Краснокаменка (Кизилташ) в Крыму – объект под грифом «совершенно секретно» (22 фото)
На пути из Судака в Феодосию, посреди густого леса, в живописной долине урочища Кизилташ (красный камень), окруженной высокими скалами, расположено селение Кизилташ (ныне Краснокаменка). Различные находки обнаруженные в этой местности в конце XIX-XX веков (бронзовый сосуд-водолей, кольца, бусы, браслеты, восточные серебряные монеты, керамические изделия, эпиграфические памятники) свидетельствуют о том, что эта защищенная долина с источниками чистой воды и плодородными землями издревле привлекала людей.
Здесь живописная долина, окруженная со всех сторон высокими скалами. Создается ощущение, будто сама природа скрыла этот секретный объект. А из-за схожести местности с Альпами Краснокаменку еще называют Крымской Швейцарией.
Горные склоны урочища Кизилташ покрыты лесами из дуба пушистого, дуба скального и граба обыкновенного, часто встречаются реликтовые растения, занесенные в Красную книгу: можжевельник высокий, фисташка туполистная, многие виды орхидей.
Самая высокая вершина в окрестностях Краснокаменки — Сандык-Кая (Каменный лоб) — 698 метров над уровнем моря.
По территории Краснокаменки протекает Монастырский ручей (Кизилташский ручей, Лагым-Узень, длина 12 км), правый приток реки Отузка.
В 1856 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий основал в урочище Кизилташский мужской монастырь .
Небольшая пещера в скале с целебным источником, в начале XVIII века прославившаяся чудом обретения иконы Божией Матери, превратилась в скит с кельями на 50 послушников, церковью, двумя гостиницами, разнообразными службами.
В 1894 году в Кизилташском мужском монастыре обитало 65 человек. При советской власти монастырь был закрыт (в 1923 году).
На территории монастыря была открыта детская трудовая колония, позже земли были отданы Щебетовской сельскохозяйственной артели, а монастырские здания использовались под общежитие и клуб. С 1930 года на территории Кизилташа находился дом отдыха ВВС Московского военного округа, работавший до начала Великой Отечественной войны.
В годы Великой отечественной войны на территории монастыря располагалась база партизанского отряда. На территории монастыря произошли два крупных боя партизан с карательными отрядами, но монастырские постройки при этом не пострадали. С 1945 года по 1950 год в монастыре опять размещался санаторий московского военного округа.
В конце 1950 года, Совет Министров СССР принял решение о создании так называемых центральных баз хранения ядерного оружия - ЦБХ, то есть организаций, которые осуществляют сборку произведённых на заводах МСМ боеприпасов, хранят их, соблюдая в тайне сам факт хранения, производят при необходимости замену узлов с истекающими гарантийными сроками хранения, проверяют работу электронных и механических узлов на специальных стендах и при получении соответствующего приказа выдают ядерные боеприпасы в войска для боевого примененния.
Для организации одной из таких баз небезызвестный Лаврентий Павлович Берия, прочесывая Крым, и нашел Кизилташ, отгороженный горными отрогами от посторонних глаз.
Строительство началось в 1950 году силами строительного управления Министерства среднего машиностроения. Руководили работами специалисты Ленинградского метростроя. Большинство работ выполнялось силами специально отобранных заключенных (все имели допуск по форме один), имеющих опыт шахтных работ.
Вот сухие цифры, многое говорящие об условиях работы. Число заключенных
1 июня 1953—1837,
1 января 1954—1008,
1 января 1955—313,
1 января 1956—177.
В толще горы Кизилташ к 1955 году был проведен тоннель, аналогичный тоннелям метро, имевший второй выход в сторону Старого Крыма, закончены работы в главном сборочном зале, размеры которого превосходили размеры станций метрополитена (высота около 20 метров).
Главный сборочный зал, залы-хранилища и залы проверки работоспособности изделий соединялись транспортной сетью, позволявшей перемещать грузы на специальных вагонетках по рельсам.
