Не только мечи и магия (37 фото)
Известный американский писатель, яркий представитель «Золотого Века» англоязычной научной фантастики Фриц Ройтер Лейбер-мл. родился 24 декабря 1910 года в Чикаго (Иллинойс, США), в семье Фрица Ройтера Лейбера-ст. (1882-1949) и Иды Вирджинии Лейбер (урож. Бронсон, 1885-1970) — актёров «шекспировского» театра. Отец, кроме того, снимался в кино — сначала в немом, а потом и в звуковом (Меркуцио в «Ромео и Джульете» (реж. Ф. Бушмен, 1916), Цезарь в «Клеопатре» (реж. Дж. Г. Эдвардс, 1917), Соломон в «Царице Савской» (реж. Дж. Г. Эдвардс, 1921), Ференц Лист в «Призраке оперы» (реж. А. Лубин, 1943), священник в «Месье Верду» (реж. Ч. Чаплин, 1947) и др.). Предки Лейберов были немецкими эмигрантами. В связи с чем, писатель настаивал, что его фамилию следует произносить как «Лайбер».
Кадр из фильма "Клеопатра" (1917)
Какое-то время он, казалось, пойдёт по стопам родителей — 1928 год Фриц-младший провёл в турне с труппой родителей (Fritz Leiber & Co), прежде чем поступить в Чикагский университет/The University of Chicago. Там в 1932 году он получил степень доктора философии и степень в области психологии и физиологии с отличием. В университете так же участвовал в театральном движении — играл, как и родители, на сцене (театр и актёры заняли затем видное место в его литературе).
В 1932-33 гг. Лейбер работал мирским (непрофессиональным, не имеющим сана) читателем и учился, в качестве кандидата на служение, на епископальных курсах в Общей теологической семинарии/General Theological Seminary (GTS) — старейшем центре богословского образования англиканской общины (Челси, Манхэттен), филиале Епископальной церкви.
После обучения в аспирантуре по философии в 1933-34 гг. и неудачной попытки получить учёную степень, Фриц остался жить в Чикаго, периодически путешествуя с труппой родителей (под сценическим псевдонимом «Фрэнсис Латроп»), и даже появлялся вместе с Лейбером-старшим в сцене свадебного пира в х/ф с Гретой Гарбо «Дама с камелиями» (реж. Дж. Кьюкор, 1936), в х/ф «Великий Гаррик» (реж. Дж. Уэйл, 1937), а также в «Горбуне из Нотр-Дама» (реж. У. Дитерле, 1939, в титрах указан не был).
Кадр из фильма "Дама с камелиями" (1936)
Затем работал в издательстве, преподавал на курсах актерского мастерства. Увлекался также метафизикой и историей, на гроссмейстерском уровне играл в шахматы, обожал кошек, ставших затем героями некоторых его произведений.
Первая НФ-публикация Лейбера — вышедший в 1939 году в августовском номере журнала Unknown (издававшемся Д. Кэмпбеллом в 1939-43 гг. и оказавшем огромное влияние на формирование фэнтези, как самостоятельного направления) рассказ «Два искателя приключений» («Драгоценности в лесу»)/Jewels in the Forest (Two Sought Adventure). В нём Фриц впервые представил читателям своих героев — искателей приключений и воров Фафхрда и Серого Мышелова, жителей воображаемого города Ланкмара, о которых он впоследствии написал несколько десятков увлекательных («серьёзных» и юмористических) повестей и рассказов.
Вся сага была представлена в сборниках «Мечи и чёрная магия»/Swords and Deviltry (1970), «Мечи против смерти»/Swords Against Death (1970), «Мечи в тумане»/Swords in the Mist (1968), «Мечи против колдовства»/Swords Against Wizardry (1968), «Мечи и ледовая магия»/Swords and Ice Magic (1977), а также романе «Мечи Ланкмара»/The Swords of Lankhmar (1968) и сборнике «Валет мечей»/The Knight and Knave of Swords (1988).
Историю создания цикла Фриц затем изложил в автобиографическом эссе «Фафхрд и я»/Fafhrd & Me (1963). От типичных произведений «героического фэнтези» сага отличается тонкой стилизацией, проработкой характеров и «отстранённым» чувством юмора. Критики приписывают писателю изобретение и самого этого термина — «героическое фэнтези».
Хотя основоположником жанра многие по праву считают Роберта И. Говарда (1906-1936), близкого друга основоположника литературы ужасов Говарда Ф. Лавкрафта (1890-1937, подробнее – здесь: Услышавший зов Ктулху) и продолжателя его «Мифов Ктулху»/Тhe Cthulhu mythos — создавшего в период 1929-36 гг. цикл о Конане-варваре из Киммерии и вселенной Хайборейской эры, а так же циклы о короле Валузии Кулле, вожде пиктов Бране Мак Морне и пуританине — борце со злом Соломоне Кейне. Он один практически царил в зарождавшемся жанре «меча и магии» вплоть до 1934 года, когда свои истории о Жирель из Джойри/Jirel of Joiry (1934-39) начала публиковать Кэтрин Л. Мур (1911-1987, подробнее – здесь: Про Генри и Кэтрин). Постепенно начали формироваться и новые писатели, пробовавшие подражать Говарду и уходившие в другие стороны, расширяя жанр, отдаляясь от протоптанной отцом-основателем дорожки. Одним из этих авторов и стал Фриц Лейбер.
Но Фафхрд и Мышелов обязаны были своим появлением не одному только Лейберу. Персонажей-авантюристов он придумал на пару со своим университетским другом Гарри Фишером, и тот даже принимал участие в написании некоторых историй о пройдохах из Ланкмара.
