Ван Гог: почему его гениальность – не следствие безумия? (2 фото)
Диагнозы
О безумии Ван Гога до сих пор слагают легенды. О нем снимают фильмы, ему посвящают статьи и даже диссертации. Почти все пытаются объяснить его искусство и гениальность через сумасшествие. Тем не менее не существует единого мнения о его диагнозе. Пишут о маниакально-депрессивном психозе, шизофрении и биполярном расстройстве, а самая новая теория – порфирия.
Проблема в том, что все эти диагнозы поставлены после смерти Ван Гога. Заключение, к которому приходят врачи больницы в Сен-Реми в 1889 году – эпилепсия, которая в конце XIX века считалась исключительно психическим заболеванием. Здесь, конечно, нужно вспомнить и о том, что в это время лечили от истерии, считая ее болезнью матки, то есть, расстройством, которое присуще только женщинам.
Выходки Ван Гога
Многие из современников художника тоже были уверены в его безумии. Бросить престижную работу арт-дилера, священника и учителя и посвятить в 27 лет свою жизнь живописи – на такой поступок может отважиться либо настоящий герой, либо неадекватный человек.
Считается, что в попытке работать как можно больше, качественнее и усерднее Винсент не щадил свое здоровье: много пил, отдавая предпочтение абсенту, ел краски, в которых было высокое содержание свинца и даже капал на подушку камфору, которая содержит ядовитые вещества.
Значение Ван Гога в искусстве
Ван Гог был одним из первых художников, кто не получил академического образования. Но это не значит, что наш герой не разбирался в живописи. Его карьера в арт-бизнесе была связана с продажей полотен старых голландских мастеров. Изучая их, он впитал свойственный этим картинам народный символизм.
У родственника Антона Мауве в Гааге он учился основам реалистической живописи, а в Париже он видел достижения импрессионистов, неоимпрессионистов (Жорж Сёра) и попадал под стойкое влияние японского искусства. Объединяя в своем творчестве достижения классического и современного искусства, он фактически открывает дверь в искусство ХХ века, для которого будет свойственен полистилизм (взаимовлияние и обогащение различных тенденций и влияний) и яркая идейная составляющая, которую вкладывает в произведение художник-пророк.
По этой же схеме действует Ван Гог. Работая на контрастах, он создает крайне насыщенную фактуру как с точки зрения движения мазка, так и в отношении цвета. Однако принципиальная разница между Вермеером и Ван Гогом состоит в том, что работы последнего – не реалистическое произведение, в котором мы узнаем себя и знакомые виды, а мощное символическое пространство.
Под кистью художника оживает весь мир. И стог, и куст, и поле ирисов приобретают характер, яркую внутреннюю жизнь. Трагическим символизмом пронизана миска картофеля, которая достается с неимоверным трудом простому рабочему, тоской насыщен стул друга, только что покинувшего Арль, а натюрморт с ирисом напоминает о празднике цветения сакуры (Ханами), суть которого в наблюдении за быстротечностью времени - процессом «умирания».
Читая переписку Винсента и Тео, мы находим огромное количество логичных, последовательных и рациональных умозаключений, которые полностью идут вразрез с общепринятым мнением, что причина гениальности Ван Гога – в его сумасшествии. Болезнь, как пишет сам художник, проявилась только в последние 3-4 года его жизни, и как раз в периоды приступов, когда он не может работать, художник чувствует полное опустошение.
Удивительно, но мы не можем обвинить художника и в пессимизме. Самая часто повторяющаяся фраза из его писем звучит на редкость жизнеутверждающе: «В этом лучшем из миров всё всегда устраивается к лучшему!».