Вход в тоннель перекрывался герметичным затвором массой несколько сотен тонн, который откатывался в нишу электроприводом.
На случай аварийной ситуации было предусмотрено перемещение затвора вручную.
Туалетом разрешалось пользоваться только в аварийных ситуациях, поэтому в случае необходимости приходилось добираться до выхода из тоннеля (два километра).
До появления в начале шестидесятых годов импульсных нейтронных источников в составе изделий применялись постоянно действующие нейтронные источники типов НИ-2 и НЗ-5Б, работа с которыми была чрезвычайно вредна для персонала.
Активные компоненты центральных частей зарядов снятых с эксплуатации изделий РДС-3 превращались в порошок, что сильно усложняло работу по их утилизации.
Часть отбывших сроки заключенных (при выполнении дневной нормы на 151 % день засчитывался за три) по окончании строительства осталась на объекте в качестве вольнонаемных в обслуживающих подразделениях предприятия.
На территории предприятия действовал сухой закон, в начальный период строительства запрещено было также иметь фотоаппарат (позднее запрет касался только съемок на объекте и окружающих гор).
Въезд на территорию спецпоселения разрешался только по специальным пропускам, выезд с объекта только по служебной надобности или в отпуск, любые родственные или гостевые визиты были запрещены. Связь — только служебная.
Телевидения не было — ближайший ретранслятор находился в Феодосии.
Почтовые отправления приходили в почтовые отделения крымских городов — вначале Симферополя, затем — Феодосии-13.
Собранные в Кизилташе изделия в сентябре 1956 года участвовали в учениях на семипалатинском полигоне. 10 сентября одна из бомб была сброшена с самолета Ту-16 с высоты 8000 метров и взорвана на высоте 270 метров. Тротиловый эквивалент - 38 килотонн.
В 1959 году из Кизилташа двумя железнодорожными составами были отправлены первые ядерные боеголовки в ГДР (Фюрстенберг).
В сентябре 1962 года (Операция «Анадырь») во время карибского кризиса шесть собранных в Кизилташе авиабомб серии «407 Н» на дизель-электроходе "Индигирка" были отправлены из Североморска в порт Мариель на Кубе.
В последующие годы в Кизилташе также осуществлялась разборка и утилизация ядерного оружия первого поколения. Ядерные заряды отправлялись на переработку, остальные узлы пускали под пресс на месте. Изделия поступали из самых отдаленных районов СССР. Так, после расформирования войсковой части в Анадыре ядерные боеприпасы были вывезены в Кизилташ.
О селе Кизилташе ходили легенды, что здесь собирал свою первую бомбу Курчатов, а еще о наличии тоннеля с выходом в Черное море где-то в районе Лисьей горы. Он был создан, чтобы подводные лодки могли скрытно заходить за ядерными припасами. Но это только легенды))
24 августа 1991 года Верховная Рада принимает постановление о подчинении Украине всех Вооружённых Сил СССР, находящихся на её территории. В это время на территории Украины находились 1272 межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками и большие запасы обогащённого урана.
24 октября 1991 г. принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины.
14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все ядерные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются, эти мероприятия финансируются США.
Урочище Кизилташ сегодня становится заманчивым для туристов объектом. Подобных сооружений, открытых для посещения, – считанные единицы. Лабиринты в недрах горы Кизилташ – идеальная цель для сталкеров и любителей урбанистического туризма.
В 2000 году в Кизилташ вернулись монахи, началось восстановление обители.
Кизилташ – это не только уникальный памятник эпохи «холодной войны», но и множество интересных объектов. Вы можете посетить Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского, который сейчас находится на стадии восстановления. Паломников к нему пропускают по специальному коридору – узкой и крутой лесной тропке под скалами горы Горданлы.
Кизилташ сегодня переживает переходный период. Из бывшей абсолютно закрытой военной базы он превращается в туристический поселок. Но все так же остается затерянным среди гор ущельем, привлекающим к себе людей.