Судьба распорядилась так, что эти неунывающие воры стали настоящей иконой жанра — наравне с Конаном-киммерийцем, Элриком из Мелнибонэ Майкла Д. Муркока (подробнее – здесь: Его Танелорн) и другими выдающимися героями. На Западе цикл Лейбера любят особо, хотя у нас он известен несколько меньше.
А первый опыт написания историй о Сером Мышелове относится к 1930-м гг. (точная дата не определена) — ретроспективная публикация «Рассказа о кораблях с зерном»/The Tale of the Grain Ships — фрагмент, о приключениях героя в Риме времён императора Клавдия — состоялась лишь в 2010 году на страницах сборника «Странные Чудеса. Собрание ранних работ»/Strange Wonders: A Collection of Rare Fritz Leiber Works.
О следующем тексте известно уже больше: написан он был в 1936 году — в год гибели Говарда, — тем самым Лейбер как бы принимал от старшего товарища эстафету. Повесть «Гамбит адепта»/Adept’s Gambit в её первоначальной версии не имела никаких привязок к миру Невона по той простой причине, что его тогда ещё не существовало.
Начинающий писатель отправил текст на просмотр Лавкрафту, с которым тогда вёл переписку, и тот довольно высоко отозвался о его качестве, внеся, правда, и долю критики. В частности, он посоветовал Фрицу придумать для героев фэнтезийный мир, отсоединив их от привычной Земли. Лейбер внял совету мэтра и не бросился сразу публиковать повесть, которая в оригинальном виде вышла гораздо позже времени её написания — только в 2014 году, отдельным изданием Adept’s Gambit: The Original Version.
Первому из произведений о Фафхрде и Сером Мышелове — рассказу «Драгоценности в лесу» — посчастливилось оказаться на страницах Unknown в 1939 году. И в нём уже возникает мир Невона. В этом небольшом произведении Лейбер показал то, что станет впоследствии одной из узнаваемых черт цикла: с его героями вечно творятся какие-то страшные, сюрреалистические неприятности.
Это подтверждает и следующая история — «Чёрный берег»/The Bleak Shore, вышедшая более чем через год после предыдущей, опубликованная в том же Unknown в ноябре 1940 года. В ней автор отправляет героев на Западный континент, откуда они будут возвращаться в Ланкмар в течение и нескольких следующих рассказов. Так «Воющая башня»/The Howling Tower продолжает вояж Фафхрда и Мышелова по чужедальним землям. И в нём уже ощущается нечто непонятно-пугающее, этакого лавкрафтовского толка. Эти намёки обретают плоть в рассказе «Затонувшая земля»/The Sunken Land, в котором парочка по морю стремится к берегам континента. Оба рассказа вышли так же в Unknown, в номерах за июнь 1941 и февраль 1942 года соответственно
В следующем рассказе — «Дом вора»/Thieves’ House, вышедшем в Unknown в феврале 1943 года — Лейбер отошёл от темы возвращения с Западного материка и показал персонажей в противостоянии с магистром ланкмарской гильдии воров. Затем автор сделал перерыв (вынужденный, т.к. журнал прекращает своё существование) на несколько лет. Правда, осенью 1944 года уже в другом журнале — The Acolyte — появляется стихотворение «Серый Мышелов»/The Grey Mouser, переизданное позднее аж в 2-х частях.
Когда в 1947 году в издательстве Августа Дерлета выходит сборник произведений Лейбера, он, кроме уже печатавшегося ранее рассказа о 2-х авантюристах, включает в книгу и повесть «Гамбит адепта»/Adept’s Gambit в переработанном, по сравнению с вариантом 1936 года, виде. По его сюжету, Фафхрд с Мышеловом оказываются, перенесёнными из мира Невона, на Земле. Книга называлась «Чёрные агенты ночи»/Night’s Black Agents.
На страницы журналов персонажи возвращаются спустя лишь 4 года. Так осенью 1951 года состоялась публикация на страницах Suspense Magazine рассказа «Когти из тьмы»/Claws from the Night, в котором некто наловчился совершать крупные кражи драгоценностей в Ланкмаре. Ну, а подозрение пало на наших бродяг.
Спустя полтора года Лейбер опубликовал ещё одно приключение своих героев, произошедшее во время их возвращения с Западного континента. Рассказ «Семь чёрных жрецов»/The Seven Black Priests повествовал о странной и не вполне приятной встрече где-то на просторах континента, когда до Ланкмара ещё оставалось идти и идти. Рассказ приютил журнал Other Worlds Science Stories и выпустил его в свет в мае 1953 года.
А спустя ещё 4 года, вышла ещё одна книга с рассказами о Фафхрде и Сером Мышелове — «Два искателя приключений»/Two Sought Adventure (1957). На сей раз она содержала исключительно истории о друзьях из Ланкмара. Автор отобрал почти все уже изданные приключения и выстроил их в определённом порядке. Видимо, это были первые намётки Саги, которую Лейбер тогда, в 1950-е гг., уже обрисовывал для себя. Рассказы в книге были расположены следующим образом: «Драгоценности в лесу», «Дом вора», «Чёрный берег», «Воющая башня», «Затонувшая земля», «Семь чёрных жрецов», «Когти из тьмы». А вот «Гамбит адепта» остался за бортом — по всей видимости, оттого, что повествовал о несколько другом этапе жизни героев. А предшествовала этим рассказам миниатюра, знакомившая читателей именно с миром Невона, и называлась она просто — «Вступление»/Induction. Сборник получился достаточно мрачным, с лавкрафтовскими нотками и приключениями в духе Говарда. А вот дальнейшие истории о Фафхрде и Мышелове станут куда мягче, ироничнее и порой сюрреалистичнее.
