругой кожи там – слизистая, то есть вполне хрупкий эпителий, сразу под которым и находятся мышцы и вены. Причины того, что вены в этой области воспаляются и иногда выпадают вместе со слизистой в виде узла наружу – не то что в древнем Риме, до сих пор повсеместно изучают!
Как правило, к ним относят множество факторов и их совокупность в целом. Это питание – ведь запор может вызвать не только мясо, поданное императору. В основе рациона легионеров, например, долгое время были каши, по большей части перловка, а также оливки, лук и чеснок. Физические нагрузки - а где их больше чем в армии? Стресс, старение организма и инфекции... Заставьте толпу взрослых мужиков целыми днями рыть траншеи, есть кашу из лежалой крупы, добавьте недостаток чистой воды, стресс от скорой атаки германцев, и ограниченное время на присутствие в общественном сортире, общую губку-ершик для подтирания и мытья пятой точки, и вуаля – римская военная проктология как необходимость.
Античные урологи
«А урология? – спросите вы SV… – Военная полевая римская урология была? Так, чтобы пила, топор, шприцы и всё – в полях, а сверху стрелы и берсерки кругом, берсерки». Это, конечно, тоже история интересная. Но конкретно на этот вопрос ответ скорее нет, чем да. Признание урологии как науки является современным достижением. Да, мы можем найти камни в мочевом пузыре в египетских мумиях (первая такая аж от 4900 года до н.э.), да, мы знаем об обрядах обрезания, практиковавшихся в Египте еще за 4000 лет до нашей эры, о ритуальном обрезании на восьмой день жизни у древних евреев, но назвать это всё медицинской наукой сложно.
Обратный шприц/клизма:
Проблема была в неоднозначности практикуемых операций. Некоторые вмешательства в человеческий организм были табуированы, особенно, если речь шла об уже мертвых или о женских половых органах. Если мы посмотрим ту самую клятву Гиппократа, то увидим фразу «Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». Казалось бы, как так?! Раскаленным железом в попу можно, а камни удалить нельзя? Можно подумать, что не было инструментов, или никто о них не знал… Но нет же! Взять вот Аммония Литомуса, жившего около 3-го века в Александрии и изобретшего инструменты для проведения литотомии – хирургического измельчения и удаления камней. Аммоний делал это не очень гуманно – через разрез литотомным скальпелем, лопаткой и долотом с молотком, на ощупь находя, измельчая и доставая камни наружу. Не знаю, держали ли пациента (как в случае с геморроем), но не исключаю, что от уровня стресса этот самый геморрой мог появиться как осложнение.
Бронзовые греческие инструменты для литотомии:
Известны попытки симптоматического лечения мочекаменной болезни. Например, тот же папирус Эберса описывает лечение задержки мочи с помощью трансуретральных бронзовых трубок, тонких соломинок и пальмовых листьев. Не желая доставать камни, Гиппократ вполне детально описывает применение уретральных свинцовых катетеров, а уже в 79 году нашей эры в Помпеях были серебряные трубки S-образной формы, что за неимением гибких материалов – почти идеальный выход. Хумористическая теория вполне вписывалась в лечение, при невозможности самостоятельного выхода жидкости из организма – ей помогали, не только вставляя катетеры, но и назначая мочегонные средства. Что в целом тоже неплохо.
Сложности на самом деле возникают на моменте правильного диагностирования. Если печеночная колика из-за застрявшего в протоке камня вызовет бурю эмоций в основном благодаря невероятным болям, то даже сегодня запущенные мочекаменные болезни ,и например, простатит, без нормального обследования хотя бы с УЗИ можно лечить долго и безуспешно. Отчасти проблемы с естественным, но болезненным выходом жидкости катетер решит, но вот камень там у Клавдия или хронический простатит определить будет невозможно, даже сделав надрез и засунув лопатку в мочевой пузырь.
Современность и содомия
Античная простата, а вернее предстательная железа, зверь пострашнее бешеной матки. И главная ее загадка в том, что в античности она просто не существует. За историю медицины её только открывали несколько раз. Уже не говоря про определение функций. С древнегреческого προστάτης переводится как защитник. И в античной медицинской литературе она упоминается только единожды, между Галеном и Герофилом около 300 г. до н.э. В следующий раз она всплывает только в 1550-ом в исследованиях Николо Массы, а это без малого 1850 лет отсутствия любого понимания того, что такой орган вообще есть.
Expecto patronum/περιμένω προστάτης! (перимэно простатис!)
К сегодняшнему времени она была не только переоткрыта пару раз, но и обратно мифологизирована. О чем это я? В конце 1960-х годов в мире из-за отсутствия эффективного лечения и относительной доступности органа с ним начали экспериментировать, оказывая на внутренний орган внешнее стимулирующее воздействие (массаж). Чтобы вы понимали: в 60-е только-только собрали наконец коммерческую версию УЗИ-аппарата. Хотя работы по аппарату начались ещё в 1942 году Карлом Теодором Дуссиком в Австрии. В 1948 открыли Acremonium strictum (безвредная бактерия, которая в конкурентной борьбе за место под солнцем обзавелась химоружием), из которой начнут выделять большинство известных ныне антибиотиков всех поколений и эффективностей.
Затем от массажа отказались. Но в начале 1990-х началась совсем другая эпоха: о предстательной железе вспомнили уже как о мужской точке G, напридумывали девайсов, а затем маркетологи приплели сюда и Гефестиона,и Отряд из Фив, и историю проктологии. Сейчас, кстати, эта процедура является медицинской только в РФ и Китае. Но Китай с его народной медициной – отдельная история...