«Кожаная» история России (2 фото)
О мастерстве древних мастеров свидетельствуют находки археологов – из кожи скифы изготавливали сосуды, упряжь, коробки, предметы утвари. Не отставали от них и русские мастера, хотя разнообразие изделий значительно уступает скифским – до нашего времени сохранились лишь немногочисленные фрагменты обуви из дубленых кож, обнаруженные учёными. Впрочем, о мастерстве древних русских кожевенников могут рассказать не только артефакты, но и письменные источники того времени. Так, в предании о посещении новгородской земли апостолом Андреем рассказывается, что там обливаются в бане «квасом усниянным», то есть раствором, в котором отмачиваются кожи и овчины. О русских кожевниках (усмарах) упоминает уже летопись Нестора (легенда 992 г. о Яне Усмошвеце). В 1240 г. в битве со шведами пал «Дрочило Нездылова, сын кожевника». Упоминания о когорте кожевенников свидетельствуют, что уже тогда обработка кожи выделилась в отдельное занятие, весьма уважаемое нашими предками.
Настоящий расцвет кожевенное производство на Руси переживает в XI-XIII веках. В крупных городах – Москве, Новгороде – появляются специальные кожевенные мастерские, делавшие обувь, упряжь, пергамент, переплёты для книг, пояса, украшенные золотом и серебром. Последние были распространённым украшением на Руси. Так, в алтаре церкви Спаса на Бору в Москве хранятся кожаные изделия XIV в.: параманд и пояс с оттиснутыми изображениями праздников и объяснительными надписями. Ременные пояса с различными украшениями носились князьями и переходили по наследству от отцов к детям. В большом ходу были сапоги из сафьяна, служившие признаком принадлежности к боярскому сословию – жёлтая, зелёная и красная обувь с загнутыми кверху носами пользовалась большим спросом на рынке. Выполняли мастерские и военные заказы – кожа шла на обивку щитов, с которым воины шли в бой.
Долгое время в мастерских, о которых идёт речь, заказ клиента выполнял один мастер – он обрабатывал кожу и делал вещь. Однако, в XIV веке в кожевенном производстве происходит разделение труда – каждый мастер начинает специализироваться на своём этапе производства или обработке изделий, повышая их качество. Появляются и новые методики работы с материалом, – в основном, они заимствовались с Востока, у мастеров которого учились славянские кожевенники. Цикл обработки кожи включал теперь тщательную очистку от сухожилий и мяса, золение (помещение в ящик с известью и солью), сбивание мездры и шерсти тупым ножом, что позволяло сделать кожу гибкой, открывало новые способы использования кожи в обиходе. Кожевенники сразу же воспользовались этим преимуществом. А о том, что вошли тогда в обиход наших предков, мы можем судить по словам, оставшимся в нашем языке – карман, чулок, башмак и другим.
В XVII веке на смену небольшим мастерским пришли кожевенные дворы – прообразы современны заводов. Производство кожи здесь было налажено в промышленных масштабах, благо государственная политика, которую проводил царь Алексей Михайлович, способствовала процветанию отрасли. В это время появляются крупные центры, специализирующиеся на выработке определённого типа кож. Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытный изделия русских мастеров – богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки – были широко известны. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года. Широко известна не только в стране, но и за рубежом, была казанская юфть, Выделкой лошадиных и соленых буйволовых кож занимались в Ростове, Вологде, Новгороде, Муроме, Перми. Кожа в этот период не только активно вывозится за границу, а качество изделий определяется соблюдением правил, установленных в тайном приказе 1668 года. В документе не только прописано, как должен выглядеть готовый материал, но и указаны оборудование и инструменты, применяемые при его изготовлении. Последние должен был включать «колоды для замачивания кож, медные котлы, дубовые кади, ушаты, корыты, скобели и скребницы».
Дело своего отца по регламентации кожевенного дела, занимавшего важное место в экономике страны, продолжил и Пётр I. Для усовершенствования и развития кожевенной промышленности, он издал ряд указов (1715 и позже), касавшихся как выделки кож, так и торговли ими. В 1716 г. Петр Великий сделал частным заводчикам казенный заказ на 100 тыс. пудов юфти по 4 руб. за пуд с доставкой в Архангельск, где эти кожи должны были продаваться от казны без всякой надбавки цены. Подобная политика меркантилизма была продолжена и при Екатерине II, способствуя развитию отрасли. Так, к началу царствования Екатерины II в России насчитывалось 25 кожевенных заводов и 10 для выделки замши, в конце же этого царствования число предприятий возросло до 84, а экспорт кожи значительно превысил импорт. Основы, заложенные этими монархами, определили успешное развитие кожевенного производства, вплоть до начала XX века. По объёмам производства материала наша страна значительно обгоняла просвещённую Европу – в начале века Россия снабжала натуральной кожей все весомые производства Запада. Кожа, которая играла огромную роль в жизни людей, когда основным средством передвижения была лошадь (седла для верховой езды, сбруя для различных видов повозок, кожаные сиденья карет и т.д.), в те годы обрела ещё одну, очень важную, сферу применения — она сопровождала появление большинства технических новинок. Из кожи делались сиденья первых автомобилей, в кожаные чехлы заботливо упаковывались новорожденные электро- и радиоприборы, фотоаппараты. Авиаторы, шоферы (а это были, как правило, богатые люди) одевались буквально с ног до головы в кожу: куртки, укрепленные кожаными деталями галифе, шлемы, рукавицы-краги, высокие, до колен сапоги. Одежда из кожи под их влиянием стала модной у самых разных слоев населения…Бешеный спрос на русскую кожу повлёк за собой и ещё один эффект — во Франции в продажу поступили духи с аналогичным названием.(название парфюма) Для тех, что могли быть покупателями этого очень дорогого сорта парфюма, загадки в названии не было. Имелись в виду кожа и изделия из нее, поставляемые Россией на мировой и прежде всего европейский рынки. Запах отлично выделанных кож великолепен, это знает каждый, кому довелось держать в руках нечто подобное. И вот этот-то запах, если верить воспоминаниям современников, дал название знаменитым парижским духам «Русская кожа».
Исторические катаклизмы привели к сокращению оборота кожи на мировом рынке – в значительной степени это было обусловлено разрушением и остановкой производства. Однако, с приходом советской власти, предприятия кожевенного промысла были вновь запущены – кожа стала символом нового режима. Кожа оставалась в жизни общества как знак привилегированного положения того, кто имел право укрыть от непогоды свои плечи кожаным пальто или курткой и натянуть на ноги сапоги из настоящей кожи: высший командный состав, летчики, танкисты. В годы перестройки кожаный пиджак стал настоящим писком моды.