Космическая программа Республики Замбии, стартовавшая в 60-х. Как тебе, Илон Маск? (10 фото)
Начало 60-х годов ознаменовалось космической гонкой небывалых масштабов. Советский Союз ударил по амбициям США первым полетом человека в космос, почти не дав заокеанскому сопернику оклематься после серии удачных запусков спутников с аппаратурой и животными. Американцы лихорадочными темпами начали готовить свой полет на Луну, не подозревая, что кроме СССР на господство в космосе претендует еще один игрок — Замбия.
Сержант Эдвард Фестус Макука Нколосо
Чтобы понять суть космической программы этой африканской страны, нужно заглянуть в прошлое. Во время Второй мировой войны в британской армии служил парень по имени Эдвард Фестус Макука Нколосо. Этого человека отличал пытливый неординарный ум и редкая для уроженца Замбии деятельная натура.
Не найдя на полях брани воинской славы, Эдвард по окончании войны демобилизовался в звании сержанта и начал искать себя в мирной жизни. Бывший военный сменил много разных работ — он учительствовал, трудился чиновником, воевал за независимость родной страны и даже немного сидел в тюрьме.
Широкие возможности для Нколосо открылись в администрации первого президента независимой Республики Замбия Кеннета Каунды. Сложно сказать, как Эдвард попал в аппарат президента, но факт остается фактом — человеком он стал не только известным, но и уважаемым.
Получив к своим желаниям еще и возможности, непоседливый и пропитанный неистребимым оптимизмом Нколосо взялся за самый смелый проект своей жизни. Он основал государственный институт с очень необычным названием — Национальная академия наук, философии и исследований космоса и, разумеется, сам его и возглавил.
Что такое философия Эдвард представлял себе смутно, а вот про космические проекты США и СССР был наслышан, благо что к радио и даже телевизору у новоиспеченного академика доступ был. Поэтому, чтобы не терять время даром, Эдвард Фестус Макука Нколосо заявил о старте национальной космической программы, целью которой была одновременная колонизация Луны и Марса.
Тут сразу стоит сделать отступление и сказать, что знания о космосе у ученых мужей из африканской страны были слегка поверхностными. Было известно, что он есть и что для того, чтобы его достичь, желательно двигаться вертикально вверх. Научная библиотека академии наук состояла из книг, оставленными бежавшими из страны британскими миссионерами и в деле освоения космоса помочь не могла.
Но это не стало препятствием для бурной деятельности Нколосо и его соратников. Ученых не интересовали такие пустяки как наличие воды или жизни на планетах Солнечной системы. Они сразу же заявили, что главная цель миссии на Марс — установление контакта с марсианами и введение их в лоно христианской церкви.
О том, что мировое ученое сообщество гложут сомнения по поводу наличия хоть какой-то жизни на Марсе или Луне, в Национальной академии наук говорить было не принято. Такие крамольные беседы могли бросить тень на славного патрона учреждения — Эварда Нколосо, который лично видел марсиан через телескоп.
Честь стать первым космическим первопроходцем выпала простой 16-летней деревенской девушке по имени Мата Мвамбва, тяготы межпланетного путешествия с которой должны были разделить две кошки. Были у девушки и дублеры, как положено в настоящей космической команде. На реализацию космической программы Нколосо потребовал выдать ему из бюджета немалую даже по сегодняшним меркам сумму — 7 миллионов фунтов стерлингов. Пока в верхах размышляли о целесообразности инвестиций, Эдвард с единомышленниками начали подготовку к полету.
Своей космической базы у молодой республики не было, поэтому центр подготовки к полетам организовали на одной из ферм, расположенной возле столицы страны Лусаки. Там первую замбийскую женщину-космонавта и ее дублеров приучали к невесомости, перегрузкам и прочим трудностям.
Так как финансирование задерживалось, Нколосо и группе его ученых приходилось делать все своими руками, не гнушаясь при этом подручными средствами. Для имитации перегрузок использовали бочку, в которого запихивали будущего космонавта и пускали по склону холма.
Невесомость имитировать было еще сложнее, но и тут академики справились — человека привязывали к тарзанке и изо всех сил раскачивали. Позже упражнение усложнили, перерезая в высшей точке подъема веревку и пытаясь затем поймать астронавта натянутым одеялом.
Но больше всего времени уделялось такой дисциплине, как хождение на руках. По мнению Нколосо, именно таким способом придется перемещаться по поверхности Луны и Марса первым землянам. В общем, выражение «через тернии к звездам» идеально описывает тренировочную программу космонавтов Замбии.
Параллельно лучшие умы Национальной академии наук разрабатывали космический аппарат. Ракетостроение в Замбии было в очень зачаточном состоянии, поэтому для доставки первого экипажа на Марс избрали неординарный способ — катапульту. Первую космонавтку должны были поместить в специальную капсулу из меди и алюминия с запасом еды и воды, а затем запустить в сторону Красной планеты.
В качестве космодрома избрали только что построенный стадион Независимости в Лусаке, способный вместить до 30 тысяч зрителей. Старт запланировали на 24 октября 1964 года, приурочив его ко Дню Независимости страны. Хотя космический корабль и назвали в честь президента Кеннета Каунды — «D-Kalu 1», это не помешало противникам проекта помешать делу прогресса.
Часть чиновников высказалась против использования для космического катапультирования нового стадиона, где планировалось проведение праздничных мероприятий. Разумеется, в кулуарах власти началась борьба, которую президент академии наук проиграл. Во всех своих неудачах Эдвард Нколосо винил происки Запада и Востока, которые сплотились против него и из опасения стать свидетелями торжества замбийской космонавтики строили через своих агентов козни.
Испытание Эдвардом Нколосо скафандра
Замбийского ученого подстерегал и еще один удар — в казне Республики Замбия не оказалось необходимой для полета на Марс и Луну суммы, а иностранные инвесторы почему-то не отзывались. Даже то, что сам Нколосо лично просил деньги, обивая пороги, не дал никакого результата.
Враги добрались и до первой женщины-астронавта — юная Мата Мвамбва неожиданно забеременела прямо в процессе подготовки к полетам и рассерженные этим родители забрали ее домой в деревню. Жаловаться было некому, так как сам господин президент, поначалу хлопавший в ладоши от предвкушения славы, внезапно охладел к космонавтике. Грандиозный проект рухнул, уничтожив последние надежды на колонизацию Марса замбийцами.
К счастью для потомков, космическая программа Республики Замбия была так широко распиарена, что долгие годы вдохновляла художников, писателей и психиатров всего мира. Ей мы обязаны появлению таких явлений в искусстве как фотопроект Кристины де Миддел «Афронавты» и безжалостного своим идиотизмом фильма «Геи-ниггеры из открытого космоса».
Что касается Эдварда Нколосо, то он, как и следовало ожидать, не опустил руки и с головой кинулся в пучину других дел и проектов. Он неудачно баллотировался в мэры Лусаки, потом погряз в дипломатических делах, из которых вышел кавалером юбилейной советской медали к 40-летию Победы. Позже он пытался стать адвокатом и даже получил диплом юриста.
В конце жизни Эдвард Фестус Макука Нколосо получил воинское звание полковника и когда он умер, а это произошло 4 марта 1989 года, хоронили его с президентскими почестями. Об этом человеке можно сказать одно — он стал известной личностью в своей стране, несмотря на абсурдность проектов и дремучее дилетантство. Но если бы он смог хоть на секунду остановиться и направить свою энергию в нужное русло, то, возможно, ему бы аплодировал весь мир.