В ноябре 1959 года в Fantastic Science Fiction Stories появляется новое приключение парочки — «Глухая пора в Ланкмаре»/Lean Times in Lankhmar. Это произведение было уже откровенно ироническим, в нём неразлучные друзья всё-таки разлучаются, и пытаюсь жить каждый по-своему. Но уже следующая новелла — «Без Морского Царя»/When the Sea-King’s Away —отправила героев в водную пучину. Текст увидел свет в Fantastic Science Fiction Stories в мае 1960 года. Лейбер продолжил снижать градус серьёзности и развеивает мрачную атмосферу цикла. Да и приключения становятся менее динамичными. Повесть «Дочь Сциллы»/Scylla’s Daughter была ознаменована тем, что в ней появился персонаж с Земли, очутившийся в мире Невона. А в рассказе «Грааль скверны»/The Unholy Grail варвара Фафхрда и вовсе нет, и посвящён он молодым годам Серого Мышелова. Оба произведения вышли в свет в Fantastic Science Fiction Stories в номерах за май 1961 и октябрь 1962 года. И ещё 2 небольшие новеллы были опубликованы на страницах того же издания: «Облако злобы»/The Cloud of Hate, повествующая об очередной напасти, нависшей над Ланкмаром (май 1963), а в номере за август того же года нашлось место «Складу странных услад»/Bazaar of the Bizarre — вещи несерьёзной, скорее даже пародийной, в которой внимание воров привлекла лавка всяких разностей, появившаяся в Ланкмаре, и её странный хозяин.
Следующее произведение о Фафхрде и Мышелове повесть «Властители Квармалла»/The Lords of Quarmall появилось всё в том же Fantastic Stories of Imagination, но его публикация растянулась на 2 номера: за январь и февраль 1964 года. Она интересна прежде всего тем, что была написана в соавторстве с Фишером (который, кстати, в 1978 году опубликовал и самостоятельное произведение из цикла — «Детство и отрочество Серого Мышелова»/The Childhood and Youth of the Gray Mouser). События в ней развиваются по большей части в подземном царстве, название которого вынесено в заглавие. «Звёздная пристань»/Stardock, тоже повесть, была опубликована впервые в сентябре 1965 года в Fantastic. Лейбер возвращается как единоличный автор и забрасывает героев с юга континента, где располагается Квармалл, на север, где скрывается Звёздная Пристань. На сей раз им придётся не спускаться в подземелья, а наоборот — лезть по горам и скалам.
Далее, вплоть до 1968 года, новые истории о ланкмарских ворах не появлялись, а затем вышли на страницах сразу 2 новых сборников писателя. В обоих их названиях появляются «мечи» — что в дальнейшем стало визитной карточкой «Саги о Фафхрде о Сером Мышелове».
Особенно выделяется в цикле короткая повесть «Радушие по-Ланкмарски» («Зло встречается в Ланкмаре»)/Ill Met in Lankhmar (1970) — «приквел» саги, в которой в Ланкмаре встречается и становится друзьями парочка воров. Вот только в ту ночь они перешли дорогу немного не тому человеку, и в результате подруги героев… были съедены крысами. Повесть получила премии «Хьюго»-71 и «Небьюла»-70.
Фантаст, чьё творчество было отмечено большим количеством наград, из разряда тех авторов, кто предпочитал работать в разных жанрах. Причём работать уверенно и добросовестно. Он сумел оставить неизгладимый след как минимум в областях фэнтези, НФ и ужасов. Так в «Чёрном гондольере»/The Black Gondolier (1964) собраны малоизвестные и вовсе забытые рассказы писателя: увлекательные истории, жанр которых порой трудно определить. Например, заглавный — о телепатическом общении... с нефтью.
Не чужд писателю был и «тёмный» жанр. Он завоевал репутацию мастера современной («урбанистической») «литературы ужасов». Яркие тому примеры — рассказы «Дымный призрак»/Smoke Ghost (1941), «Девушка с голодными глазами»/The Girl with the Hungry Eyes (1949), «Человек, который дружил с электричеством»/The Man Who Made Friends with Electricity (1962), «Бельзенский экспресс»/Belsen Express (1975) и один из лучших рассказов Лейбера — «Побросаю-ка я кости»/Gonna Roll the Bones (1967) — изящная притча об игре в кости со Смертью.
А первый роман Лейбера — «Ведьма» («Призвать жену»)/Conjure Wife — и по сей день считается одним из самых значимых вкладов автора в жанр ужасов. В нём лицом к лицу сталкиваются наука и магия, но главный герой — Норман Сейлор, молодой профессор социологии небольшого колледжа — абсолютно не верит в существование мистических сил, которые якобы управляют его жизнью. Но цепь событий наталкивает героя на мысль, что все его успехи — результат баловства его жены Тэнси колдовством. Возмущённый Норман требует прекратить эти занятия, пренебрегая защитой, обеспечиваемой ему женой всё это время, и навлекает на себя гнев злых сил. Изначально «Ведьма» была опубликована в Unknown в апреле 1943 года. Расширенная и исправленная версия вошла в антологию «Три Ведьмы»/Witches Three (1952, вместе с «Тьмы не будет»/There Shall Be No Darkness (1950) Джеймса Блиша и «Голубая звезда»/The Blue Star (1952) Флетчера Пратта), а затем, в 1953 году, была выпущена как отдельный роман.
