Короткая Говардовская Эра (27 фото)
Известный американский писатель-фантаст Роберт Ирвин Говард родился 22 января 1906 года в пос. Пестер (Техас, США). Он был единственным сыном практикующего сельского врача Айзека Мордекаи и Эстер Джейн Ирвин Говардов. Дед Роберта в 1849 году пытался добраться до Калифорнии, охваченной «золотой лихорадкой», но холера остановила его в Техасе.
Первые 9 лет жизни Роберт провёл в странствиях по разным городам и посёлкам Штатов
Большое влияние на будущего писателя оказала его мать, происходившая из семьи американских пионеров и даже заставшая последний рейд команчей в Техасе. Она отрицательно смотрела на воспитательную роль отца, тратившего большие суммы, вечно вкладываясь в различные предприятия, отчего денег отчаянно не хватало. И именно она привила Роберту любовь к поэзии и литературе, каждый день, читая ему по памяти стихи и поддерживая его писательские попытки. В итоге сын не забыл доброты матери и сильно её любил. Но прогрессирующий туберкулёз Эстер заставил его считать окружающую действительность жестокой, бесчестной и бессмысленной.
А стычки с хулиганами, да и в целом жизнь в Техасе начала ХХ века, раскрыли перед ним вездесущность зла в мире и научили ценности физической силы и насилия. Говард серьёзно увлекся боксом. Знаменитые спортсмены того времени так вдохновили его, что он вырос страстным поклонником всех видов поединков, самостоятельно начал поднимать тяжести и практиковаться в борьбе.
А вот его фанатичная любовь к чтению и прирождённый талант прозаика, а также одобрение учителей, разбудили в Говарде желание стать профессиональным писателем. Уже лет с 10 он начал писать всевозможные истории, по большей части — исторические фантазии о викингах и арабах, битвах и кровопролитиях. Эти его первые рассказы о перестрелках, линчеваниях, междоусобицах и индийских набегах развил отчетливо техасский, суровый взгляд на мир. Разумеется, и в дальнейшем лейтмотивом его произведений станет то, что зло можно побороть только твёрдой рукой.
Особенно сильно на творчество Роберта повлияли Джек Лондон с его историями о реинкарнации и прошлых жизнях, Редьярд Киплинг (подробнее – здесь: Бремя двустороннего человека) произведениями о путешествиях и стихами и Томас Балфинч, прославившийся антологиями по классическим мифам и легендам. Друзья считали, что у Роберта фотографическая память — он часто удивлял их способностью рассказывать по памяти огромные отрывки стихотворений, прочитанные до этого всего пару раз.
Когда Говарду исполнилось 13 лет, отец перевёз семью в расположенный в центре Техаса городок Кросс Плэйнс, где они и прожили до конца жизни Роберта. В этот же год Говард совершил открытие, ставшее одним из самых важных для его будущей литературной карьеры — он нашёл книгу, в которой излагались факты и легенды о варварском племени пиктов, проживавшем в древней Шотландии. Они поразили его воображение и породили любовь к варварам и людям, чуждым цивилизации, живущим в вечных трудах и битвах, но зато обладавшим безграничной свободой и силой. С этого времени пикты стали для писателя своего рода музой.
В 15 лет Роберт познакомился с литературными журналами и авторами, наполнявшими эти издания содержимым. И в течение следующих нескольких лет он создал целый ряд героев — техасца Эль Борака, ковбоя Стива Эллисона, пуританина Соломона Кейна, а также последнего короля пиктов Брана МакМорна.
Свои рассказы молодой Говард стал рассылать во все журналы, что так его заинтересовали. К сожалению, отказ в публикации следовал за отказом, и в отсутствие наставников и какой-либо помощи со стороны, Роберту пришлось учиться писать самому, изучая конъюнктуру книжных рынков и оттачивая собственный стиль письма.
Осенью 1922 года Говард на время переехал в Браунвуд (Техас), чтобы завершить там старший курс средней школы. Тут он впервые познакомился с людьми, разделявшими его интересы не только в спорте, но и в истории, прозе и поэзии — Тевисом Клайдом Смитом и Труэттом Винсоном. Вместе они выпускали любительские газеты и журналы, обмениваясь письмами, наполненными поэзией и мыслями о жизни и философии, поддерживая друг друга в творчестве. Благодаря Винсону первые рассказы Говарда были опубликованы в местной газете.
