Глеб Травин: велоподвиг длиною 85000км, оказавшийся ненужным в СССР (5 фото)
Увы, но сегодня имя Глеба Травина практически позабыто, а ведь жизненный путь его обладателя настолько захватывающ, что явно мог бы лечь в основу сценария приключенческого блокбастера. О Шерил Стрэйд с Риз Уизерспун в главной роли вон какое кино сняли, а ведь героиня преодолела всего-то 1770 км. Правда, пешком.
Но вернёмся к нашему Травину, без преувеличения заслуживающему звания истинного героя и «пионера» велодвижения в СССР. Шутка ль дело – оседлав отнюдь не продвинутый по современным меркам «байк», дядька преодолел 85 тысяч километров территории тогда самого большого государства в мире! Тем самым лишний раз доказав, что возможности человеческого тела при большом желании могут быть практически безграничны. Как это частенько водилось в «совке», достижение соотечественника оценил по достоинству лишь узкий круг родственников да друзей… Давайте-ка исправим эту вопиющую несправедливость!
Родился Глеб Травин в 1902 году во Псковской губернии, однако первое его значимое путешествие началось в Петропавловске-на-Камчатке. Кстати, туда молодой авантюрист дембельнулся из армии, указав его в качестве родного города с целью получения бесплатного билета на поезд.
С детства Глеб души не чаял в велосипедах, а посему в его светлую голову довольно быстро пришла идея вволю накататься, не будучи при этом упечённым в каталажку за тунеядство (существовала такая статейка в УК СССР, кто не в курсе). План был гениально прост: Травин официально заявил в соответствующие инстанции о своём намерении популяризировать ЗОЖ в целом, и велоспорт в частности, приложив к заявлению план маршрута вдоль всех границ СССР! Партийные деятели оценили столь благородную инициативу молодого спортсмена, и выдали ему «по накладной» великолепное по меркам того времени чудо «веломысли» – американский Princeton 404 модели. Именно этот велосипед и оставался неизменным спутником Травина на протяжении всего огромного пути.
Глеб Травин был бесстрашным сорвиголовой в лучшем понимании этого слова, к тому же обладал отменнейшим здоровьем. Не откладывая дело в длинный ящик (в Партии ведь могли и передумать!), он рванул по маршруту даже без тёплых вещей (в майке, шортах, трико и лёгкой ветровке), прихватив в качестве провианта лишь запас галетного печенья и шоколада. Остальное добывал охотой и рыбалкой, а грелся обычно методом активного кручения педалей. В роли шапки выступали специально отращённые загодя длинные волосы.
Его путь, начатый в октябре 1928 года во Владивостоке, пролегал как через знойные пустыни и высочайшие горные перевалы, так и через снежные сибирские просторы. Через Каспий переправился на пароме. Уже к ноябрю 1929 года путник «зачекинился» в Мурманске, где начался его путь вдоль побережья Северного Ледовитого океана – от полуострова Ямал до мыса Дежнева. А это, на секундочку, едва ли не половина всего маршрута! По воспоминаниям самого Травина, этот отрезок стал самым тяжёлым и рискованным, что вполне логично. Экстремально низкие температуры, ночёвки в сугробах, борьба с обморожением, охота на полярных медведей – это лишь малая толика приключений, которые пришлись на долю странника.
Предварительно Травин хорошенько ознакомился с жизнью, бытом и нравами ненцев (местная народность), которые не раз предлагали странному путешественнику кров и пищу. Правда, относились к нему с подозрением, почитая за духа или ещё какого барабашку, гарцующего на необычном железном олене. Собственно, оно и нестранно – ведь на их глазах изнеможённый путник, почти сутки мчавшийся в поисках приюта, опасаясь гангрены самостоятельно отрезал себе обмороженные пальцы на ногах! Позже он ещё не раз выживал лишь чудом после ухода под лёд, буранов, встреч с медведями и прочих приключений, которым «позавидовал» бы и Беар Гриллз.
Прибыв в июле 1931 года в крайнюю точку северо-восточной части СССР (мыс Дежнева), Глеб Травин и не думал «вешать велотрусы на гвоздь», пожиная лавры, а отправил в органы запрос на продолжение путешествие за границей. Планировал исколесить западное побережье обеих Америк, побывать в Огненной Земле, попасть в Африку, пересечь Сахару и Аравию, затем повидать Индию и Китай, откуда вернуться в Россию через Тибет и Монголию. Таким образом получилось бы кругосветное путешествие! Естественно, получил категорический отказ, после чего вернулся на Камчатку на китобойном судне.
Сегодня Глеб Травин был бы после подобного достижения мировой знаменитостью и мегапопулярным Youtube-блогером, но тогда единственной наградой стал памятный вымпел «За вклад в развитие физкультурного движения» и значок ГТО. Более того, в его адрес поступали обвинения в бессознательности – мол, пока встающая с колен страна, не щадя живота, корпит над выполнением очередной пятилетки, этот «никчемный герой» любуется красотами из седла велосипеда. Ну, обычное дело.
Хотя Глеб Травин брал в путешествие фотоаппарат KODAK и сделал в ходе экспедиции множество снимков, до наших дней дошла лишь малая их толика – большую часть родные уничтожили в страхе перед репрессиями. Как показала история, не напрасно – к примеру, написавший труд о путешествии Травина писатель Вивиан Итин был успешно перемолот советской бюрократической машиной, о которой сегодня так томно вздыхают многие наши сограждане.
После экспедиции Глеб Травин продолжал популяризировать велодвижение, был тренером целого поколения спортсменов, а в военные годы служил на Камчатке инструктором военного дела. Помер же в 1979 году в полнейшем забвении.