Он был неоднократно экранизирован: «Гори, ведьма, гори!» (названный почему-то «в честь» романа А. Меррита Burn, Witch, Burn! (1932), вариант — «Ночь орла»)/Burn, Witch, Burn! (Великобритания, реж. С. Хайерс, 1962), «Ведьминское пиво» («Какая ведьма есть какой?»)/Witches' Brew (США, реж. Р. Шорр, Р. Бенджамин, источник в титрах не указан, 1980).
Более поздний роман «Наша леди Тьма» («Моя любимая колдунья»)/Our Lady of Darkness (1977) продолжил традицию готического романа. А вот «Тарзан и Долина Золота»/Tarzan and the Valley of Gold (1966) стал не совсем удачным подражанием Эдгару Р. Берроузу (подробнее – здесь: Солдат, писатель, «отец» Тарзана).
НФ-творчество Лейбера принесло автору положение одного из ведущих авторов жанра. В романе «Мрак, сомкнись!»/Gather, Darkness! (1943) он описал будущую теократическую диктатуру, которой противостоят учёные, маскирующие науку под магию. Герои альтернативной истории — повести «Трижды судьба»/Destiny Times Three (1945) — способны вмешиваться в её ход, но в результате все существующие «версии» начинают приходить в противоречие друг с другом.
Той же теме, но решённой в неожиданном ключе, посвящён цикл о Войне Перемен — роман «Необъятное время»/The Big Time (1958) и рассказы, часть из которых объединена в сборник «Паук мысли»/The Mind Spider (1961). Полностью рассказы цикла составили сборник «Война Перемен»/The Changewar (1983). Загадочная «война во времени» высших космических сил — Змей и Пауков — предстаёт как мастерски поставленный театр абсурда. Действие ограничено комнатой в некоем Убежище-санатории для воинов, расположенном вне известного пространства-времени. Стиль и свободное владение автором (актёр же в прошлом) «драматургией» выводит его действо далеко за рамки традиционной НФ. Пацифистские настроения автора отличают рассказы из сборника «Ночь волка»/The Night of the Wolfe (1966).
Талант Лейбера-сатирика продемонстрирован в романах «Серебряные яйцеглавы»/The Silver Eggheads (1958) и «Призрак бродит по Техасу»/A Specter Is Haunting Texas (1968). В первом мишенью критики выбрана издательская индустрия, во втором — США после 3-й Мировой, а точнее, Техас, которому удалось захватить власть над всем Северо-Американским континентом.
Загнивающий, аморальный мир далёкого будущего сатирически изображён также в романе «Зелёное тысячелетие»/The Green Millennium (1953). Сюжетно насыщенный роман «Странник»/The Wanderer (1964) — одно из лучших в НФ произведений о глобальной катастрофе (в данном случае вызванной неожиданным появлением в Солнечной системе загадочного Странника — инопланетного корабля).
Компьютер становится гроссмейстером в одной из лучших в НФ «шахматных» историй — «64-клеточный дурдом»/The 64-Square Madhouse (1962). В ироничной повести «Бедный супермен»/Poor Superman (1951) «ответы» всемирного Электронного Мозга печатает на пишущей машинке запыхавшийся человек, спрятанный в потайной комнате. Подлинный смысл «любви» приходит к героям рассказа «Корабль отплывает в полночь»/The Ship Sails at Midnight (1950) только после контакта с инопланетянином. Героиня рассказа «Порядочная девушка и пять её мужей»/The Nice Girl with Five Husbands (1951) живёт в полигамном мире и втайне страдает по моногамии, приравненной к государственным преступлениям, а героиня рассказа «Мариана»/Mariana (1960) переживает концептуальный переворот, обнаружив, что окружающий мир — это ловкая иллюзия. В рассказе «Ведро воздуха»/A Pail of Air (1951) описаны злоключения семьи последних выживших на Земле, выброшенной со своей орбиты в результате глобальной катастрофы.
Мир после катастрофы — место действия и рассказов «Луна зелёная»/The Moon is Green (1952) и «Великий караван»/The Big Trek (1957). Выделяются также «человечный» рассказ «Пространство-время для прыгуна»/Space-Time for Springers (1958), в котором обретший разум супер-котёнок жертвует собой ради человеческого детёныша, и «Успеть на цеппелин!»/Catch that Zeppelin (1975). Во многом автобиографична повесть «Корабль призраков»/Ship of Shadows (1969), герой которой — полуслепой алкоголик (автор и сам долгие годы лечился от алкоголизма).
Несмотря на множество наград, писатель так и не заслужил репутации автора НФ в той мере, в какой он завоевал её в фэнтези. Поэтому его НФ-произведения порой недооценивают. В творчестве Лейбера отразились как его увлечения — кошки, шахматы и театр появляются в его книгах регулярно, — так и убеждения, — в частности, отвращение к сексуальному угнетению и лицемерию, пацифизм.
Впечатляет разнообразие его литературных методов — тексты всегда энергичны, и хотя литературный стиль иногда кажется вычурным, но точность, с которой он выбирает слова, спасает его пышный, цветистый язык от аляповатости — по крайней мере, в фэнтезийных произведениях.