Через год Роберт окончил школу и вернулся в родной город, но сохранил связь с друзьями и регулярно с ними переписывался. Решив поднабраться физических сил, Говард самостоятельно разработал упражнения, в число которых входило каждодневное срубание дуба и разделка его на дрова, бой с грушей, прыжки. В итоге он скоро из костлявого мальчишки превратился в довольно развитого мускулистого мужчину.
Позднюю юность Говард провёл сменяя работу за работой, к которым не испытывал ни малейшей симпатии — был уборщиком хлопка, клеймовщиком скота, перевозчиком мусора, бакалейщиком, офисным служащим, продавцом содовой, стенографистом, упаковщиком инструментов при землемере, писал репортажи с нефтяных разработок.
А первой его публикацией стало стихотворение «Море»/Sea, напечатанное в 1923 году в одной из городских газет.
В 1924 году Роберт вновь вернулся в Браунвуд, чтобы прослушать в местном колледже курс стенографии.
В тот же год, после огромного числа отказов, писатель всё же продал свой первый рассказ «Копьё и клык»/Spear and Fang, повествующий о событиях, происходивших в каменном веке, где неандерталец похищает женщину из племени кроманьонцев, но по его следам отправляется молодой мужчина с целью вернуть свою подругу, — в журнал Weird Tales/«Странные истории», ставший позднее одним из самых знаменитых и популярных классических журналов стараниями именно Говарда и его не менее знаменитых коллег — Говарда Ф. Лавкрафта (подробнее – здесь: Услышавший зов Ктулху) и Кларка Э. Смита. Впоследствии он неоднократно печатался именно в этом журнале.
Теперь, с началом литературной карьеры, Говард бросил в конце семестра колледж и вернулся домой. Но начать зарабатывать писательским трудом тогда всё же не удалось, т.к. гонорары могли быть получены только после публикаций, с которыми всё ещё были проблемы. Вместе с написанием рассказов Роберт упражнялся в стихосложении, результаты чего как раз-таки часто публиковались в журналах. Эти творения сыграли положительную роль, придав последующим его работам свойства «прозы в стихах» и наполнив яркими образами и внутренней силой.
В конце 1926 года, убедившись, что писательство его не прокормит, Роберт окончил бухгалтерские курсы при частном баптистском колледже Ховарда Пэйна/Howard Payne College (HPС) в Браунвуде. Именно там он взялся за литературную работу — большей частью писал юмористические рассказы для газеты колледжа, однако несколько рассказов посылал и в журналы.
Сдав экзамены, Роберт закончил произведение, написанию которого посвятил около года, назвав его «Королевство теней»/The Shadow Kingdom — первый рассказ из цикла о могучем атланте Кулле. Этот труд стал настоящим экспериментом, объединив элементы фэнтези, ужасов, мистики и мифологии с исторической романтикой, боевиком и темой холодного оружия. Когда в августе 1929 года история вышла в свет, она произвела эффект разорвавшейся бомбы, вызвав восторг у читателей. Говард создал конструкцию, которой не существовало ранее — новый стиль прозы, ставший позже известным, как «меч и магия».
В 1928 году его снова начинают издавать — сначала цикл мистических и авантюрных произведений об английском путешественнике-пуританине XVI века Соломоне Кейне («Под пологом кровавых теней»/Red Shadows (1929) — первая опубликованная история о Кейне), а затем и о Кулле.
Марк Финн в книге Blood & Thunder: The Life & Art of Robert E. Howard писал, что Говард в своей работе пошёл по стопам таких экспериментаторов по смешению жанров, как Эдгар А. По и Лавкрафт, «смешав элементы фэнтези, ужасов и мифологии с исторической романтикой, экшном и фехтованием». Тем самым он создал «новый стиль повествования, который стал известен как меч и магия».
К писателю пришла настоящая популярность, к нему подобрели журналы и стали принимать его произведения гораздо охотнее. Так в 1929 году Говард смог вырваться на журнальный рынок, публикуясь не только в Weird Tales.