В НФ писатель чувствовал себя менее уверенно и иногда не мог скрыть погоню за эффектностью. Как он признавался, многие из его НФ-книг были переделаны из фэнтези, когда рынок её стал сокращаться. Лейбер не пожелал создать узнаваемый шаблон для своей НФ и где-то потерял в популярности, зато остался едва ли не единственным автором НФ и фэнтези из своего поколения, который продолжал трудиться и создавать книги в конце 1970-х гг. Добившись признания на этом поприще, Лейбер стал членом Общества американских писателей-фантастов/Science Fiction Writers of America.
16 января 1936 года Лейбер женился на Джонкил Стивенс и в 1938 году у них родился сын Джастин (1938-2016, профессор, философ и писатель-фантаст, работал преподавателем философии Хьюстонского университета/University of Houston, США).
Джастин Фриц Лейбер
С 1937 по 1941 год писатель работал в издательском доме Consolidated Book Publishing в качестве штатного сотрудника Универсальной американской энциклопедии/Standard American Encyclopedia. Затем, в 1941 году, семья переехала в Калифорнию.
Во время II-ой мировой войны Лейбер решил, что борьба против фашизма более важна, чем его пацифистские убеждения и принял участие в производстве самолетов — получил должность по контролю качества в авиастроительной компании Douglas Aircraft (Санта-Моника, Калифорния), где работал над военно-транспортным самолётом C-47 Skytrain, разработанным на базе пассажирского DC-3. И… продолжал на протяжении всей войны регулярно публиковаться в различных периодических изданиях.
После войны семейство вернулась в Чикаго, где Лейбер с 1945 по 1956 год проработал помощником редактора Science Digest. Произведения, вышедшие в течение этого периода, были охарактеризованы писателем-фантастом Полом Андерсоном, как «множество лучших произведений научной фантастики и фэнтези в бизнесе».
Но в 1958 году Лейберы вновь переехали в Лос-Анджелес. К этому моменту Фриц уже мог отказаться от журналистской карьеры и поддерживать семью именно как писатель. Смерть Джонкил в 1969 году определила переезд Лейбера в Сан-Франциско и одновременно усугубила его давний алкоголизм (после 12 лет работы с Анонимными Алкоголиками/Alcoholics Anonymous).
Однако, в течение последующих 20 лет относительная трезвость к автору постепенно вернётся. И к 1977 году Лейбер «приходит в форму», выпустив фэнтези-роман «Наша леди Тьма»/Our Lady of Darkness, действие которого происходит в современном Сан-Франциско, и повествует о писателе, авторе странных сказок, имеющим дело со смертью жены и выздоровлением от алкоголизма.
Возможно, из-за злоупотребления психоактивными веществами (барбитураты – как «лечение» от алкогольной зависимости), писатель в 1970-е гг. периодически страдал от нищеты. Американский писатель-фантаст и сценарист Харлан Эллисон писал о своём негодовании по поводу того, что удостоенный многих наград Лейбер «должен писать свои романы на ручной пишущей машинке, которая стояла над раковиной в его квартире», а писатель (ныне игровой дизайнер компании Valve Software) Марк Лэйдлоу вспоминал, что, посетив в 16 лет в 1976 году писателя как его фанат, «был шокирован, обнаружив, что он занимает одну маленькую комнату захудалого общежития в Сан-Франциско, убожество которого смягчается в основном стенами с книгами».
По другим сведениям, писатель просто предпочитал жить, тратя деньги лишь на обеды, фильмы и путешествия. Ведь в последние годы жизни, чеков с гонорарами от компании TSR, Inc. (создатель настольной ролевой игры «Подземелья драконов»/Dungeons & Dragons, выкупившая права на использование цикла о Фафхрде и Мышелове) писателю было вполне достаточно, чтобы гарантировать себе довольно комфортную жизнь.
В 1992 году, в последний год своей жизни, писатель женился ещё раз, на журналистке и поэтессе Марго Скиннер, с которой ранее в течение много лет был дружен.
Умер Фриц Ройтер Лейбер 5 сентября 1992 года на 82 году жизни в Лондоне (Онтарио, Канада), спустя несколько недель после того, как впал в кому в следствии острой сосудистой недостаточности, во время проходившего там НФ-конвента. Причиной смерти было названо «органическое поражение головного мозга».
В России писатель получил широкую известность после публикации «Саги о Фафхрде и Сером Мышелове». Инициаторами русского издания сборника «Мечи против колдовства» (1992) выступили петербургский издатель В. Назаров и переводчик Г. Белов.
Награды и премии Ф. Лейбера:
Премия «Хьюго»/Hugo Award — американская «Премия за достижения в области научной фантастики»/The Science Fiction Achievement Award, учреждена в 1953 г. в честь Хьюго Гернсбека, названного в 1960 г. «отцом журнальной научной фантастики» (The Father of Magazine Science Fiction). Присуждается ежегодно «Всемирным обществом научной фантастики»/World Science Fiction Society (WSFS) за лучшие произведения. В голосовании участвуют зарегистрировавшиеся участники конвента, поэтому считается «читательской». Начиная с 1973 г. отдельно присуждалась и «Премия им. Д. Кэмпбелла»/Campbell Award — «самому многообещающему молодому автору года»/Most Promising New Author of the Year, которую мог получить только автор, впервые опубликовавший в этом году свои фантастические произведения. Вместе с «Хьюго» одно время присуждалась также Премия «Гэндальф»/Gandalf Award, которой награждали писателя, внесшего значительный вклад в развитие жанра фэнтези:
1944 — ретроспективная — Категория: «Роман» — «Ведьма»/Conjure Wife (1943),
1945 — ретроспективная — Категория: «Автор-любитель»,
1958 — Категория: «Роман» — «Необъятное время»/The Big Time (1958),
1962 — Спец. награда "Hoffman Electronic Corp." — за использование фантастики в рекламе,
1965 — Категория: «Роман» — «Странник»/The Wanderer (1964),
1968 — Категория: «Короткая повесть» — «Побросаю-ка я кости»/Gonna Roll the Bones (1967),
1970 — Категория: «Повесть» — «Корабль призраков»/Ship of Shadows (1969),
1971 — Категория: «Повесть» — «Радушие по-Ланкмарски»/Ill Met in Lankhmar (1970),
1975 — «Гэндальф» — "Грандмастер фэнтези",
1976 — Категория: «Рассказ» — «Успеть на цеппелин!»/Catch that Zeppelin (1975),
2019 — Категория: «Ретро. Лучший роман» — «Ведьма»/Conjure Wife (1943).
Премия «Небьюла»/Nebula Award — учреждена в 1965 г. Организацией писателей-фантастов США/Science Fiction and Fantasy Writers of America (SFWA), присуждается ежегодно голосованием членов SFWA, а не всех желающих, как «Хьюго». Идею предложил Ллойд Биггл-мл., в номинационные списки попадают произведения, предложенные не менее 10 членами SFWA. В рамках мероприятия присуждаются: «Грандмастер»/Grand Master Award — за особые заслуги в области НФ (с 2002 г. переименована в Damon Knight Memorial Grand Master Award в память об основателе SFWA Д. Найте); «Премия Рэя Брэдбери»/Bradbury Award — особая награда за киносценарии; награда «заслуженным авторам»/Author Emeritus, уже пережившим пик славы; «Солнцестояние»/Solstice Award, за общий вклад в фантастику — для тех, кто не получил ни «Грандмастера», ни «заслуженного автора» (может присуждаться посмертно); премия за службу Организации писателей-фантастов Америки/Service to SFWA Award. В отличие от «Хьюго», «Небьюла» нумеруется по году выхода произведения, а не по году присуждения.
1967 — Категория: «Короткая повесть» — «Побросаю-ка я кости»/Gonna Roll the Bones (1967),
1970 — Категория: «Повесть» — «Радушие по-Ланкмарски»/Ill Met in Lankhmar (1970),
1975 — Категория: «Рассказ» — «Успеть на цеппелин!»/Catch that Zeppelin (1975),
1980 — «Грандмастер».
Премия «Локус»/Locus Award — присуждается с 1971 г. фэнзином «Локус», одним из самых солидных периодических изданий, посвящённых фантастике. Обладатель премии определяется результатом открытого голосования, проходящего на сайте www.locusmag.com. В февральском выпуске журнала печатается «Список рекомендуемого чтения» — лучшее за год по версии редакции, являющийся и номинационным списком. Принять участие в опросе могут все желающие, поэтому лауреатов премии определяет бОльшее число людей, чем лауреатов «Хьюго» и «Небьюлы» вместе взятых.
1975 — Категория: «Авторский сборник» — «Лучшее»/The Best of Fritz Leiber (1974),
1985 — Категория: «Авторский сборник» — «Призрачный свет»/The Ghost Light (1984),
2011 — Категория: «Авторский сборник» — «Избранное»/Selected Stories (2010).
1967 — Премия «Форри»/Forry Award — вручается с 1966 г. Лос-Анджелесским обществом научной фантастики/Los Angeles Science Fantasy Society (LASFS) – старейшим из непрерывно действующих клубов любителей фантастики, за прижизненные достижения в области НФ во время встречи на ЛосКоне (LOSCON). Названа в честь одного из «отцов-основателей» американского фэндома — Форреста («Форри») Дж. Экермана, возглавлявшего клуб до середины 1960-х гг. Лауреатами успела стать половина классиков американской фантастики, особенно велика доля представителей Калифорнии.
Всемирная премия фэнтези/World Fantasy Award — присуждается ежегодно с 1975 г. на «Всемирном конвенте фэнтези»/World Fantasy Convention (WFC) — встрече профессионалов, ценителей и интересующихся жанром Светлой и Тёмной фэнтези обновляемым жюри за произведения, написанные в жанре фэнтези и опубликованные на английском. В основе номинируемых произведений должны присутствовать сюжеты о сверхъестественном, мече и магии, магическом реализме, мотивы произведений Дж. Р.Р. Толкина и др. Награда представляет собой статуэтку из белого металла — бюст Говарда Ф. Лавкрафта (иногда её так и называют — “Говард”, имея в виду, как автора саги о Конане, так и живописателя Ктулху). В 2017 г. бюст заменила статуэтка, изображающая стоящее на фоне луны дерево.
1976 — Категория: «Рассказ» — «Экспресс «Берген-Бельзен»/Belsen Express (1975),
1976 — «За заслуги перед жанром»,
1978 — Категория: «Роман» — «Наша леди Тьма» («Богоматерь Тьмы»)/Our Lady of Darkness (1977).
Премия альманаха "Gigamesh"/Premio Gigamesh — первая крупная испанская награда в области НФ и фэнтези, присуждалась с 1984 по 2000 гг., не делала различий по категориям между национальными или международными авторами, поэтому относились обычно к произведениям, переведенным на испанский. Решение о награждении принималось путём голосования читателей Gigamesh, который был фанзином с 1984 по 1990 г. и журналом с 1991 по 2007 г.