А он продолжил экспериментировать с жанрами — писал рассказы о Кулле, Кейне, затем создал моряка-боксёра Стивена Костигана, рассказы о котором, написанные в юмористическом ключе, встретили тёплый приём читателей. Так одна из страстей Говарда — бокс — стала для него и источником дохода и популярности.
Первая история, проданная другому журналу, — «Призрак на призовом ринге» («Схождение на ринг»)/The Apparition in the Prize Ring, была, естественно, рассказом о призраках, и… боксе. Его опубликовал журнал Ghost Stories. В июле того же года и популярный журнал Argosy наконец опубликовал одну из его историй — Crows-horror, также связанную с боксом.
Так, в 23 года, появившийся из техасской глухомани парень стал знаменитым и начал заниматься писательской деятельностью на постоянной основе, зарабатывать большие деньги. Говард бросил колледж и больше никогда в жизни уже не занимался ненавистной «обычной» работой.
В 1930 году в творчестве писателя начался «кельтский период», во время которого он заинтересовался историей кельтов и собственным ирландским происхождением. Он даже слегка подучил гаэльский и выдумал героев-ирландцев — Турлофа О'Браена и Кормака МакАрта. Немного позже Роберт обратился и к своей первой любви — пиктам. В это же время к большому восторгу Говарда появился новый журнал — «Восточные истории»/Oriental Stories (позднее Magic Carpet), где он мог издавать невостребованные ранее сюжеты: о различных исторических эпохах и битвах, происходивших в них, и экзотическом мистицизме.
В течении 4 лет существования журнала, Роберт написал истории, которые могут поспорить даже с его ставшими классикой произведениями о Конане-варваре по размаху и великолепию. К сожалению, в связи с наступлением Великой депрессии, журнал был закрыт, оставив некоторые рассказы писателя без публикации. Многие журналы тогда увеличили свою периодичность, а некоторые и закрылись навсегда. В связи с этим, Говард потерял часть рынка, заинтересованную в его рассказах (например, историко-приключенческих и спортивных), что сильно сказалось на благосостоянии.
В августе 1930 года происходит ещё одно значимое событие в жизни писателя. Отправленное в Weird Tales письмо Говарда с хвалебным отзывом об одном из рассказов Лавкрафта, редактор журнала переправил будущему классику ужаса. Тот тепло ответил автору, и вскоре между ними завязалась обширная переписка, продолжавшаяся до конца жизни Роберта. Как следствие, Говард стал членом «Круга Лавкрафта» — группы друзей-писателей, связанных между собой корреспонденцией через «мастера» и обменивающихся мнениями, идеями, поощряя друг друга на писательском поприще, и практически учась друг у друга. За пристрастие к вестернам, Говард получил у них прозвище «Боб-два-пистолета», и в течение последующих нескольких лет внёс немалый вклад в развитие лавкрафтовских «Мифов Ктулху»/Cthulhu Mythos — общей вселенной, созданной мастером и его последователями. Многие идеи, обсуждаемые Робертом в письмах к Лавкрафту, повторялись затем в его художественной литературе.
А в начале 1932 года, совершая одно из своих многочисленных путешествий по Техасу, наблюдая в местечке Фредериксбург в дождь за угрюмыми холмами, окутанными туманом, он выдумал страну под названием Киммерия — суровый северный край, родину грозных варваров. Вскоре Говард написал стихотворение с одноименным названием. Тогда же писатель придумал и Конана.
По возвращении домой, он развил идею, породив целый мир — Хайборийскую эру, наполнив его разнообразными странами и народами, магией и чудовищами, создав одну из самых популярных фэнтезийных вселенных в мире.
Говарду нравилась история, и он любил писать рассказы на исторические темы. Однако серьёзные исследования предмета требовали много времени, ибо писатель не любил допускать ложь и неточности. А Хайборийская эра, чьи декорации перекликались с реальными местами и историческими эпохами, в то же время, не являясь ими, позволила автору писать псевдоисторические произведения, избавившись от вопроса аутентичности.
Через некоторое время Роберт написал эссе под названием «Хайборийская Эра»/The Hyborean Age (1936), где описал начало и конец Эры, подробнейше детализировав выдуманный им мир, нарисовал 2 эскиза его карт и набросал небольшой текст под названием «Заметки о различных народах Хайборийской эры».
Конан появился в печати в декабре 1932 года и стал таким хитом, что Говард сумел легко опубликовать в течение 3-х лет аж 17 произведений о киммерийце, встречаемых с неослабевающим интересом читателями.
Например, рассказы «Феникс на мече»/The Phoenix on the Sword (1932) — один из первых оригинальных рассказов о варваре из Киммерии — короле Аквилонии, на которого готовит покушение предводитель заговорщиков Аскаланте, призвавший на помощь опаснейшего стигийского мага Тот-Амона, и «… И родится ведьма»/A Witch Shall Be Born (1934), действие которого происходит в Хайборийскую эру и основано на подмене 2-х сестёр-близнецов. А распятие Конана на кресте из него было впоследствии включено в х/ф 1982 года «Конан-варвар»/Conan the Barbarian с А. Шварценеггером в главной роли.
Роман же 1936 года “Час дракона”/The Hour of the Dragon (написан в 1934) — единственный полновесный роман о Конане, командовавшем аквилонской армией, наголову разгромившем пиктов под Велитриумом и взошедшем в результате на трон Аквилонии — называют одним из лучших произведений Говарда. Сюжет его частично основан на предыдущих рассказах цикла о Конане (рассказ 1932 года «Алая Цитадель»/The Scarlet Citadel (1933) содержит похожую сюжетную линию).
В тот же период писатель продолжил работу и над другими рассказами, выдумывая сюжеты, персонажи, периодически теряя к ним интерес, но потом возвращаясь с новым энтузиазмом. Тогда же появляется ещё один герой, тоже довольно значимый в творчестве автора — Джеймс Эллисон — техасец-инвалид, вспоминающий свои прошлые жизни, в том числе и Хайборию, связывая тем самым воедино исторические эпохи с вымышленными.
Но постепенно Говард стал терять интерес даже к Конану, всё больше обращая внимания на темы Дикого Запада. Последние годы жизни он был одержим историей Техаса и вестернами, опубликовав ряд рассказов, посвященных эпохе Пионеров. Писатель начал совместную работу с Отисом А. Кляйном, бывшим коллегой, ставшим его литературным агентом. Тот поощрял работу автора с другими жанрами, с целью продвижения их на иные рынки. И Роберт пишет «мистические вестерны» (опять «создав» новый жанр), детективы, приключенческие рассказы об Эль Бораке, юмористические вестерны. Последние стали самой коммерчески успешной серией Говарда.
Написанные в сатирическом ключе истории о Брекенридже Элкинсе, повествовали о гипертрофированной, карикатурной версии самого Говарда. Также Роберт продал несколько «остреньких» историй, которые по тем временам считались «мягкой порнографией», а по нынешним же меркам — не более чем невинные романтические рассказы.
К началу 1936 года уже всё творчество Говарда было посвящено вестернам, роман в этом жанре был опубликован в Великобритании в книжном формате в 1937 году (посмертно).
В целом, финансовое состояние писателя было весьма благоприятным. Тем не менее, жизнь для Говарда становилась всё труднее. Его друзья переженились или целиком отдались работе, а единственная известная истории девушка Новэлин Прайс Эллис, учительница, с которой он встречался с 1933 года — уехала в другой город за образованием. Weird Tales — казалось бы, самый надежный партнер писателя, сильно задолжал ему за публикации. Но самое важное — рушилась личная жизнь.
Состояние его матери, долгие годы боровшейся с туберкулёзом, ухудшилось, и всё больше времени Роберт тратил на уход за ней. Частые поездки на лечение в различные санатории, в которых Говард сопровождал её, привели к тому, что он практически перестал писать, не находя времени на творчество.
Летом 1936 года писатель отправил агенту инструкции о действиях в случае своей гибели, затем одолжил у своего друга Тисона револьвер, написал завещание и купил на кладбище участок для всей семьи. В июне, после тяжёлой операции, Эстер впала в кому, из которой уже не вышла. Роберт с отцом и своими друзьями стали дежурить в больнице. Он мало спал, пил много кофе, становясь с каждым днём всё более и более подавленным.