1986 — Категория: «Фэнтези. Рассказ, повесть (США)» — «Радушие по-Ланкмарски»/Ill Met in Lankhmar (1970),
1986 — Категория: «Фэнтези. Авторский сборник или антология (США)» — «Мечи и чёрная магия»/Swords and Deviltry (1970),
1987 — Категория: «Фэнтези. Рассказ (США)» — «Дом вора»/Thieves’ House (1943),
1987 — Категория: «Фэнтези. Рассказ (США)» — «Склад странных услад»/Bazaar of the Bizarre (1963),
1988 — Категория: «Фэнтези. Рассказ (США)» — «Глухая пора в Ланкмаре»/Lean Times in Lankhmar (1959),
1988 — Категория: «Фэнтези. Авторский сборник или антология (США)» — «Мечи в тумане»/Swords in the Mist (1968),
1990 — Категория: «Фэнтези. Рассказ, повесть (США)» — «Властители Квармалла»/The Lords of Quarmall (1964),
1990 — Категория: «Фэнтези. Авторский сборник или антология (США)» — «Мечи против колдовства»/Swords Against Wizardry (1968).
Британская премия фэнтези/British Fantasy Award — учреждена в 1971 г. Британским обществом фэнтези/The British Fantasy Society (BFS) по инициативе Р. Кэмпбелла в честь умершего тогда А. Дерлета («Премия Августа Дерлета»/The August Derleth Fantasy Award). Вручается ежегодно Британской ассоциацией научной фантастики и конвентом FantasyCon. В течение нескольких лет награды были известны под общим названием «Премии Фэнтези Августа Дерлета»/The August Derleth Fantasy Awards: помимо номинаций за лучшие повесть и рассказ, появились номинации в области малотиражных изданий, живописи, комиксов и кино. Начиная с 1976 г. стала «Британской премией фэнтези»/British Fantasy Awards с условием, что премия за лучший роман будет по-прежнему носить имя Дерлета.
1976 — Категория: «Малая форма (сборник рассказов)» — The Second Book of Fritz Leiber (1975),
1980 — Категория: «Малая форма» — The Button Moulder (1979).
1981 — «Премия Балрог»/Balrog Awards — названа в честь героя «Властелина Колец» Дж. Р.Р. Толкина, присуждалась фэнами за работу в жанре фэнтези. Награждения длились с 1979 по 1985 гг. в Канзас-Сити и, несмотря на многочисленные номинации и длинные списки номинантов, к премии никогда не относились серьёзно, иронично называя её «Желанная награда Балрог» — «Специальная награда».
1987 — «Премия Брэма Стокера»/Bram Stoker Awards — присуждает с 1988 г. «Ассоциация авторов романов ужасов»/Horror Writers of America по итогам прошедшего года за достижения в литературе ужасов, мистики и тёмной фэнтези. Самая престижная ежегодная премия в этом направлении — «Заслуги перед жанром».
«Фэнтези: 100 лучших книг»/Fantasy: The 100 Best Books — один из главных рейтингов мировой англоязычной литературы в жанре фэнтези. Представляет собой энциклопедию, составленную писателем М. Муркоком и художником-иллюстратором Дж. Которном, содержит список из 100 лучших, по их мнению, произведений в жанре фэнтези, начиная с «Приключений Гулливера» Дж. Свифта. В рейтинг помимо романов включены авторские сборники малой прозы и циклы. Реальное количество произведений в списке — 110, все произведения располагаются в хронологическом порядке. Энциклопедия охватывает период с 1726 по 1987 гг.:
1988 — «Ведьма»/Conjure Wife (1943),
1988 — «Наша леди Тьма» («Богоматерь Тьмы»)/Our Lady of Darkness (1977),
1988 — «Гамбит адепта»/Adept’s Gambit (1947),
1988 — You're All Alone (1950).
1999 — «Премия Геффена»/Geffen Award — ежегодная литературная награда, присуждаемая с 1999 г. Израильским обществом НФ и фэнтези, вручается на фестивале ICon — ежегодном съезде НФ и фэнтези, названа в честь редактора и переводчика Амоса Геффена, одного из основателей общества. Категория: «Переводная книга фэнтези (сборник, США)» — «Мечи и чёрная магия»/Swords and Deviltry (1970).
2001 — введён в Зал славы научной фантастики и фэнтези/Science Fiction and Fantasy Hall of Fame (посмертно) — это не премия, а список, куда вносится наиболее значительные фантасты современности. Зал основан в 1996 г. силами Канзасского общества научной фантастики и фэнтези/Kansas City Science Fiction and Fantasy Society (KCSFFS) при содействии Дж. Уэйн и Элси М. Ганн из Центра по изучению научной фантастики при Университете Канзаса/Center for the Study of Science Fiction at the University of Kansas. Центр координирует и вручение Мемориальной премии Кэмпбелла/(Campbell Memorial Awards и Мемориальной премии Старджона/Sturgeon Memorial Awards. Каждый год в Зал славы вносятся 4 персоны за вклад в жанр НФ – 2 ныне живущие и 2 посмертно. В 2004 г. Зал «переехал» из Канзас-Сити (Миссури) в «Музей научной фантастики»/The Science Fiction Museum (SFM), открытый 18 июня 2004 г. в Сиэтле (Вашингтон).
2004 — «Премия SFinks»/Nagroda SFinks — награда читателей ежеквартальника SFinks (Варшава, Польша) и клиентов книжного магазина Verbum 2 (позднее: Solarisnet.pl), присуждавшаяся с 1995 по 2014 гг. за литературное творчество в области НФ. Церемония происходила во время Международного Фестиваля Фантастики в Нидзице (Польша). Патронат над премией осуществлял Фонд «Солярис» из Ольштына (Польша). Голосование происходило через Интернет либо письменно. Все голоса обладали одинаковым весом. Категория: «Зарубежный рассказ года» — «Успеть на цеппелин!»/Catch that Zeppelin (1975).