Утром 11 июня 1956 года, узнав от медсестры, ухаживавшей за Эстер, что надежды никакой больше нет, Роберт Говард вышел на улицу, сел в свой автомобиль и выстрелил себе в голову. Выбежавшие на звук отец и ещё один врач попытались оказать ему помощь, но сделать ничего уже было нельзя. Эстер Говард пережила сына на несколько часов.
Смерть друга по переписке глубоко тронула и подкосила и Лавкрафта — он пережил Роберта всего на 9 месяцев.
Как это часто бывает, слава пришла к писателю посмертно — бОльшая часть произведений была издана уже после его смерти.
Можно сказать, что Говард является отцом-основателем жанра “героического фэнтези”. Он создал основные его атрибуты и штампы — одинокий герой путешествует по разным землям, попадает в разные передряги, регулярно сражаясь и обзаводясь друзьями и врагами. Архетип Конана-варвара прочно поселился в умах читателей и писателей — благородный дикарь, вихрем проносящийся по миру, компенсируя недостаток знаний твёрдой рукой и сообразительностью.
«Что уготовлено мне, великие подвиги или беда? Лучше уж смерть, чем эта изматывающая и неизбывная тоска по неведомому, этот чёрный огонь, что выжигает меня изнутри, заставляя желать невозможного...» (из книги «Карающий меч. Том 1»).
Август Дерлет писал о творчестве Говарда: «В рассказах о Соломоне Кейне, Бране МакМорне, короле Кулле и Конане есть, возможно, самые кровопролитные сцены, нежели чем в любых произведениях в 1930-х годах».
Лео Грин в книге The Reign of Blood характеризует его работы как «тёмный антропоморфизм». Недруги у Говарда — это не просто соперники или оппоненты, а источники настоящего зла, и их можно и нужно ненавидеть. Тем самым, можно сказать, что Говард заложил в современно фэнтези устойчивый штамп злодеев или целых народов, мотивы и чувства которых вторичны по отношению к тому, что они творят, и кроме ненависти к ним невозможно больше ничего испытывать.
Преимущества прогресса, по мнению Говарда, были достигнуты в результате беззакония и коррупции. Лейтмотивом его произведений являются цивилизации, достигшие пика развития, после чего погрязшие в коррупции и ослабевшие настолько, что они никак не могут избежать завоевания другими народами. Многие из его работ посвящены периоду распада цивилизаций или на их обломках.
В своих книгах он регулярно обращался к истории как напрямую (как в цикле о Соломоне Кейне, например), так и опосредованно, добавляя в них различные исторические аллюзии.
Говард был очень плодотворным писателем — некоторые даже называли его обидным словечком “графоман”. Всего за 9 лет писательской карьеры он успел выпустить несколько десятков рассказов и повестей как о Конане, так и о других персонажах. Всего же его перу принадлежит 21 произведение конановского цикла (1932-36, 1953-55 гг.) — 17 основных прижизненных текстов были опубликованы в Weird Tales.
После смерти писателя в его архиве были обнаружены ещё 4 текста. И это стало началом долгой литературной жизни так удачно созданного писателем персонажа. Пользуясь поначалу черновиками автора, а затем лишь придерживаясь ставших каноническими временнЫх и событийных рамок, американские писатели Л. Спрэг Де Кемп, Лин Картер и Б. Ниберг продолжили сагу, издав романы «Возвращение Конана»/The Return of Conan (Л. Спрэг Де Кемп и Б. Ниберг, 1957), «Конан-островитянин»/Conan of the Isles (Л. Спрэг Де Кемп и Л. Картер, 1968), «Конан-корсар»/Conan the Buccaner (Л. Спрэг Де Кемп и Л. Картер, 1971) и «Конан-аквилонец»/Conan of Aquilonia (Л. Спрэг Де Кемп и Л. Картер, 1977), а так же ряд дополнений к авторским сборникам.
На русском сборник Р. Говарда «Час Дракона», включавший несколько рассказов о Конане и некоторые другие рассказы, впервые вышел в СП «Смарт» лишь в 1990 году.
Через много лет после смерти Говарда, в 1986 году, Н. Прайс выпустила мемуары о нём — роман "Тот, кто шёл один"/One Who Walked Alone, — которые легли затем в основу биографического х/ф «Весь огромный мир» The Whole Wide World (реж. Дэн Айрлэнд, 1996).