Библиография:
Романы: «Ведьма»/Conjure Wife (1943), «Сгущайся, тьма!» («Мрак, сомкнись!»)/Gather, Darkness! (1943), «Время Судьба 3»/Destiny Times Three (1945), «Зелёное тысячелетие»/The Green Millennium (1953), «Большое время»/The Big Time (1958), «Серебряные яйцеглавы»/The Silver Eggheads (1961), «Странник»/The Wanderer (1964), «Призрак бродит по Техасу»/A Spectre is Haunting Texas (1969), «Наша леди Тьма» («Богоматерь Тьмы»)/Our Lady of Darkness (1977).
Рассказы:
Серия рассказов «Фафхрд и Серый Мышелов»/Fafhrd and Gray Mouser:
«Драгоценности в лесу»/Two Sought Adventure (1939), «Чёрный берег»/The Bleak Shore (1940), «Воющая башня»/The Howling Tower (1941), «Затонувшая земля»/The Sunken Land (1942), «Дом вора»/Thieves’ House (1943), «Серый Мышелов»/The Grey Mouser (1944), «Гамбит адепта»/Adept’s Gambit (1947), «Когти из тьмы»/Claws from the Night (1951), «Семь чёрных жрецов»/The Seven Black Priests (1953), «Вступление»/Induction (1957), «Глухая пора в Ланкмаре»/Lean Times in Lankhmar (1959), «Без Морского Царя»/When the Sea-King’s Away (1960), «Дочь Сциллы»/Scylla’s Daughter (1961), «Грааль скверны»/The Unholy Grail (1962), «Облако злобы»/The Cloud of Hate (1963), «Склад странных услад»/Bazaar of the Bizarre (1963), «Властители Квармалла»/The Lords of Quarmall (в соавторстве с Г. Фишером, 1964), «Звёздная пристань»/Stardock (1965), «Мечи Ланкмара»/The Swords of Lankhmar (1968), «Шатёр колдуньи»/In the Witch’s Tent (1968), «Два лучших вора Ланкмара»/The Two Best Thieves in Lankhmar (1968), «Любовь их, стихия морская»/Their Mistress, the Sea (1968), «Не в ту сторону»/The Wrong Branch (1968), «Радушие по-Ланкмарски»/Ill Met in Lankhmar (1970), «Снежные женщины»/The Snow Women (1970), «Круговое заклятие»/The Circle Curse (1970), «Цена забвения»/The Price of Pain-Ease (1970), «Печаль палача»/The Sadness of the Executioner (1973), «Ловушка Царства Теней»/Trapped in the Shadowland (1973), «Приманка»/The Bait (1973), «Красавица и чудовища»/Beauty and the Beasts (1974), «Под пятой богов»/Under the Thumbs of the Gods (1975), «Ловушка Моря Звёзд»/Trapped in the Sea of Stars (1975), «Ледяные монстры»/The Frost Monstreme (1976), «Льдистый остров»/Rime Isle (1977), «Морская магия»/Sea Magic (1977), «Детство и отрочество Серого Мышелова»/The Childhood and Youth of the Gray Mouser (автор: Г. Фишер, 1978), «Морской оборотень»/The Mer She (1978), «Звёздная болезнь и тихое помешательство»/The Curse of the Smalls and the Stars (1983), «Мышелов уходит вниз: отрывок»/The Mouser Goes Below: An Excerpt (1987), «Ленивый ланкмарский день с Хисвет»/Slack Lankhmar Afternoon Featuring Hisvet (1988), «Рассказ о кораблях с зерном: фрагмент»/The Tale of the Grain Ships: A Fragment (2010), «Гамбит адепта: оригинальная версия»/Adept’s Gambit: The Original Version (2014).
История создания цикла отражена в сборнике критики «Фафхрд и я»/Fafhrd & Me (1975), включавшем так же несколько эссе, посвящённых Г. Лавкрафту.
Поэзия: «Демоны верхнего воздуха» («Глендейл», Калифорния, 1969). «Сонеты к жонкилии и всем» («Глендейл», Калифорния, 1978).
Экранизации:
«Ночь орла»/Night of the Eagle (1962), «Девушка с голодными глазами»/The Girl with the Hungry Eyes (1995). Для «Ночной Галереи Рода Серлинга» на ТВ были сняты 2 истории: «Девочка с Голодными Глазами» (1970, адаптация: Роберт М. Янг, Д. Бэдхэм) и «Мертвец» (Дуглас Хеиес).
Источники:
https://ru.knowledgr.com/00006883/FritzLeiber,
https://coollib.net/a/19450,
https://ru.qaz.wiki/wiki/Fritz_Leiber,
https://modernlib.net/books/leyber_fric_royter/,
https://ru.qaz.wiki/wiki/Conjure_Wife,
https://darkermagazine.ru/tag/Фриц+Лейбер,
http://readly.ru/author/16734/,
https://fantlab.ru/autor337,
https://ssword.eto-ya.com/?p=207.
- "Это основа основ": зарубежные писатели о русской литературе
- В погоне за редким именем родители явно перестарались
- Акция: назови ребёнка в честь Пророка Мухаммада и получи сто тысяч в подарок
- Пока собирал фамильный пост, чуть не потянул лицевые мышцы
- 25 странных историй о том, как родители назвали своих детей