Р. Говард "Вознаграждение".
«Мне не был слышен зов рожка, ни лютни нежный звук,
Зато я помню тишину, сошедшую на луг;
Мне не был виден стройный ряд развернутых знамён,
Зато я помню, как на мир шёл огненный дракон.
Я не видал, как седоков крушил жестокий враг,
Но в залах призраков чужих будил мой гулкий шаг;
Златого бога не лобзал тигриную пяту,
Зато безлюдных городов я видел красоту.
Я дверь к царям на шумный пир ни разу не открыл,
Но смог уйти от неземных когтей и тёмных крыл;
Пред королевою колен не преклонил,
Зато Туманный берег посетил, где не бывал никто.
Я бегство жертвы с алтаря увидел, а вдогон
За юной девою спешил разгневанный дракон;
Я видел крепость у стены, штандарты на стене,
И волны свой тоскливый гул дарили только мне.
И ветра жгучего как лёд запомнил я порыв,
И тёмной пропасти в ночи зияющий обрыв,
И путников, бредущих в ад, покорных как рабы,
И с Пращуром бессмертным бой у самых Врат Судьбы.
Я смехом злым не провожал испуганных дриад,
И темноглазый поводырь со мной спускался в ад.
Но смерть отринула меня, не впавшего во грех,
И по Великому Пути прошёл я дальше всех».
Награды и премии Р. Говарда:
1973 — «Британская премия фэнтези»/British Fantasy Award — существует так же давно, как и само Британское общество фэнтези/The British Fantasy Society (BFS). В 1971 г. Рэмси Кэмпбелл предложил BFS учредить премию в честь умершего тогда А. Дерлета. Вручалась ежегодно Британской ассоциацией научной фантастики и конвентом FantasyCon. Премия может быть присуждена не только британским писателям, но и гражданам других стран за произведения, написанные на английском. В течение нескольких лет награды, учреждённые BFS, были известны под общим названием «Премии Фэнтези Августа Дерлета»/The August Derleth Fantasy Awards. Помимо номинаций за лучшие повесть и рассказ, затем появились номинации в области малотиражных изданий, живописи, комиксов и кино. Начиная с 1976 г. стала «Британской премией фэнтези»/British Fantasy Awards с условием, что премия за лучший роман будет по-прежнему носить имя Дерлета — «Особая премия».
1984 — Премия альманаха "Gigamesh"/Premio Gigamesh — первая крупная испанская награда в области НФ и фэнтези, присуждалась с 1984 по 2000 гг. и не делала различий по категориям между национальными или международными авторами, поэтому относились обычно к произведениям, переведённым на испанский. Решение о награждении принималось путём голосования читателей Gigamesh, который был фанзином с 1984 по 1990 г. и журналом с 1991 по 2007 г. Категория: «Фэнтези. Рассказ (США)» — «Куда ушёл седой бог»/The Grey God Passes (1962).
1988 — «Фэнтези: 100 лучших книг»/Fantasy: The 100 Best Books — один из главных рейтингов мировой англоязычной литературы в жанре фэнтези. Представляет собой энциклопедию, составленную писателем М. Муркоком и художником-иллюстратором Дж. Которном, содержит список из 100 лучших, по их мнению, произведений в жанре фэнтези, начиная с «Приключений Гулливера» Дж. Свифта. В рейтинг помимо романов включены авторские сборники малой прозы и циклы. Реальное количество произведений в списке — 110, все произведения располагаются в хронологическом порядке. Энциклопедия охватывает период с 1726 по 1987 гг.: «Час Дракона»/The Hour of the Dragon (1936).
Собрания сочинений Р. Говарда:
4-томное с/с (в рамках серии «Фантакрим-экстра» издательства «Эридан», основная часть произведений о Конане, известно также как «Говард и последователи», 1992-94);
15-томное с/с (в рамках серии «Fantasy» изд. «Северо-Запад», 1997-99);
8-томное с/с (2003-2004);
«Воин. Герой. Легенда» (издаются с/с, выпускаемые американским изд. Del Rey, не только Говард, 2009–).
Писал Говард также под псевдонимами: John Taverel, Mark Adam, Patrick Ervin, Sam Walser, Patrick MacConaire, Steve Costigan, Patrick Howard и John Taverel.
Романы: «Хозяин судьбы» («Костяное лицо»)/Skull-Face (1929), «Час дракона» («Конан-варвар», «Конан-завоеватель»)/The Hour of the Dragon (Conan the Conqueror) (1936), «Джентльмен с Медвежьей речки»/A Gent From Bear Creek (1937), «Альмарик»/Almuric (1939), «Знак огня»/Three-Bladed Doom (1977), Post Oaks and Sand Roughs (1990)
Повести: «Луна черепов»/The Moon of Skulls (1930), «Дочь Эрлик Хана»/The Daughter of Erlik Khan (1934), «Золото пустыни»/Swords of Shahrazar (The Treasure of Shaibar Khan) (1934), «Люди Чёрного Круга» («Люди из чёрного круга», «Маги чёрного круга», «Чёрные колдуны»/The People of the Black Circle (1934), «За Чёрной рекой» («По ту сторону Чёрной реки»)/Beyond the Black River (1935), «Гвозди с красными шляпками» («Алые когти», «Красные гвозди», «Алые гвозди»/Red Nails (1936), «Стервятники Вапетона» («Стервятники Уэйптона»)/The Vultures of Wahpeton (The Vultures of Whapeton, The Vultures of Teton Gulch) (1936), «Страна кинжалов»/The Country of the Knife (Sons of the Hawk) (1936), «Сокровища Траникоса» («Чёрный незнакомец», «Драгоценности Траникоса»)/The Treasure of Tranicos (The Black Stranger) (1953), «Огненный кинжал» («Огненный нож», «Кинжалы Джезма»)/The Flame Knife (1955), Three-Bladed Doom (1976).
Более 390 рассказов: «Запад есть запад»/West is West (1922), «Золотая надежда» («Рождество Золотой Надежды»/Golden Hope Christmas (1922), «Шейх»/The Sheik (1923), «Отпусти меня, негодяй!» («Отпусти меня, злодей!»)/Unhand Me, Villain (1923), «...Ага! Или тайна ожерелья королевы»/Aha! or The Mystery of the Queen's Necklace (1923), «Притча»/Untitled Story (A Cossack and a Turk...) (1923), «Копья Востока»/Spears of the East (1923), «Стой! Кто идёт?»/Halt! Who Goes There? (1924), "Джентльмен-дьявол»/Le Gentil Homme Le Diable (1925), "Месть женщины»/Vengeance of a Woman (1925), "Байки с ринга»/Ringside Tales (1925) и мн. др.
Поэзия: «Труд завершён. Исчезло всё...»/All fled — all done... (1936), «Возвращение Соломона Кейна»/Solomon Kane's Homecoming (1936), «Король и дуб» («Царь и дуб»)/The King and the Oak (1939), «Одно чёрное пятно»/The One Black Stain (1962), «Погибший друг»/The Return of Sir Richard Grenville (1968), «Песнь народа» («Песнь племени»)/A Song of the Race (1969), «Возвращение Соломона Кейна»/Solomon Kane's Homecoming (1971), «Баллада о короле Герайнте»/The Ballad of King Geraint (This is the tale of a nameless fight) (1989),
Пьесы: «Спящая красавица»/Sleeping Beauty (1926), «После игры»/After the Game (1926), «Песни ублюдков»/Songs of Bastards (1987), «Ублюдки все!»/Bastard All! (1987), «Стакан водки»/A Glass of Vodka (2007),
А также более 2-х десятков критических и популярных статей.
Экранизации: «Конан-варвар»/Conan the Barbarian (США, реж. Дж. Милиус, 1982), «Конан-разрушитель»/Conan the Destroyer (США, реж. Р. Флайшер, 1984), «Кулл-завоеватель»/Kull the Conqueror (США, реж. Дж. Николелла, 1997), «Соломон Кейн»/Solomon Kane (Чехия-Великобритания-Франция, реж. М. Дж. Бассетт, 2009), «Конан-варвар»/Conan the Barbarian (США, реж. М. Ниспел, 2011)
Источники:
https://fantlab.ru/autor59
http://asimovonline.ru/writers/robert-govard/
https://www.livelib.ru/author/5565-robert-govard